Автор: Костерина Анастасия Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №458
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие нравственно - патриотических чувств посредством ознакомления с Малой Родиной"
Раздел: дошкольное образование
Сегодня я познакомлю Вас со своим опытом работы на тему «Развитие
нравственно – патриотических чувств посредством ознакомления с малой
Родиной».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого
любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, к ее истории,
прошлому, настоящему, ко всему человечеству».
Д.С.Лихачев
Дошкольное
детство
–
начало
жизни,
когда
закладываются
предпосылки
высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот,
кто
счастлив
у
себя
дома».
Патриотические
чувства
закладываются
в
процессе
жизни
и
бытия
человека,
находящегося
в
рамках
конкретной
социокультурной
среды.
Ребенок
с
момента
рождения
инстинктивно
и
естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким
образом, формирование у дошкольников любви к Родине с дошкольного
возраста следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в
условиях
малой
родины,
усвоения
принятых
норм
поведения,
взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Нижний Новгород –
благодатный
город
для
воспитания
лучших
человеческих
качеств
посредством русских народных традиций и культуры, многовекового опыта
мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Из бесед с детьми я выяснила, что дети недостаточно знают о своем городе,
родном
крае,
родители
посещают
с
детьми,
в
основном,
детские
развлекательные центры, Макдональдсы.
Цель
работы:
Формирование
нравственно
–
патриотических
чувств
у
дошкольников
через
приобщение
к
истории
и
культуре
родного
края,
знакомство с настоящим и прошлым малой Родины.
Я поставили следующие задачи:
1.
Организовать
развивающую
среду
в
группе
для
более
целостного
восприятия детьми истории и культуры родного края.
2.
Формировать
любовь
к
родному
городу,
интерес
к
прошлому
и
настоящему города через разные виды деятельности.
3.
Расширять представления о малой Родине: достопримечательностях,
культуре, традициях родного края.
4.
Формировать
представления
детей
о
гербе
и
флаге
Нижегородской
области, руководителях города и региона.
5.
Знакомить
детей
с
подвигами
героев
–
нижегородцев
ВОВ,
воспитывать уважение и чувство гордости за своих земляков.
6.
Обогащать знания детей о замечательных людях, прославивших свой
край.
7.
Воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным
памятникам, побуждать детей сохранять красоту города для будущих
поколений.
8.
Продолжать
знакомить
детей
с
изделиями
народных
промыслов
Нижегородской области: городецкая роспись, хохломская роспись и др.
9.
Повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников
в вопросах нравственно – патриотического воспитания.
Для решения поставленных задач я использую разнообразные формы работы:
Целенаправленные занятия
Беседы
Экскурсии в детскую библиотеку
Экскурсии в музе боевой славы
Рассматривание тематических альбомов
Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность
Праздники и развлечения
В группе организован центр нравственно – патриотического воспитания.
Проводя
анализ,
я
сделала
вывод,
что
недостаточно
наглядно
–
дидактического материала по ознакомлению детей с малой Родиной. Мною
был систематизирован материал по данной теме и оформлены:
Лэпбук «Нижний Новгород»
Библиотека детских книг Максима Горького.
Дидактические игры «Путешествие по городу», «Герои сказок Максима
Горького», «Угадай герб и флаг Нижегородской области» и др.
Музейные экспонаты «Герои – нижегородцы ВОВ», о них я расскажу
позже…
Тематические альбомы: «Достопримечательности города Нижнего
Новгорода», «Эти люди прославили мой город», «История создания
Нижнего Новгорода», «Ленинский район: вчера, сегодня, завтра»,
«Народные промыслы Нижегородской области» и др.
Изделия народных промыслов.
С целью реализации парциальной программы «Приобщение детей к истокам
русской
народной
культуры»
Князевой
О.Л.
,
Маханевой
М.Д.
в
группе
оформлен мини – музей народного быта, где дети знакомятся с убранством
русской избы, предметами быта. Музей был оформлен при активном участии
родителей.
В
группе
так
же
был
оформлен
центр
нравственно
–
патриотического
воспитания «Мой любимый город» при активном участии
родителей, где
расположена
демосистема,
на
которой
размещены
тематические
папки,
которые
систематически
меняются:
«Театры
Нижнего
Новгорода»,
«Культурные центры Нижнего Новгорода». Здесь Вы видите тематическую
выставку «Максим Горький и его творчество».
Знакомство с родным краем я стала осуществлять по темам: «Путешествие в
прошлое».
•
Мини – музей народного быта: знакомство с русской избой, с
предметами народного быта.
•
Экскурсии в детскую библиотеку им. С.Я.Маршака.
•
Участие в областном проекте «День чтения – круглый год».
•
Праздник «День народного единства».
•
Беседы на темы: «Основатель города Нижнего Новгорода», «История
основания Нижнего Новгорода», «Люди, прославившие наш город».
Знакомство с народными промыслами Нижегородской области
осуществлялась по следующим принципам:
Беседы с использование ИКТ технологий на темы: «Нижегородская
губерния – столица народных промыслов», «Хохломская роспись»,
«Городецкая роспись» и другие.
Изобразительная деятельность
Рассматривание изделий народных промыслов.
Особое место в воспитании к своей малой Родине принадлежит такой
результативной форме работы, как экскурсии. На экскурсии дети получили
знания о героях – нижегородцах. Постигая новое, дети начинают активно
общаться между собой и с взрослыми. Познавательный интерес отражается в
рисунках детей.
Каждый год у нас в детском саду и в группах оформлены мини – музеи
боевой славы «Этих дней не смолкнет слава».
Проходит выставка детских творческих работ «Этот День Победы»
Оформляется выставка детской художественной литературы.
Ежегодно проводится конкурс юных чтецов «Я помню, я горжусь!»
Праздник «День Победы», где дети поют военные песни, танцуют.
«Любимый Нижний Новгород»
Развлечение «День города»
Разучивание песен о Нижнем Новгороде
Заучивание стихотворений о родном крае.
Экскурсии в детскую библиотеку им. С. Я. Маршака.
Чтение художественной литературы.
Тематические беседы.
Рассматривание тематических альбомов.
Участие в районной выставке «Пейзажи родного края».
Работа с дошкольниками строилась и в форме путешествий по родному
городу, где дети имели возможность любоваться красотой города, учились
беречь и любить свою малую Родину.
Был оформлен тематический фотоальбом «Прогулки по городу».
В процессе познания с малой Родиной воспитанники научились бережно
относиться к природе родного края, достопримечательностям города. Дети
стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу,
родной природе. Дошкольники научились сравнивать и сопоставлять события
и явления, видеть старое и новое, научились воспринимать конкретные
исторические события, познакомились с биографией известных людей,
прославивших наш город.
Дети стали проявлять интерес к событиям военных лет, испытывать
чувство гордости за своих земляков, героев – нижегородцев ВОВ. В процессе
работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился
и активизировался словарь, расширилось представление об окружающем
мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении
родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей
выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за
нравственно – патриотическое воспитание детей.