Напоминание

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".


Автор: Коробкова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья на тему:
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 87 комбинированного вида»

Статья на тему:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

посредством ознакомления с природой родного края».

Публикация на официальном сайте Всероссийского издания «Слово

педагога» (Свидетельство о публикации серия № от )

Воспитатель: Коробкова Галина Александровна

г.Орёл

2020 год

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком

уж великий урон нанесён живой природе.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на

сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её

охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного

поведения в природе, необходимо воспитывать с ранних лет.

Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к

природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой

природе и заботиться о природных объектах? Как развивать у детей любовь

к природе и стремление защищать её?

В своей работе, для решения вопросов экологического воспитания

детей старшего дошкольного возраста, я использую традиционные подходы и

современные технические средства обучения. В период дошкольного детства

происходит становление человеческой личности, формирование начала

экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к

живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Целью моей работы в вопросе экологического воспитания детей

старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой

родного края, является знакомство с разнообразием флоры и фауны.

Формирование у детей осознанно правильное отношение к представителям

живой природы. Убеждение, что красота природы родного края – бесценна,

поэтому её надо охранять.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

- систематизировать знания детей об окружающем мире;

-формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;

-воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и

многообразия;

-развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;

-расширять и систематизировать знания о растительном и животном

мире Орловской области;

-развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира

через чтение стихов о родной природе поэтов и писателей Орловской

области, через практическую деятельность;

-развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и

вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;

-развивать художественное творчество, организуя выставки рисунков на

темы бережного отношения к природе родного края.

Результатами моей работы является следующее:

-проявляется стойкий интерес у детей к общению с природой родного

края, Орловской области, стремление к исследованию объектов природы,

умение проводить опыты и делать выводы, устанавливать причинно-

следственные связи, отражать свои впечатления в разных видах

деятельности, занятия поисковой деятельностью, участие в конкурсах

экологической направленности;

-пополняются знания о различиях живой и неживой природы,

значении и свойствах воздуха, воды, почвы в жизни живых объектов

природы, особенностях природы Орловской области, умение отличать и

называть характерные признаки времён года, объясняя причины их смены;

-формирование знаний о жизни растений, условий необходимых для их

роста, навыков правильного ухода за растениями в уголке природы, на

участке детского сада;

-закрепление представления о разнообразии животных родного края,

Орловской области, их детёнышах, условиях их жизни, способах ухода за

ними;

-бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению

по отношению к миру природы, желание сохранить и приумножить

природные богатства;

-овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.

Знакомство с профессиями эколог, биолог, зоолог и включение этих

профессий в игровую деятельность;

-вовлечение родителей и детей в проектную деятельность;

-пополнение предметно-развивающей среды в группе по изучению

природы родного края, создание экологической тропы на участке, увеличение

количества объектов живой природы: деревьев, цветов, кустов на участке.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие)

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту

природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего,

как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к

окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е.

осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и

сберечь природу и т.д.

Критериями сформированного, осознанного и активного гуманного

отношения к природе являются следующие:

- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе,

основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для

человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в

практической деятельности и в быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной

заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из

следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа

взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его

будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,

следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех

нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся

впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание,

сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого

существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою

собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное

отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о

тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в

беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция,

как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за

комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и

т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно

вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и

боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они

занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей

покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь

замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им

соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей

противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и

жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них

необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания

происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных

дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых

живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих

потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,

приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом

сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят,

исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое

равновесие). В то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и

все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей

гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для

их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и

полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание

положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной

работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок,

выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств

сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и

укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности

объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему

воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий

экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить

и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание

детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и

поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту

жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным

подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное,

всегда помнить, что прежде чем научить детей видеть красоту и понимать

суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их

эмоциональную сферу, так как чувства дошкольников еще недостаточно

устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного

непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это,

является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная

группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие

природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный

материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи,

пословицы, поговорки, загадки, особое внимание, обращая на народные

приметы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того,

что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и

каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

В процессе моей работы по данному направлению стараюсь

воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость,

любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о

ней.

Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных

задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей

здесь очень много.

Литература

1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений

личности. – М.: «Школа здоровья», 1995, т. 1,2.

4. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского

сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.

5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей

детсада. – М.: Просвещение, 1982.

6. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд.3-е. М., 1976.

7. Макаровская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

8. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. –

М.: «Новая школа», 1993.

9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.

Издат.центр «Академия», 1999.

10. Николаева С.Н. Метод.пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,

11. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для

работы с родителями учреждений. М., 1993.

12. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.

13. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию

дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992.

14. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.



В раздел образования