Автор: Холоденко Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ширинская СШ № 18
Населённый пункт: село Шира Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова
Раздел: начальное образование
Русский язык
Тема: Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова .
Цель: дать понятие лексического значения слова, как единства звучания и
значения. Выявление слов, значения которых требует уточнения.
Предметные: осваивают первоначальные научные представления о лексике
как элементе системы и структуры языка.
Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные
цели, проявлять ум
Желание учиться.
Метопредметные:
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое
предположение.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать
новое от известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить
ответы на вопросы.
Коммуникативные: умение оформлять сои мысли в устной форме , слушать и
понимать речь других.
Ход урока:
Мы начинаем урок русского языка. Какие качества нам понадобятся, чтобы
на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
(внимательность, наблюдательность, работа в команде, поддержка друг друга)
1.
Немого разомнемся.
Прочитайте слова, расположенные на карточках
ОРФОГРАФИЯ
ЛЕКСИКА
ФОНЕТИКА
- Что обозначают эти слова?
- Что мы можем повторить на уроке, встретившись с этими науками? В чем
поупражняться? (составлять звуковую модель слова; посчитать количество
букв и звуков в слове; правописание основных орфограмм, объяснить
лексическое значение слов)
- В абсолютно правы. Сегодня мы будем повторять то, с чем познакомились
во 2 классе. А хозяйкой на уроке будет наука ЛЕКСИКА.
- Что изучает лексика?
3. Приготовьте руки. Предлагаю выполнить гимнастику для пальчиков. К
какому виду работы приготовились? ( к чистописанию)
- Чему учимся на чистописании?
- Посмотрите на доску: глу.
- Какое задание можем выполнить? (можем набрать различные сочетания,
используя только эти буквы
Глу гул угл луг лгу
- Что вы заметили? (получились слова)
_ Что такое луг?
- уточним значение этого слова в толковом словаре.
- Мы объяснили лексическое значение слова луг.
- Кто может придумать задание с этим словом?
- Предлагаю составить и записать транскрипцию слова «луг»
- Посмотрите на транскрипцию этого слова, если бы вы не знали, что это
транскрипция слова «луг», какое другое слово вы могли бы написать? (лук)
- Объясните лексическое значение слова лук. ( растение, оружие)
- Как называются слова которые звучат и пишутся одинаково, но имеют
разное лексическое занчение? (омонимы)
- Какие группы слов мы еще знаем? (синонимы, антонимы)
4. - Какие слова называются синонимами? ( близкие по занчению, но
имеющие разные корни)
- Найдите существительное. Запишите его в тетрадь. Назовите и запишите
синонимы (гул- шум, рокот)
- Вернемся к чистописанию. Найдите глагол (лгу)
Подберите синонимы (вру, обманываю)
- Какие чувства вызывают у вас эти слова?
- Постараемся никогда не совершать подобные действия.
- В чем упражнялись на уроке? Для чего нужны данные знания?
(увеличиваем словарный запас, речь становится выразительной, точной)
ФИЗМИНУТКА
5. А теперь поиграем в игру наоборот
Пришел черед Сыграть в игру "Hаоборот"
Скажу я слово "Высоко",
А ты ответишь: "Hизко".
Скажу я слово "Далеко",
А ты ответишь:... ("близко").
Скажу я слово "Потолок",
А ты ответишь:... ("пол").
Скажу я слово "Потерял".
И скажешь ты: ... ("нашёл").
Скажу тебе Я слово "Трус",
Ответишь ты:... ("храбрец").
Теперь "Hачало" Я скажу, -
Hу, отвечай:... ("конец")!
-Кто понял по игре , с какими словами будем работать дальше?
- Какие слова называются анонимами?
6. Работа по учебнику стр 96 упр 5. ( Измени приставку так, чтобы слово
стало противоположным по смыслу, обозначь приставки)
Прибежал, вошел, унести, вылить, отплыть.
Фронтальная проверка.
7. Словарная работа
- На доске наборы букв ьлерпа, ьнюи, ьрбятко, ьравня, ьларвеф
Игра «Перевертыши». Прочитайте слова справа налево (апрель, июнь,
октябрь, январь, февраль)
- Что общего у этих слов? (названия месяцев, словарные слова)
- Значит какой следующий этап урока? (словарная работа)
М..тро, к..рзина, обл..ко, к..но, п..льто.
- Повторим правописание этих слов, используя веер.
- что нужно делать, чтобы писать слова с непроверяемыми безударными
гласными в корне? ( запомнить правописание или обратиться к словарю)
- Какие словари вы знаете? (толковый, орфографический)
- Чем они отличаются?
- На какие группы можно разделить эти слова? ( изменяемы и неизменяемые)
- Что можно сказать о неизменяемых существительных? (не имеют
окончания, т.к. не меняют форму слова)
Показываю на карточке слово «кафтан».
- Попробуйте найти среди словарных слов синоним к нему. (пальто)
- Используем ли мы это слово в современном языке? (это устаревшее слово)
8. Работа в парах. На карточках вразброс даны слова и их значения: ветеран,
вираж, легенда, пират, старый воин, крутой поворот, народное поверье,
морской разбойник.
- Прочитайте слова, объяснения к ним. Обсудите в паре и запишите в тетрадь
слова, через тире, что они обозначают.
Проверка фронтальная
- Какое задание мы выполняли? (объясняли лексическое значение слова)
- Когда чаще встречаемся с лексикой?
9. Рефлексия.
– Что вспоминали сегодня на уроке?
- Что было интересно?
- Где вам пригодятся эти знания?
- Какой вид работы вы бы хотели повторить?
Оцените свою работу смайликами на веере.
Выставление оценок, дом задание стр 97 упр 6