Автор: Коробкова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья на тему:
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 87 комбинированного вида»
Статья на тему:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
посредством ознакомления с природой родного края».
Публикация на официальном сайте Всероссийского издания «Слово
педагога» (Свидетельство о публикации серия № от )
Воспитатель: Коробкова Галина Александровна
г.Орёл
2020 год
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком
уж великий урон нанесён живой природе.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на
сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её
охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного
поведения в природе, необходимо воспитывать с ранних лет.
Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к
природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой
природе и заботиться о природных объектах? Как развивать у детей любовь
к природе и стремление защищать её?
В своей работе, для решения вопросов экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста, я использую традиционные подходы и
современные технические средства обучения. В период дошкольного детства
происходит становление человеческой личности, формирование начала
экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к
живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Целью моей работы в вопросе экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой
родного края, является знакомство с разнообразием флоры и фауны.
Формирование у детей осознанно правильное отношение к представителям
живой природы. Убеждение, что красота природы родного края – бесценна,
поэтому её надо охранять.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
- систематизировать знания детей об окружающем мире;
-формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
-воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и
многообразия;
-развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
-расширять и систематизировать знания о растительном и животном
мире Орловской области;
-развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира
через чтение стихов о родной природе поэтов и писателей Орловской
области, через практическую деятельность;
-развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и
вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
-развивать художественное творчество, организуя выставки рисунков на
темы бережного отношения к природе родного края.
Результатами моей работы является следующее:
-проявляется стойкий интерес у детей к общению с природой родного
края, Орловской области, стремление к исследованию объектов природы,
умение проводить опыты и делать выводы, устанавливать причинно-
следственные связи, отражать свои впечатления в разных видах
деятельности, занятия поисковой деятельностью, участие в конкурсах
экологической направленности;
-пополняются знания о различиях живой и неживой природы,
значении и свойствах воздуха, воды, почвы в жизни живых объектов
природы, особенностях природы Орловской области, умение отличать и
называть характерные признаки времён года, объясняя причины их смены;
-формирование знаний о жизни растений, условий необходимых для их
роста, навыков правильного ухода за растениями в уголке природы, на
участке детского сада;
-закрепление представления о разнообразии животных родного края,
Орловской области, их детёнышах, условиях их жизни, способах ухода за
ними;
-бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению
по отношению к миру природы, желание сохранить и приумножить
природные богатства;
-овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
Знакомство с профессиями эколог, биолог, зоолог и включение этих
профессий в игровую деятельность;
-вовлечение родителей и детей в проектную деятельность;
-пополнение предметно-развивающей среды в группе по изучению
природы родного края, создание экологической тропы на участке, увеличение
количества объектов живой природы: деревьев, цветов, кустов на участке.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего,
как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к
окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е.
осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и
сберечь природу и т.д.
Критериями сформированного, осознанного и активного гуманного
отношения к природе являются следующие:
- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе,
основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для
человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в
практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной
заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из
следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа
взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его
будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,
следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех
нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся
впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание,
сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого
существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою
собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное
отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о
тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в
беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция,
как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за
комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и
т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно
вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и
боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они
занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей
покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь
замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им
соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей
противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и
жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них
необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания
происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных
дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых
живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих
потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,
приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом
сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят,
исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое
равновесие). В то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и
все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей
гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для
их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и
полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание
положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной
работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок,
выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств
сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и
укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности
объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему
воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий
экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить
и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание
детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и
поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту
жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным
подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное,
всегда помнить, что прежде чем научить детей видеть красоту и понимать
суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их
эмоциональную сферу, так как чувства дошкольников еще недостаточно
устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного
непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это,
является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная
группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие
природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный
материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи,
пословицы, поговорки, загадки, особое внимание, обращая на народные
приметы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того,
что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и
каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
В процессе моей работы по данному направлению стараюсь
воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость,
любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о
ней.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных
задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей
здесь очень много.
Литература
1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений
личности. – М.: «Школа здоровья», 1995, т. 1,2.
4. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского
сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.
5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей
детсада. – М.: Просвещение, 1982.
6. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд.3-е. М., 1976.
7. Макаровская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
8. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. –
М.: «Новая школа», 1993.
9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.
Издат.центр «Академия», 1999.
10. Николаева С.Н. Метод.пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,
11. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для
работы с родителями учреждений. М., 1993.
12. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
13. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию
дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992.
14. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.