Напоминание

"Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования"


Автор: Борисова Светлана Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 6
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: публикация
Тема: "Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Публикация

об обобщение опыта работы с детьми

дошкольного возраста по нетрадиционным

техникам рисования.

...Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне...

Э. Успенский

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об

окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные

ощущения.

Вначале

созданные

детьми

«картины»,

так

называемые

«каракули»,

понятны

только

самим

«художникам».

На

раннем

этапе

им

иногда

не

нужны

краски,

кисточки

и

карандаши.

Малыши

рисуют

пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке,

мелом на

асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на

зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или

бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может

оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и

чувствуют,

а

еще

и

знакомятся

с

разными

по

свойствам

и

качествам

материалами, предметами.

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в

этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,

с

радостью

и

удивлением открывающего

для

себя

незнакомый

и

удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,

тем

успешнее

идет

разностороннее

развитие

ребенка, реализуются

его

потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему

одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском

саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность,

создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в

процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить

шаг за шагом, от простого к сложному.

Становясь

постарше,

дошкольники

приобретают

вначале

простейшие

умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со

временем

уже

осмысленно

изыскивают

новые

приемы

отражения

окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В

тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить

детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными

техниками.

Включить

в

учебный

процесс

самые

необычные

средства

изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную

щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение

развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а

существует

возможность

нарушать правила

использования

некоторых

материалов:

а

вот

пальчиком

да

в

краску.

Проведение таких

занятий

способствует

снятию

детских

страхов,

обретению

веры

в

свои

силы,

внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям

новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Это

не только очень весело, но и полезно, так как развивает мелкую моторику, а

значит - готовит руку ребенка к письму.

Работая в детском саду, я занимаюсь изобразительной деятельностью, и все

чаще стала использовать нетрадиционные техники рисования в работе с детьми.

Термин

«нетрадиционный»

подразумевает

использование

материалов,

инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми,

традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению

знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их

свойствах, способах применения.

Учить

детей

рисовать

можно

не

только

красками,

карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной,

свечой, использовать клей для рисования.

Как

известно,

дети

часто

копируют

предлагаемый

им

образец.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог

вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными

материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения,

творчества,

проявлению

самостоятельности, инициативы,

выражения

индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном

рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику

использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работе с

нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию

у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом

рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня

развития зрительно-моторной

координации

(например:

роспись

ткани,

рисование мелом по бархатной бумаге и т. д) Коррекции мелкой моторики

пальцев

рук

способствует, например,

такая

нетрадиционная

техника

изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют

точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска

не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или

инструмент

(чтобы

не

порвалась

бумага,

не

сломался

мелок),

терпения,

аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет

дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на

протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные

техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям,

учитывать

их

желание,

интере с. Их

использование

способствует

интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических

процессов

и

личностной сферы дошкольников.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым

интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить

в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем,

изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего

развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. А художники

Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для

многих практических ремесел,

но

и

важно

для

общего

образования

и

воспитания.

Я работаю в детском саду более 16 лет и наблюдаю, как меняется содержание

и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только

начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая,

ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки

"образца" и "показа" приемов рисования, и их последовательности. Теперь же,

используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараемся не

навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность

самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Последние 3 года своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным

занятиям по изобразительной деятельности. В своей работе я столкнулась с такой,

казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей от рисования. Некоторые из

них

не

хотели рисовать, и приходилось их уговаривать. А другие, просто-

напросто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку.

Особенно дети-левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в

конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как

им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

Особенно

это

заметно

в

средней

группе,

где

навыки

изобразительной

деятельности

у детей

еще

слабо

развиты,

формообразующие

движения

сформированы не достаточно.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы

занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в

еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые

неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том,

чтобы деятельность ребенка была

успешной,

-

это

будет

подкреплять

его

уверенность

в

собственные

силы.

Я задумалась

над

тем,

как

можно

раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить

их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и

творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную

литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось

найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с

детьми. Моей палочкой-выручалочкой стала книга Казаковой Р.Г., где она

делиться своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в

нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала

сама порисовать теми способами, которые описывались в книге. Осталась очень

довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит

попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы

думаете? Наши "трусишки", которых пугал вид карандаша и кисточки, придя

однажды на занятие и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их

вопрос был: "А что мы будем сегодня делать?" Мой ответ: "Рисовать" - поверг их в

удивление. Долго думали, чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже

отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой

того занятия был "Разноцветный дождь". И единственный страх, который остался у

детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх -

испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой

в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая,

ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки

были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса "левши" не осталось

и следа! Именно у "леворуких" детей раньше других проявился интерес к

рисованию и нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с

удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.

Боязнь "не умею", "не могу", "левша" была побеждена.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике

рисования, при слове рисовать первая реакция детей - радость и немедленный

вопрос: "Что мы будем сегодня рисовать и чем?"

Моя работа проходить в тесном сотрудничестве с родителями. Чтобы

вызвать интерес родителей к данному виду деятельности, я начала с того что

проводила

консультации

о

разнообразных

нетрадиционных

техниках

рисования.

Затем

провела

несколько

открытых

занятий

для

родителей,

мастер-классов. И мои родители «загорелись», им очень стало интересно.

Как при помощи разнообразных простых предметов можно дома вместе с

детьми интересно и увлекательно провести время рисуя в нетрадиционной

технике рисования. Родители теперь экспериментируют, придумывают вместе

с детьми дома при помощи каких предметов они смогут рисовать. Затем

делятся

своим

опытом,

мастерством

на

встречах

в

родительском

клубе

«цветные ладошки»

Которые

вместе

с

детьми

сочинили

сказки

и

проиллюстрировали

их. Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».



В раздел образования