Автор: Галимзянова Резеда Иреговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Надым,ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Народная ненецкая игра как средство познавательного, эмоционального развития и сохранения, и укрепления здоровья детей.
Раздел: дошкольное образование
Народная
ненецкая
игра
как
средство
познавательного,
эмоционального
развития
и
сохранения,
и
укрепления
здоровья детей.
Галимзянова Р. И.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ёлочка» г. Надыма», г. Надым, ЯНАО
В семье растет ребенок ... Родители хотят видеть его здоровым,
умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. "В
каких
бы
условиях
не
воспитывался
ребенок,
ему
необходимы
средства для своевременного и правильного развития движений:
просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к
действию,
подвижные
игры,
музыкальные
занятия,
а
также
специальные занятия физической культурой". [К.Д. Губерт, М.Л.
Рысс, 1981 г.]
Дошкольное образовательное учреждение «Ёлочка» -
единственное в городе и районе дошкольное образовательное
учреждение, которое носит статус детского сада компенсирующего
вида, с приоритетным направлением коррекционно-
оздоровительной деятельности.
В силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья
детей,
в
ДОУ
осуществляется
поиск
новых
перспективных
подходов
к
комплексному
решению
вопросов
оздоровления
подрастающего поколения.
Одним из средств развития и воспитания здоровых детей, является
народная
подвижная
игра,
для
которой
характерны
яркость
замысла, содержательность, простота и занимательность.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные
подвижные
игры
являются
традиционным
средством
педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни
людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести,
смелости,
мужестве,
желание
обладать
силой,
ловкостью,
выносливостью,
быстротой
и
красотой
движений,
проявлять
смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и
1
стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.
Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др.)
заботясь
о
просвещении,
образовании
и
воспитании
широких
народных
масс,
призывали
повсеместно
собирать
и
описывать
народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит
обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа,
своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Проживание на территории Ямало-Ненецкого национального
округа, где коренные жители ненцы, предполагает использование в
работе ненецких народных подвижных игр.
Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера,
они являются коренным населением трех автономных округов, их
традиционная материальная и духовная культура распространена
от
Кольского
полуострова
до
Енисея.
В
прошлом
это
одна
из
крайне
отсталых
в
культурном
отношении
народностей.
Но
ненецкий
народ,
покоряя
тундру,
благодаря
выс о ко й
приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении
веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал
уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких
сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.
Ненецкий народ испокон веков считал своей основной задачей –
воспитание
подрастающего
поколения
физически
закаленным,
психически
стойким,
выносливым,
сильным,
ловким,
смелым,
терпеливым,
умеющим
переносить
сложные
условия
Крайнего
С е в е р а .
В
э то й
ф о рм е
т р а д и ц и о н н о го
в о с п и т а н и я ,
регламентированной
сезонностью,
особенностями
быта,
промыслом
и
климатогеографической
средой
проживания,
ненецкий
народ
сумел
выработать
самобытные
физические
упражнения, национальные игры.
Ненецкие игры выступают в нескольких функциях:
1. Воспитательная –
проявление
личности
в
игровых
моделях
жизненных ситуаций.
2. Обучающая –
овладение
национальными
видами
спорта;
развитие
умений
и
навыков,
таких
как
память,
внимание,
2
восприятие
информации.
К
этой
функции
можно
отнести
следующие игры: «Ловля «оленей», «Постановка чума» и др.
3. Развивающая –
гармоничное
развитие
личностных
качеств;
развитие концентрации и жизненных сил, выносливости, сноровки,
которые необходимы тундровику. К этой функции можно отнести
игры,
перечисленные
выше
и
такие
как:
«Метание
колец
или
камней», «Нямдко» и др.
4. Коммуникативная –
установление
эмоционального
контакта.
Здесь
можно
выделить
игры,
такие
как:
«Нгухукова
–
игра
в
куклы», «Парнэко» и др.
5. Развлекательная –
отдых
в
свободное
время,
с о зд а н и е
благоприятной
атмосферы,
азарт.
Здесь
можно
выделить
следующие
игры:
«Жужжалка»,
«Волчок»
(пэсько),
«Игра
в
палочки», «Головоломки» (хобцо, пя хобцо) и другие.
Следует отметить, что одна и та же игра может выступать в
нескольких функциях.
Подвижная
игра
относится
к
тем
проявлениям
игровой
деятельности,
в
которых
ярко
выражена
роль
движений,
что
характерно
для
ненецкого
народа
–
это
ходьба,
бег,
прыжки,
лазанье,
метанье.
Эти
действия
ограничиваются
правилами,
направленными на преодоление различных трудностей на пути к
достижению поставленной цели. К этой группе можно отнести
следующие игры: «Каюр и собака», «Куропатки и охотники», «Бег
в снегоступах», «Полярная сова и мышки» и др.
В самостоятельную группу можно выделить спортивные игры. В
первую
очередь
к
ним
относятся
национальные
виды
спорта
«Тройной прыжок», «Прыжки через нарты», «Метание тынзяна на
хорей».
Хочется
отметить,
что
одной
из
возможных
форм
использования
подвижных
игр
является эстафета. Здесь
ребята
одновременно
знакомятся
с
национальными
видами
спорта,
развивается ловкость, быстрота и четкость движений, сноровка.
Конечно, подвижные игры,
прежде
всего
средство
физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и
совершенствовать
их
движения,
упражнять
в
беге,
прыжках,
3
лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют
активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют
лучшему
обмену
веществ,
кровообращению,
дыханию,
т.е.
повышению
жизнедеятельности
организма.
Игры повышают
устойчивость
ребенка
к
заболеваниям,
вызывают
мобилизацию
защитных
сил
организма,
способствуют
улучшению
питания
тканей, формированию скелета, правильной осанки.
Большое
влияние
подвижные игры
оказывают
также
и
на
нервно-психическое
развитие
ребёнка,
формирование
важных
качеств
личности.
Они
вызывают
положительные
эмоции,
развивают
тормозные
процессы:
в
ходе игры детям приходится
реагировать
движением
на
одни
сигналы
и
удерживаться
от
д в и ж е н и я
п р и
д р у г и х .
В
играх
развивается
вол я ,
сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные
действия
в
играх
сближают
детей,
доставляют
им
радость
от
преодоления
трудностей
и
достижения
успеха,
обеспечивают
эмоциональное
благополучие
каждого
ребёнка,
развитие
его
положительного
самоощущения,
компетентности
в
сфере
отношений
к
миру,
к
людям,
к
себе,
что
является
основными
целями дошкольного обучения и воспитания.
По содержанию ненецкие
игры классически лаконичны,
выразительны
и
доступны
ребенку.
Они
вызывают
активную
работу мысли, способствуют расширению кругозора (знакомят с
родным
краем,
его
растительным
и
животным
миром,
жизнью
ненецкого
народа),
уточнению
представлений
об
окружающем
мире,
совершенствованию
всех
психических
проце ссов,
стимулируют переход детского организма к более высокой ступени
развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а
вст речающие ся
в
некоторых
играх
зачины,
д и а л о г и
непосредственно
характеризуют
персонажей
и
их
действия,
которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей
активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета
и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также
много
познавательного
материала,
содействующего
расширению
4
сенсорной
сферы
ребенка,
развитию
его
мышления
и
самостоятельности действий.
Народные игры ненцев можно использовать в любое время года,
как в зале, так и на свежем воздухе. По своему характеру и целям
они соответствуют наиболее типичным производственно-бытовым
действиям
этих
народов.
Их
содержание
понятно
для
детей
различного возраста и благодаря этому ребенок быстрее, лучше
осваивает
окружающую
действительность,
познает
основную
деятельность этого народа, что помогает ему духовно, физически и
психически развиваться, уважительно относиться к людям других
национальностей.
П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок
приобретает
знакомство
с
привычками
и
обычаями
только
известной
местности,
семейной
жизни,
известной
среды,
его
окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством
всестороннего
воспитания
личности
ребенка,
развития
у
него
нравственных
качеств:
честности,
правдивости,
выдержки,
дисциплины, товарищества.
Зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А.
Виноградова,
являются
как
бы
игровой
прелюдией,
дают
возможность
быстро
организовать
игроков,
настроить
их
на
объективный
выбор
водящего,
безоговорочное
и
точное
выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность
или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Прилетели в тундру
утки –
позолоченные грудки,
чтоб утяток выводить…
А тебе сейчас водить!
Сильный северный олень
Нас катает целый день!
Но на нарту всем не
Сесть – значит, ты
5
Останься здесь!
Эти считалки с удовольствием проговариваются детьми в их
повседневных играх.
Основным
условием
успешного
внедрения
народных
игр
в
жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и
свободное
владение
обширным
игровым
репертуаром,
а
также
методикой педагогического руководства. Творчески используя игру
как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждаю
интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых
действий.
В ходе игры целесообразно привлекать внимание ребят к ее
содержанию, следить за точностью движений, которые должны
соответствовать
правилам,
за
дозировкой
физической
нагрузки,
делать
краткие
указания,
поддерживать
и
регулировать
эмоционально-положительное
настроение
и
взаимоотношения
играющих,
приучать
их
ловко
и
стремительно
действовать
в
создавшейся
игровой
ситуации,
оказывать
товарищескую
поддержку,
добиваться
достижения
общей
цели
и
при
этом
испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в
том,
чтобы
научить
детей
самостоятельно
и
с
удовольствием
играть.
Объяснение
новой
игры
может
проходить
по-разному, в
зависимости
от
ее
вида
и
содержания.
Так,
несюжетная
игра
объясняется
кратко,
лаконично,
эмоционально-выразительно.
Даётся
представление
о
ее
содержании,
последовательности
игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах
игры.
Можно
задать
один-два
уточняющих
вопроса,
чтобы
убедиться,
что
ребята
поняли
его
правильно.
Основная
часть
времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В
конце
игры
положительно
оцениваются
поступки
тех
ребят,
которые проявили смелость, ловкость, выдержку, товарищескую
взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному.
Например, предварительно рассказать о быте ненецкого народа, о
6
животном или растении, показывая иллюстрации, предметы быта и
искусства,
заинтересовывая
национальными
обычаями,
фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры,
пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и
перейти
к
распределению
ролей,
которое,
помимо
применения
считалок,
проходит
иногда
путем
назначения,
водящего
в
соответствии
с
педагогическими
задачами
(поощрить
и
активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на
примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонив
просьбу самоуверенного ребенка,
включиться в игру самому с
целью
показать
ответственность роли
водящего, от
действий
которого
зависит,
например,
правильность
ориентировки в
пространстве всех остальных игроков).
Нужно помнить, что главная задача заключается в том, чтобы
научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом
случае
они
приучаются
сами
в
любой
игровой
ситуации
регулировать
степень
внимания
и
мышечного
напряжения,
приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды,
находить выход из критического положения, быстро принимать
решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е.
дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в
будущей жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными
средствами
представляют
собой
основу
начального
этапа
формирования
гармонически
развитой
личности,
сочетающей
в
себе
духовное
богатство,
моральную
чистоту
и
физическое
совершенство.
7
Список литературы
1.
Окотэтто
Е.Н.
Ненецкие
подвижные
игры
с
детьми
дошкольного возраста. Тюмень, 1994.
2.
Коротков И.И.Подвижные игры детей. М., 1987.
3.
Сост.
Кенеман
А.В.,
Осокина
Т.И.
Детские
народные
подвижные игры. М., 1995.
4.
Под
ред.
Шапковой
Л.В.
Подвижные
игры
для
детей
с
нарушениями в развитии. Санкт-петербург, 2002.
Анкета для родителей
8
"Какое место занимает физкультура в вашей семье"
Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
__________________________________________________________
_______
Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
__________________________________________________________
_______
Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
__________________________________________________________
_______
Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
__________________________________________________________
_______
Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
Мама (да, нет),
папа (да, нет),
дети (да, нет),
взрослый вместе с ребенком (да, нет).
Регулярно или нерегулярно.
Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет
руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги
и т.д.)?
Знаете
ли
Вы
основные
принципы
и
методы
закаливания?
П е р е ч и с л и т е
и х .
__________________________________________________________
_______
Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да,
нет)
Что
мешает
вам
заниматься
закаливанием
детей
дома?
__________________________________________________________
_______
9
Кто
из
членов
семьи
чаще
всего
гуляет
с
ребенком?
__________________________________________________________
_______
Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в
выходные дни:
Подвижные игры
Спортивные игры
Настольные игры
Сюжетно - ролевые игры
Музыкально - ритмическая деятельность
Просмотр телепередач
Конструирование
Чтение книг.
10
11