Автор: Щенникова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Обуховский детский сад №2
Населённый пункт: с.Обуховское
Наименование материала: конспект НОД
Тема: развитие речи "Человек и его тело"
Раздел: дошкольное образование
Ход НОД .Развитие речи . «Человек и его тело»
Цель: Развитие грамматического строя речи у детей по лексической теме
Задачи:1. Совершенствование лексического строя речи: обогащать, активизировать и расширять словарь по теме « Части тела»; закреплять понятие
«многозначное слово» ( на словах язык, ножка, коса, кисть, ручка); закреплять навыки словообразования ( образование слов с уменьшительно-
ласкательными суффиксами).
2.Формирование и совершенствование грамматического строя речи: согласовывать существительные с прилагательными и числительными;
совершенствовать умение образования форм имен существительных.
3. формировать представление о частях тела человека: глаза, уши, нос, рот, руки; о их роли в жизни человека.
Оборудование: картинки «Портрет мальчика», « Что забыл нарисовать художник» предметные картинки «части тела», компьютерная презентация
«Люди», экран, проектор
Этапы деятельности
Содержание деятельности
Действия,
деятельность
педагога
Действия,
деятельность детей
Планируемый
результат
Организационный
момент
2-3мин
Доброе утро, ребята! Как настроение?
покажите свои улыбочки и веселые глазки!
Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень
важном и интересном. А о чём мы с вами будем
говорить, вы сейчас сами догадаетесь. Отгадайте
загадки:
1.Два Егорки живут возле горки.
Живут дружно,
А друг на друга не глядят.
( глаза)
2.Он бывает самым разным:
Добрым, верным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
(нос)
3.Пять братьев годами равные, а ростом разные.
(пальцы)
Ведет беседу.
Задает вопросы
,загадывает загадки
Отвечают на
вопросы, отгадывают
загадки
Эмоциональный
настрой на
предстоящую
деятельность
4.Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга
не могут.
(ноги)
- Как мы можем назвать всё о чём, говорилось в
загадках?
- Правильно. Это части тела человека.
Давайте, скажем доброе утро нашему телу.
«С добрым утром!»
– Доброе утро, глазки!
– Вы проснулись?
– Доброе утро носик
– Ты проснулся?
Доброе утро.ручки!
– Доброе утро,ножки
– Вы проснулись?
– Доброе утро.солнце! (раскрывают руки навстречу
солнцу)
Основная часть
20 мин
На нашей планете живут более 6-ти миллиардов
человек. Люди отличаются друг от друга цветом глаз,
волос, бывают люди высокие и низкие, полные и худые,
светлокожие и темнокожие. (показ презентации «Люди
на планете») Присмотритесь к себе и друзьям и вы
убедитесь, что каждый человек индивидуален. И все же
в главном мы похожи наши тела построены и
функционируют по общим законам .Раздается стук.
Ребята вы слышали кто-то стучится, давайте посмотрим
кто это? Да это же Незнайка!Входит Незнайка.
-«Здравствуйте ребята, проходил я мимо и услышал, что
вы говорили о разных частях тела, а я вот признаюсь
Ведет беседу.Показ
презентации
Проводит
Внимательно
слушают
Выполняют
Эмоционально
настраиваются на
деятельность
Отвечают полным
Игровое упражнение
«Исправь ошибку»
Чтение небольшого
рассказа «Голова»
честно…не знаю для чего они нужны…наверно
-Нос нужен, чтобы рисовать (дышать),
-Нет Незнайка,Ваня скажи зачем нам нужен нос
-голова нужна чтобы на ней стоять (думать),
-Алина .скажи для чего нужна голова
Н-ноги нужны чтобы ими есть (бегать , прыгать,
ходить),
В-Кирилл,скажи для чего нужны ноги?
Н -глаза нужны, чтобы дышать (смотреть),
В-Амелия, скажи для чего нужны глаза
Н-уши нужны, чтобы думать (слушать).
В-Костя, скажи пожалуйста, для чего нужны уши?
Н-Локти нужны ногам?
Ответы детей
Колени нужны шее?
Ногти нужны голове? Так ли все это?
Воспит- Молодцы, все правильно сказали, Незнайка
присаживайся ты к нашим ребятам, и давайте
послушаем рассказ ,называется он «Голова». Думаю
Незнайке будет этот рассказ полезно услышать
«Голова»
Жила-была голова.
Вверху у неё было темя, сзади – затылок,
а по бокам были уши, а впер впереди было лицо.
упражнение
Зачитывает рассказ.
Задает вопросы
упражнение,
Исправляют ошибки
Внимательно
слушают.отвечают на
вопросы
ответом на вопрос
Умеют правильно
соотносить части
тела, отвечать
полным ответом на
вопросы
Пальчиковая
гимнастика
«Смешные
человечки»
У головы был трон – шея.
Голова важно сидела на шее.
А шея с туловищем дружила,
шея туловищем дорожила.
У туловища были руки и ноги, у у рук были лопатки,
а у ног – пятки.
У рук были локти, а у пальцев – ногти.
Все части тела важны, все человеку нужны.
Согласны ребята, что все части тела нужны человеку?
Как вы считаете почему? Ответы детей .Незнайка, а ты
запомнил для чего нужны нам части тела?
Давайте разомнем наши пальчики:
Бежали мимо речки (пальцы бегут по рукам)
Смешные человечки.
Прыгали– скакали (пальцы прыгают по плечам)
Солнышко встречали (руки на щёки)
Забрались на мосток (сложили мост из рук)
И забили гвоздок (постучать кулачками)
Потом бултых в речку (руки, голову опустить)
Где же человечки? (пальцы спрятать под мышки)
Давайте сыграем в игру .
На доске у нас картинка человека.
Но художник забыл что то дорисовать.
Внимательно посмотрите и
Проводит
пальчиковую
гимнастику
Проводит игру
Вывешивает на
доске картинку
человека
Выполняют движения
под текс
стихотворения
Внимательно
смотрят, отвечают на
вопросы
Смена деятельности
детей ,снятие
усталости и
напряжения
Умеют правильно
называть части тела.
Отвечать на
вопросы.
Игровое упражнение
«Что забыл
нарисовать
художник»
Самомассаж
«Веселые
человечки».
ответьте чего же не хватает
Игра
«Что забыл нарисовать художник»
Нет чего?- бровей,
-волос,
-ресниц,
-губ и т.д.)
Молодцы. А сейчас мы выйдем с вами в круг и сделаем
своему телу массаж
Есть на пальцах наших ногти (поочередно нажимать
двумя пальцами на ногти )
На руках – запястья, локти(обхватить запястья как
браслеты и покрутить влево-вправо, локоть левой руки
помассировать правой рукой, локоть правой руки
помассировать левой рукой)
Темя, шея, плечи, грудь(показывать части тела
поглаживающими движениями)
Бедра, пятки, две стопы(хлопнуть по бедрам
ладошками, встать на пятки, потопать стопами
нагнуться достать колени руками)
Есть колени и спина
Но она всего одна
Есть у нас на голове(пальцами сверху вниз проводить
граблеобразные движения по волосам
двумя пальцами оттянуть ушки в стороны, потом
взяться за мочки и потянуть их вниз)
Уха два и мочки две
Брови, скулы и виски(указательными пальцами
провести по бровям, постучать подушечками пальцев
по скулам, по часовой стрелке растереть виски
Проводит
самомассаж
Выполняют движения
под текст
Смена деятельности
детей ,снятие
усталости и
напряжения
Игра « Назови
ласково»
зажмурить глаза)
И глаза, что так близки(ощипать себя за щеки,
указательными пальцами растереть крылья носа
сжать и расслабить губы, улыбнуться и показать
зубки)
Щеки, нос и две ноздри
Губы, зубы – посмотри!
Теперь давайте с вами сядем в круг. Поиграем в игру с
мячом.
Игра с мячом: «Скажи ласково»
Подойдите все ко мне. .
Я называю слово,бросаю мяч
а вы возвращаете его и
называете слово ласково.
Тело-тельце
Голова-головка
Рука-ручка
Палец-пальчик
Глаз-глазик
Уши-ушки
Шея-шейка
Нос-носик
Рот-ротик
Зуб-зубик
Губа-губка
Язык-язычок
Локоть-локоток
Плечо-плечико
Спина-спинка
Проводит игру .
Участвуют в игре
Умеют правильно
называть ласково
части тела.
при
помощи
уменьшительно-
ласкательных
суффиксов
Д\и «Великан» -
образование слов с
суффиксом ищ.
Загадки
Щека-щёчка
Лицо-личико
Ладонь-ладошка.
А теперь ребята
Присаживаемся на свои стульчики.
Незнайка- Ребята, я забыл вам рассказать.
У нас в нашем сказочном городке
живет один огромный великан.
я бы хотел научиться правильно
называть его части тела, вы поможете? Дети да.
Восп- ребята давайте скажем .
У него не руки-а ручищи, не ног-а ножищи,
не кулаки -а кулачища, не глаза- а глазища,
не живот –а животище, не локти-а локтищи,
Молодцы. Запомнил Незнайка?
- Да. Спасибо ребята.
А вы ребята умеете? Тогда давайте проверим .
1) Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен, острый, меткий .... (глаз)
2) Щиплет Дедушка Мороз
Ребятишек всех за... (нос)
3) Чтобы знать про дважды два,
Нам нужна всем... (голова)
4) Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
5) Назовите орган слуха.
Дружно, хором! Это - ...(ухо)
6) Я у Хомки-хомяка брал вчера уроки,
Как получше набивать
Проводит игру
Загадывает
загадки.задает
вопросы
Проводит
динамич.паузу
Отвечают правильно
на вопросы
Отгадывают
загадки.отвечают на
вопросы
Выполняют движения
по тексту
Умеют правильно
образовывать слова с
суфф.ищ
Умеют отгадывать
загадки
Смена деятельности
детей ,снятие
усталости и
напряжения
Динамическая пауза
Игра «У меня один,
а у вас
много»(Образование
множественного
угощеньем ... (щѐки)
А теперь мы с вами
снова встанем в круг
А Руки поставьте на пояс.
Левой ножкой – прыг, прыг.
Правой ножкой - прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух.
Влево мы попрыгаем.
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперёд пойдём ,
И назад отойдём.
Присаживаемся на стульчики
Ребята, как вы думаете
Незнайка запомнил,
как правильно называются
наши с вами части тела?
Сыграем в игру
«У меня один, а у вас много»
У меня нос, а у вас - носы.
У меня затылок, а у вас - затылки.
У меня живот, а у вас - животы.
У меня лоб, у вас – лбы.
У меня рот, у вас – рты.
Молодцы.
А теперь
Проводит
игру.задает
вопросы
Зачитывает
предложениеЧитает
стих.
Отвечают на
вопросы,
участвуют в игре
Слушают
внимательно,
помогают закончить
фразу
Умеют образовывать
множественное
число
существительного
Умеют отвечать
полным ответом ,
заканчивать
предложение.
числа
существительных)
Д/и «Закончи
предложение»
помогите мне закончить
предложение в стихотворении
Маша весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны Нашей Маше … Алена
скажет(ножки)
Маша ягодки берёт
По две, по три штучки.
А для этого нужны Нашей Маше …Даниил скажет
(ручки)
Маша слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны Нашей Маше … Софа скажет(ушки)
Маша ядрышки грызёт,
Падают скорлупки.
А для этого нужны Нашей Маше … Артемий
скажет(зубки)
Маша смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны Нашей Маше … Дамир скажи
(глазки)
Молодцы ребята.
Для вас есть еще одно задание.
Подберите к словами другие предметы:
например
Проводит игру.
Зачитывает слова
Внимательно
слушают. Отвечают.
Подбирают слова по
смыслу
Умеют найти слово ,
подходящее по
смыслу.
Д/И «Подбери слово
по смыслу»
Спинка ребёнка – спинка может быть у чего? У
стула,кресла…
горлышко у девочки – горлышко у вазы
Язычок малыша – язычок у кроссовка
носик девушки – носик чайника
Кудрявая голова –кудрявая (береза)
золотые руки – золотые серьги
Вы большие молодцы.
А Как вы считаете, теперь наш Незнайка
имеет представление о частях
тела человека
и где они находятся? И как
можно их правильно и ласково назвать?
Заключительная
часть
2-3 мин
Вот мы и помогли Незнайке разобраться и запомнить
для чего нужны части тела и как они называются. А
скажите, что вам понравилось больше всего? Ваня ,
скажи что ты запомнил? Кирилл, а тебе что
понравилось? Алена, что бы ты хотела еще повторить?
А какое задание для вас было сложным? Какое легким?
Незнайка, скажи нам, ты все части тела запомнил? И
когда ты окажешся снова в своей волшебной стране,
сумеешь ласково назвать части тела? Научишь других
жителей подбирать слова по смыслу?
А вы ребята, расскажете родным сколько у нас глаз, рук.
Носиков? Ариша а ты попросишь маму поцеловать тебя
не в щек а в щечку? Амелия ты возмешь маму не за руку
а за ручку. Вы молодцы.
Задает вопросы
Дети отвечают
Рефлексия. Усвоение
детьми знаний.
Незнайка –Ребята, мне пора идти, спасибо вам, я много
сегодня нового узнал. До свидания!