Автор: Ахмадиева Разиля Аслямовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: Внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию
Тема: «Почтение родителей – уважение тебе»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Башкирская
гимназия №158 имени Мустая Карима» городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Сценарий внеклассного занятия во 3 классе
по духовно-нравственному воспитанию
«Почтение родителей – уважение тебе»
Подготовила: воспитатель ГПД
Ахмадиева Разиля Аслямовна
2019
Цели и задачи:
Обучение навыкам общения и сотрудничества;
Формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры
поведения;
Развитие коммуникативных умений в процессе общения;
Введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,
формирование личности.
Показать детям, что они должны с почтением относиться к окружающим
людям, особенно к старшему поколению.
Разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения в семье.
Убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего
поколения.
Прививать желание быть вежливыми, добрыми, уважительными,
помощниками в семье.
Оборудование:
Солнце, тучка, карточки с деформированными пословицами, иллюстрации к
притче «Воробей», изображение Петра 1, распечатка правил из указа Петра 1
«Юности честное зерцало…» для индивидуальной работы, памятки детям об
отношении к родителям, запись музыки к песне «Родительский дом».
Воспитатель: Сегодняшний мы начнем с притчи. Называется она “Воробей”.
В саду, недалеко от дома, сидели на скамье пожилой отец и возмужалый сын.
Был солнечный день.
Отец тихо любовался природой, а сын читал газету.
Мимо них пролетела птичка и села недалеко на куст.
Отец у сына спросил:
- Что это?
Сын нехотя взглянул на птичку и ответил:
- Воробей.
После чего отец приподнялся немного, посмотрел внимательнее и опять
спросил?
- Что это?
Сын резко ответил:
- Отец, я же только что сказал – это воробей.
Воробей взлетел и, пролетев несколько метров, сел на землю.
Отец, следя за полетом птицы, через некоторое время опять задал вопрос
сыну:
- Что это?
Сын уже нервным голосом ответил:
- Это воробей, отец, воробей. В-О-Р-О-Б-Е-Й!
Отец, как бы ни слыша того, что ему говорит его сын, задает ему тот же
вопрос:
- Что это?
Сын рассердился и не выдержал:
- Зачем ты меня все время спрашиваешь?! Это воробей, сколько раз я еще
могу тебе это повторять?! Тебе тяжело это запомнить?!
Старик встал и направился к дому.
- Ты куда пошел? – воскликнул сын.
Отец только отмахнулся рукой и ушел.
Через несколько минут он вернулся со старой толстой тетрадью. Открыв ее, и
найдя нужную страницу, он дал ее своему сыну и показал, где читать.
Сын начал читать:
- Сегодня я и мой маленький сын, которому недавно исполнилось три годика,
гуляли в парке. Когда перед нами сел воробей, то мой сын спросил меня 21
раз: «Что это?». И ровно столько же раз я ответил, что это воробей. Каждый
раз я обнимал его, а он снова и снова спрашивал меня. И я совершенно не
сердился на своего любимого маленького мальчика.
После прочитанного сын обнял своего отца и так они еще долго сидели.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём эта притча, в чём её смысл? Что автор
пытался до нас донести?
Ответы ребят: К родителям надо относиться с уважением, терпением,
почитанием.
Воспитатель: Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.
Ответы ребят.
Воспитатель: А можно вот так?: “Почитай родителей своих” . В
православной Библии рассказывается о законах, которые Бог дал людям для
правильной жизни. пятый закон гласит «Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле».
- А что значит «почитай», от какого слова оно образовалось? Читать?
- От слова «почтение»? А что значит почтение? (выслушать мнения,
похвалить)
- К кому мы должны проявлять в семье уважение? Но ведь написано только
отца и мать! Наверно, других не обязательно уважать?
- Правильно, в семье все должны проявлять уважение друг к другу.
- Как вы понимаете слово «семья»? (Это те близкие нам люди: мама, папа,
бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся
с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание
каждому члену семьи).
- Иногда нам приходится слышать такое выражение «дружная семья».
Сейчас я вам расскажу одну историю, вы внимательно слушайте, для того
чтобы ответить на вопрос: «Почему данную семью называют дружной?»
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100
человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя.
И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это
правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь,
не обижая друг друга?» Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100
слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было
написано 100 раз одно и то же слово - «понимание».
-Что необходимо вам для того, чтобы было тепло в семье?
Любовь, ласка, добро, уважение.
Это необходимо только вам?
Нет, любовь нужна всей семье.
Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!
Воспитатель: Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья.
Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли, огорчений, страданий. Все,
что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость.
Ещё с древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к
старшему поколению. В 1717 году царь Пётр 1 издал указ «Юности честное
зерцало или показание к житейскому обхождению». Вам сейчас предстоит
самостоятельно ознакомиться с правилами отношения детей к родителям.
Прочитайте внимательно, перескажите своими словами.
Детям раздаются отдельные правила из указа:
Во-первых, прежде всего должны дети отца и мать в великой почести
держать. И когда от родителей им приказано бывает шляпу в руках держать и
возле них не садиться, и немного стоять их в стороне, подобно слугам. - Дети
не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем
повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.
- Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда
они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
- Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не
криком, и что говорить, должна быть правда истинная.
- Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как
услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.
Дети работают в группах, обсуждают.
-О каких правилах был издан указ Петра 1?
-Какие из них вам особенно запомнились?
-Как вы понимаете эти правила?
-Какие из них сегодня нужны? Зачитайте.
-Поднимите руку те, кто хоть одно из услышанных правил выполняет.
- А сейчас обратимся к миру мудрых мыслей и подумаем, насколько ваши
рассуждения сегодня соответствуют вековой мудрости, причём разных
народов. Эти советы мы узнаем, собрав пословицы на лучах для нашего
солнышка.
Дети собирают пословицу, прочитывают, прикрепляют лучи к солнцу,
объясняют, чему она учит.
Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская.)
Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская).
У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская).
Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская),
Родители детям плохо не скажут. (Мордовская).
Слушай наставления отца-матери – не заблудишься. (Белорусская).
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Каково на дому, таково и самому.
Человек в беде спешит к родителям.
Береги отца и мать – других не сыщешь.
Стариков почитать – свою жизнь сохранять.
На свете всё найдёшь, кроме отца с матерью.
- Видите, как ярко на нашем небосклоне засверкало солнце. Лучи этого
солнца - взаимопонимание, уважение любовь, дружба, совместные дела.
И хочется верить, что это свидетельствует о том, что вы постигли важную
мудрость: «Чти отца своего и мать свою».
Обратить внимание на плакат на доске «Почтение родителей – уважение
тебе»).
- Как вы считаете это справедливая закономерность?
- Готовы ли вы следовать ей?
-Тогда начните прямо сегодня, сейчас. Не можете выразить свои мысли вслух,
напишите маме и другим близким добрые слова, подарите рисунок, подарите
им свою любовь и уважение, подарите внимание и заботу, и жизнь станет ещё
прекраснее. И вы увидите, как засветятся счастьем мамины глаза, как
улыбнётся вам бабушка, как одобрительно кивнёт головой отец. А ещё я хочу
раздать каждому из вас памятку, чтобы вы лучше запомнили нашу
сегодняшнюю беседу. Прочитаем:
Памятка для детей.
1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт
им радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас
в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть полевые или даже
нарисованные, дарите их как можно чаще.
5. И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей,
помните, что они были вами, а вы будите ими».
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал своё родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда.
(Стихотворение читает ребёнок.)
Итог.
- Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию,
почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет
самая дружная. Пусть в ней всегда царит дружба, понимание, любовь,
доверие, уважение, забота, счастье, согласие.
- А наше занятие я хочу закончить словами:
Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,
Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.