Напоминание

"Нетрадиционные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Синичкина Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 6
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: публикация
Тема: "Нетрадиционные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 6 г. Томска

Публикация на тему:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор публикации:

Синичкина Татьяна Витальевна

воспитатель

г. Томск

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Синичкина Татьяна Витальевна, воспитатель МАДОУ №6 г.Томска

На сегодняшний день актуальность работы по проблеме оказания помощи детям,

имеющим особенности в развитии, имеет высокую степень значимости. В связи с этим

пристальное внимание уделяется детям с различными видами нарушений. В нашем случае

рассматривается вопрос, по решению задач, направленных на работу с дошкольниками,

имеющими такие проблемы как: тяжелые нарушения речи, СДВГ, задержку в развитии.

Воспитание и обучение детей с ОВЗ представляет целостный процесс становления

личности ребенка, подготовку его к самостоятельной жизни. Воспитание таких детей

строится

с

учетом

структуры

и

характера

нарушенных

функций,

индивидуальных

особенностей и возраста. Одной из основных задач в решении вышеназванных проблем

является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка

в

период

дошкольного

детства

независимо

от

психофизиологических

и

других

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (ФГОС п.п.2 п.1.6

раздела I).

Ре ш е н и е

э то й

з а д ач и

о су щ е с т вл я е т с я

о с о б ы м и

н е т р а д и ц и о н н ы м и

арттерапевтическими

приемами

и

методами

воспитательного

воздействия

на

основе

дифференцированного подхода.

Одним из нетрадиционных методов такой работы с детьми является сказкотерапия.

Реализация данного метода в процессе совместной деятельности педагога с ребёнком

позволяет решать задачи не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей

(неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и включать дошкольников в полноценный

образовательный

процесс,

а

именно,

приобщать

малышей

к

детской

художественной

литературе, прививать любовь к книге. Сказкотерапия интересна еще и тем, что она

позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать ее. Этот метод несет в себе

коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личности и мотивирует

детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Тем самым мы формируем у детей

эмпатию, толерантность, формируем предпосылки адекватной самооценки.

Одним из упражнений, используемого нами является «Сочини сказку». Чтобы данная

работа была плодотворной и результативной, создаём соответствующую развивающую

предметно-пространственную среду; подбираем игровой материал на различные темы,

который способствует формированию мышления, развивает речь, воображение и т.п. Дети

с

огромным

удовольствием

фантазируют,

рассказывают

авторские

сказки.

Такая

деятельность

позволяет

решать

задачи

не

только

речевого

развития,

но

и

других

образовательных

областей:

познавательное

развитие,

художественно-эстетическое,

социально-коммуникативное,

а

также

физическое

развитие,

что

в

свою

очередь

способствует реализации требований ФГОС ДО.

Еще один из нетрадиционных методов работы с детьми – цветотерапия.

Цветотерапия

–универсальная методика, оказывающая влияние на эмоциональное состояние не только

ребёнка

с

ОВЗ,

но

и

на

детский

коллектив

в

целом.

При

помощи

этой

простой

и

несложной методики можно добиться значительных улучшений психоэмоционального

состояния

детей

с

СДВГ. Одни

цвета

приятны

для

глаз

успокаивают;

другие

-

способствуют

приливу

внутренних

сил,

бодрят,

вызывают

положительные

эмоции.

Каждый цвет воздействует по-разному, носит избирательный характер. Применение этого

метода помогает нам осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, а

также решать задачи образовательной области «художественно – эстетического развития»

всей группы.

Цветотерапию мы стараемся интегрировать с музыкотерапией. Музыка, особенно ее

ритмическая

основа,

помогает

достичь

желаемых

результатов

в

решении

задач

коррекционно-развивающей

направленности

в

работе

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Музыкотерапия

является

методом

позитивного

развития

каждого

ребенка.

Различные

жанры

музыки

оказывают

благотворное

воздействие

на

детей, какая–то снимает психологическое напряжение, помогает расслабиться, другая

наполняет энергией и т.п.

Танцетерапия выступает как оздоровительный фактор, помогает развивать творческие

способности у детей с ОВЗ, но самое главное улучшает психодинамические функции,

развивает общую моторику. Танец и ритмические движения укрепляют разные группы

мышц, улучшают работу суставов, а также решает ещё ряд важных задач.

Говоря о важной роли арттерапии следует сказать, что художественно-эстетическая

деятельность

это

возможность

полноценной

социальной

адаптации

детей

с

ограниченными

возможностями.

И

именно

от

нас

педагогов,

всех,

кто

работает

с

дошкольниками,

родителей

зависит,

поможем

ли

мы

ребёнку

с

проблемами

стать

гармонической личностью в современном обществе.



В раздел образования