Автор: Шутова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 17"
Населённый пункт: г. Троицк, Челябинской области
Наименование материала: Сообщение
Тема: Требования к организации контроля и критериям оценивания достижений обучающихся при изучении учебных предметов основной образовательной программы НОО
Раздел: начальное образование
Требования к организации контроля
и критериям оценивания достижений обучающихся при изучении учебных
предметов основной образовательной программы НОО
Основная задача современной школы – развитие ребенка в процессе становления
его
как
субъекта
разнообразных
видов
и
форм
деятельности,
заинтересованного
в
самоизменении и способного к нему. В системе обучения контроль и оценка должны
отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не
только
уровень
усвоения
учеником
знаний
по
предметам,
но
и
уровень
развития
обучающихся. Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только
проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному
предмету.
Она
ставит
более
важную
задачу:
развивать
у
школьников
умение
контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их
устранения.
Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
образования
представляет
собой
один
из
инструментов
реализации
Требований
Стандарта
к
результатам
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение
качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как
педагогов, так и обучающихся.
Оценка
на
единой
критериальной
основе,
формирование
навыков
рефлексии,
самоанализа,
самоконтроля,
само-
и
взаимооценки
дают
возможность
педагогам
и
обучающимся
не
только
освоить
эффективные
средства
управления
учебной
деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным
поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Система
оценки
достижений
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный
подход
к
оценке
результатов
образования,
позволяющий
вести
оценку
достижения
обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
Объектом
оценки
предметных
результатов
служит
в
полном
соответствии
с
Требованиями
Стандарта
способность
обучающихся
решать
учебно-познавательные
и
учебно-практические задачи.
Результаты
накопительной
оценки,
полученной
в
ходе
текущего
и
промежуточного
оценивания, фиксируются, в электронном журнале и в форме портфолио достижений
обучающегося и учитываются при определении итоговой оценки.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
1)
результаты
промежуточной
аттестации
обучающихся,
отражающие
динамику
их
индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования;
2)
результаты
итоговых
работ,
характеризующие
уровень
освоения
обучающимися
основных
формируемых
способов
действий
в
отношении
опорной
системы
знаний,
необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие
требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с
ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
1
духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б)
обеспечивать комплексный
подход
к
оценке
всех
перечисленных
результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании
полученной информации о достижении планируемых результатов; иными
словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и
совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в
региональной и федеральной системах образования.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления
её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена
система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает
контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со
старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь
будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в
жизни в ходе решения различных практических задач.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную
оценку результатов.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой
шкале?
Где
накапливать
и
фиксировать
результаты?
Кто
должен
осуществлять
оценивание? Как определять итоговую оценку?
Разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов). Она представляет собой правила, определяющие порядок действий в
разных ситуациях контроля и оценивания.
Что оцениваем? Оцениваем результаты − предметные, метапредметные и личностные.
Где накапливаем оценку? В таблицах образовательных результатов (предметных,
метапредметных, личностных) и в «Портфолио достижений».
По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали
уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, (входящие в
опорную
систему
знаний
предмета
в
примерной
программе). Это
достаточно
для
продолжения образования, это возможно и необходимо всем
Повышенный
уровень
(программный)
–
решение
нестандартной
задачи,
где
потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том
числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем
уровня.
Максимальный уровень − решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой
потребовались
либо
самостоятельно
добытые,
не
изучавшиеся
знания,
либо
новые,
2
самостоятельно
усвоенные
умения
и
действия,
требуемые
на
следующих
ступенях
образования.
Это
демонстрирует
исключительные
успехи
отдельных
учеников
по
отдельным темам сверх школьных требований.
Как определять итоговые оценки?
Предметные
четвертные
оценки/отметки
определяются
по
таблицам
предметных
результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая
оценка
за
ступень
начальной
школы
–
на
основе
всех
положительных
результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой
диагностики предметных и метапредметных результатов.
Результаты ученика −
это
действия
(умения)
по
использованию
знаний
в
ходе
решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде
всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной
задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами
учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная
диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает,
что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую
развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать
условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Педагогически правильно построенная проверка и оценка знаний, умений и навыков
учащихся помогает формировать у них положительное отношение к учению, стремление к
успеху стимулирует силы для преодоления трудностей.
Основное содержание о ц е н к и
в
н ач а л ь н о й
ш кол е
с т р о и т с я
н а
о с н о в е
сформированности внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности,
самооценки
(включая
осознание
своих
возможностей
в
учении),
мотивации
учебной
деятельности (включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы), знания
моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
3