Автор: Синичкина Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 6
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: публикация
Тема: "Нетрадиционные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 6 г. Томска
Публикация на тему:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор публикации:
Синичкина Татьяна Витальевна
воспитатель
г. Томск
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Синичкина Татьяна Витальевна, воспитатель МАДОУ №6 г.Томска
На сегодняшний день актуальность работы по проблеме оказания помощи детям,
имеющим особенности в развитии, имеет высокую степень значимости. В связи с этим
пристальное внимание уделяется детям с различными видами нарушений. В нашем случае
рассматривается вопрос, по решению задач, направленных на работу с дошкольниками,
имеющими такие проблемы как: тяжелые нарушения речи, СДВГ, задержку в развитии.
Воспитание и обучение детей с ОВЗ представляет целостный процесс становления
личности ребенка, подготовку его к самостоятельной жизни. Воспитание таких детей
строится
с
учетом
структуры
и
характера
нарушенных
функций,
индивидуальных
особенностей и возраста. Одной из основных задач в решении вышеназванных проблем
является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка
в
период
дошкольного
детства
независимо
от
психофизиологических
и
других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (ФГОС п.п.2 п.1.6
раздела I).
Ре ш е н и е
э то й
з а д ач и
о су щ е с т вл я е т с я
о с о б ы м и
н е т р а д и ц и о н н ы м и
арттерапевтическими
приемами
и
методами
воспитательного
воздействия
на
основе
дифференцированного подхода.
Одним из нетрадиционных методов такой работы с детьми является сказкотерапия.
Реализация данного метода в процессе совместной деятельности педагога с ребёнком
позволяет решать задачи не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей
(неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и включать дошкольников в полноценный
образовательный
процесс,
а
именно,
приобщать
малышей
к
детской
художественной
литературе, прививать любовь к книге. Сказкотерапия интересна еще и тем, что она
позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать ее. Этот метод несет в себе
коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личности и мотивирует
детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Тем самым мы формируем у детей
эмпатию, толерантность, формируем предпосылки адекватной самооценки.
Одним из упражнений, используемого нами является «Сочини сказку». Чтобы данная
работа была плодотворной и результативной, создаём соответствующую развивающую
предметно-пространственную среду; подбираем игровой материал на различные темы,
который способствует формированию мышления, развивает речь, воображение и т.п. Дети
с
огромным
удовольствием
фантазируют,
рассказывают
авторские
сказки.
Такая
деятельность
позволяет
решать
задачи
не
только
речевого
развития,
но
и
других
образовательных
областей:
познавательное
развитие,
художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное,
а
также
физическое
развитие,
что
в
свою
очередь
способствует реализации требований ФГОС ДО.
Еще один из нетрадиционных методов работы с детьми – цветотерапия.
Цветотерапия
–универсальная методика, оказывающая влияние на эмоциональное состояние не только
ребёнка
с
ОВЗ,
но
и
на
детский
коллектив
в
целом.
При
помощи
этой
простой
и
несложной методики можно добиться значительных улучшений психоэмоционального
состояния
детей
с
СДВГ. Одни
цвета
приятны
для
глаз
–
успокаивают;
другие
-
способствуют
приливу
внутренних
сил,
бодрят,
вызывают
положительные
эмоции.
Каждый цвет воздействует по-разному, носит избирательный характер. Применение этого
метода помогает нам осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, а
также решать задачи образовательной области «художественно – эстетического развития»
всей группы.
Цветотерапию мы стараемся интегрировать с музыкотерапией. Музыка, особенно ее
ритмическая
основа,
помогает
достичь
желаемых
результатов
в
решении
задач
коррекционно-развивающей
направленности
в
работе
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Музыкотерапия
является
методом
позитивного
развития
каждого
ребенка.
Различные
жанры
музыки
оказывают
благотворное
воздействие
на
детей, какая–то снимает психологическое напряжение, помогает расслабиться, другая
наполняет энергией и т.п.
Танцетерапия выступает как оздоровительный фактор, помогает развивать творческие
способности у детей с ОВЗ, но самое главное улучшает психодинамические функции,
развивает общую моторику. Танец и ритмические движения укрепляют разные группы
мышц, улучшают работу суставов, а также решает ещё ряд важных задач.
Говоря о важной роли арттерапии следует сказать, что художественно-эстетическая
деятельность
—
это
возможность
полноценной
социальной
адаптации
детей
с
ограниченными
возможностями.
И
именно
от
нас
педагогов,
всех,
кто
работает
с
дошкольниками,
родителей
зависит,
поможем
ли
мы
ребёнку
с
проблемами
стать
гармонической личностью в современном обществе.