Автор: Елесютикова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: Левокумского муниципального района Ставрополького края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Имя прилагательное
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Имя прилагательное»
Вид урока: Обобщающий, проблемно - поисковый
Цели урока: Воспитание культуры речевого общения.
Развитие
точной,
правильной,
грамотной
устной
и
письменной
речи.
Развитие
коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться
со
сверстниками)
Задачи урока:
Повторить изученное по теме «Имя прилагательное». Закрепить
правописание окончаний имён прилагательных.
Ход урока
1. Организационный этап.
Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения
на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день
принес вам радость общения друг с другом.
- Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)
- Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.
2. Мобилизирующий этап.
Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку
Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность
посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие
внимания, наблюдательности.
1 .Самоопределение к деятельности.
-Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
(часть речи имя прилагательное)
- Сегодня у нас необычный урок.
Мы сегодня говорим не просто о прилагательных, а о весенних прилагательных. Как вы
думаете почему?
Это дерево не простое. Это дерево - успеха. Как вы, думаете, а чей это может быть успех?
(Наш) Правильно. В конце урока мы увидим, какие у нас успехи.
2. Актуализация опорных знаний.
- Перед тем как отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться. Собрать
знания, которые нам понадобятся в пути.
Всё интересное на уроке нам необходимо будет
записывать. Поэтому урок начнём с минутки чистописания, используя «Письмо с
секретом».
- Итак, перед тем как отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться. Собрать
знания, которые нам понадобятся в пути.
Для этого мы и будем выполнять первое задание.
Аукцион «Имя прилагательное»
- Скажите, а что дают человеку знания по теме «Имя прилагательное»?
А чтобы проверить те знания, которые у нас имеются проведём тест. Нам необходимо
открыть все замки в словосочетаниях.
- Прочитайте задание?
- Как будете выполнять задание?
Взамопроверка
Поднимите руки у кого нет ошибок.
У кого 1 -2 ошибки?
Эта работа в парах, вы должны работать быстро и дружно.
- Желаю удачи!
ФИЗМИНУТКА
И
сегодня
на
уроке,
во
время
нашего
путешествия,
мы будем учиться правильно
употреблять в письменной и устной речи имена прилагательные, учиться определять
грамматические категории прилагательного.
- Итак, давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
Какие шаги мы должны сделать, чтобы определить падеж прилагательного?
Составление алгоритма:
1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2 шаг - определить падеж у имени существительного.
3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.
(каждый шаг памятки открывается на экране)
6. Самостоятельная работа
- Итак, наше путешествие подходит к концу, и мы как настоящие путешественники можем
написать небольшой рассказ о нем.
Работа в парах
(Текст на слайде. Каждая пара получает одну карточку)
Мы путешествовали по весенн(ему) лесу. Дышали чист(ым) горн(ым) воздухом.
Наблюдали за удивительн(ой) красотой родн(ой) природы. Нам очень понравилось
весенн(ее) путешествие!
Задание: Спишите
текст.
Вставьте
пропущенные
буквы.
Выделите
окончания
прилагательных. Укажите падеж имен прилагательных.
Фронтальная проверка
- Давайте проверим, как вы справились с заданием?
(Читаем предложение, находим прилагательное и существительное, к которому относится
прилагательное)
- Так как же вы определяли падеж прилагательного? (по существительному, к которому
оно относится.)
Вы доказали, что даже сложные задания вы выполняете быстро и качественно.
6. Творческая работа (дифференцированная). Работа на карточках.
1-е задание. Впиши имена прилагательные, обозначающие время, качество, плотность,
настроение.
Наступает__________весна. Солнце льёт на землю______лучи.
________цветы
распустят свои _______головки, умоются________________водой и засияют
_____________ улыбкой.
2-е задание. Запиши имена прилагательные по смыслу, чтобы получилась загадка про
берёзу
_____________
почки,
_____________
листочки,
_____________
кора,
_____________
бахрома.
3- задание. Подчеркни имена прилагательные, определи у них число, род
В школе тихо и светло В этот ранний час. Сквозь оконное стекло Ветви смотрят в
класс.
Дети зачитывают своё творчество.
Работа с синонимами и антонимами
- Молодцы, ребята! Пока ребята выполняли задания, дерево .Что произошло с деревом?
- Дерево зазеленело.
- Как вы думаете, что находится в кроне нашего дерева «Успеха»?
- Это же наши знания, которые у нас были и которые мы получили на этом уроке!
- Ребята, скажите. Какое это дерево?
- Большое, красивое, зелёное, и. т. д. Успешное.
7. Рефлексия