Напоминание

"Развитие нравственно - патриотических чувств посредством ознакомления с Малой Родиной"


Автор: Костерина Анастасия Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №458
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие нравственно - патриотических чувств посредством ознакомления с Малой Родиной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сегодня я познакомлю Вас со своим опытом работы на тему «Развитие

нравственно – патриотических чувств посредством ознакомления с малой

Родиной».

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно

расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, к ее истории,

прошлому, настоящему, ко всему человечеству».

Д.С.Лихачев

Дошкольное

детство

начало

жизни,

когда

закладываются

предпосылки

высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот,

кто

счастлив

у

себя

дома».

Патриотические

чувства

закладываются

в

процессе

жизни

и

бытия

человека,

находящегося

в

рамках

конкретной

социокультурной

среды.

Ребенок

с

момента

рождения

инстинктивно

и

естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким

образом, формирование у дошкольников любви к Родине с дошкольного

возраста следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в

условиях

малой

родины,

усвоения

принятых

норм

поведения,

взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Нижний Новгород –

благодатный

город

для

воспитания

лучших

человеческих

качеств

посредством русских народных традиций и культуры, многовекового опыта

мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Из бесед с детьми я выяснила, что дети недостаточно знают о своем городе,

родном

крае,

родители

посещают

с

детьми,

в

основном,

детские

развлекательные центры, Макдональдсы.

Цель

работы:

Формирование

нравственно

патриотических

чувств

у

дошкольников

через

приобщение

к

истории

и

культуре

родного

края,

знакомство с настоящим и прошлым малой Родины.

Я поставили следующие задачи:

1.

Организовать

развивающую

среду

в

группе

для

более

целостного

восприятия детьми истории и культуры родного края.

2.

Формировать

любовь

к

родному

городу,

интерес

к

прошлому

и

настоящему города через разные виды деятельности.

3.

Расширять представления о малой Родине: достопримечательностях,

культуре, традициях родного края.

4.

Формировать

представления

детей

о

гербе

и

флаге

Нижегородской

области, руководителях города и региона.

5.

Знакомить

детей

с

подвигами

героев

нижегородцев

ВОВ,

воспитывать уважение и чувство гордости за своих земляков.

6.

Обогащать знания детей о замечательных людях, прославивших свой

край.

7.

Воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным

памятникам, побуждать детей сохранять красоту города для будущих

поколений.

8.

Продолжать

знакомить

детей

с

изделиями

народных

промыслов

Нижегородской области: городецкая роспись, хохломская роспись и др.

9.

Повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников

в вопросах нравственно – патриотического воспитания.

Для решения поставленных задач я использую разнообразные формы работы:

Целенаправленные занятия

Беседы

Экскурсии в детскую библиотеку

Экскурсии в музе боевой славы

Рассматривание тематических альбомов

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность

Праздники и развлечения

В группе организован центр нравственно – патриотического воспитания.

Проводя

анализ,

я

сделала

вывод,

что

недостаточно

наглядно

дидактического материала по ознакомлению детей с малой Родиной. Мною

был систематизирован материал по данной теме и оформлены:

Лэпбук «Нижний Новгород»

Библиотека детских книг Максима Горького.

Дидактические игры «Путешествие по городу», «Герои сказок Максима

Горького», «Угадай герб и флаг Нижегородской области» и др.

Музейные экспонаты «Герои – нижегородцы ВОВ», о них я расскажу

позже…

Тематические альбомы: «Достопримечательности города Нижнего

Новгорода», «Эти люди прославили мой город», «История создания

Нижнего Новгорода», «Ленинский район: вчера, сегодня, завтра»,

«Народные промыслы Нижегородской области» и др.

Изделия народных промыслов.

С целью реализации парциальной программы «Приобщение детей к истокам

русской

народной

культуры»

Князевой

О.Л.

,

Маханевой

М.Д.

в

группе

оформлен мини – музей народного быта, где дети знакомятся с убранством

русской избы, предметами быта. Музей был оформлен при активном участии

родителей.

В

группе

так

же

был

оформлен

центр

нравственно

патриотического

воспитания «Мой любимый город» при активном участии

родителей, где

расположена

демосистема,

на

которой

размещены

тематические

папки,

которые

систематически

меняются:

«Театры

Нижнего

Новгорода»,

«Культурные центры Нижнего Новгорода». Здесь Вы видите тематическую

выставку «Максим Горький и его творчество».

Знакомство с родным краем я стала осуществлять по темам: «Путешествие в

прошлое».

Мини – музей народного быта: знакомство с русской избой, с

предметами народного быта.

Экскурсии в детскую библиотеку им. С.Я.Маршака.

Участие в областном проекте «День чтения – круглый год».

Праздник «День народного единства».

Беседы на темы: «Основатель города Нижнего Новгорода», «История

основания Нижнего Новгорода», «Люди, прославившие наш город».

Знакомство с народными промыслами Нижегородской области

осуществлялась по следующим принципам:

Беседы с использование ИКТ технологий на темы: «Нижегородская

губерния – столица народных промыслов», «Хохломская роспись»,

«Городецкая роспись» и другие.

Изобразительная деятельность

Рассматривание изделий народных промыслов.

Особое место в воспитании к своей малой Родине принадлежит такой

результативной форме работы, как экскурсии. На экскурсии дети получили

знания о героях – нижегородцах. Постигая новое, дети начинают активно

общаться между собой и с взрослыми. Познавательный интерес отражается в

рисунках детей.

Каждый год у нас в детском саду и в группах оформлены мини – музеи

боевой славы «Этих дней не смолкнет слава».

Проходит выставка детских творческих работ «Этот День Победы»

Оформляется выставка детской художественной литературы.

Ежегодно проводится конкурс юных чтецов «Я помню, я горжусь!»

Праздник «День Победы», где дети поют военные песни, танцуют.

«Любимый Нижний Новгород»

Развлечение «День города»

Разучивание песен о Нижнем Новгороде

Заучивание стихотворений о родном крае.

Экскурсии в детскую библиотеку им. С. Я. Маршака.

Чтение художественной литературы.

Тематические беседы.

Рассматривание тематических альбомов.

Участие в районной выставке «Пейзажи родного края».

Работа с дошкольниками строилась и в форме путешествий по родному

городу, где дети имели возможность любоваться красотой города, учились

беречь и любить свою малую Родину.

Был оформлен тематический фотоальбом «Прогулки по городу».

В процессе познания с малой Родиной воспитанники научились бережно

относиться к природе родного края, достопримечательностям города. Дети

стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу,

родной природе. Дошкольники научились сравнивать и сопоставлять события

и явления, видеть старое и новое, научились воспринимать конкретные

исторические события, познакомились с биографией известных людей,

прославивших наш город.

Дети стали проявлять интерес к событиям военных лет, испытывать

чувство гордости за своих земляков, героев – нижегородцев ВОВ. В процессе

работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился

и активизировался словарь, расширилось представление об окружающем

мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении

родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей

выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за

нравственно – патриотическое воспитание детей.



В раздел образования