Напоминание

Требования к организации контроля и критериям оценивания достижений обучающихся при изучении учебных предметов основной образовательной программы НОО


Автор: Шутова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 17"
Населённый пункт: г. Троицк, Челябинской области
Наименование материала: Сообщение
Тема: Требования к организации контроля и критериям оценивания достижений обучающихся при изучении учебных предметов основной образовательной программы НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Требования к организации контроля

и критериям оценивания достижений обучающихся при изучении учебных

предметов основной образовательной программы НОО

Основная задача современной школы – развитие ребенка в процессе становления

его

как

субъекта

разнообразных

видов

и

форм

деятельности,

заинтересованного

в

самоизменении и способного к нему. В системе обучения контроль и оценка должны

отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не

только

уровень

усвоения

учеником

знаний

по

предметам,

но

и

уровень

развития

обучающихся. Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только

проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному

предмету.

Она

ставит

более

важную

задачу:

развивать

у

школьников

умение

контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их

устранения.

Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

начального

образования

представляет

собой

один

из

инструментов

реализации

Требований

Стандарта

к

результатам

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение

качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как

педагогов, так и обучающихся.

Оценка

на

единой

критериальной

основе,

формирование

навыков

рефлексии,

самоанализа,

самоконтроля,

само-

и

взаимооценки

дают

возможность

педагогам

и

обучающимся

не

только

освоить

эффективные

средства

управления

учебной

деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности

открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным

поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Система

оценки

достижений

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный

подход

к

оценке

результатов

образования,

позволяющий

вести

оценку

достижения

обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и

предметных.

Объектом

оценки

предметных

результатов

служит

в

полном

соответствии

с

Требованиями

Стандарта

способность

обучающихся

решать

учебно-познавательные

и

учебно-практические задачи.

Результаты

накопительной

оценки,

полученной

в

ходе

текущего

и

промежуточного

оценивания, фиксируются, в электронном журнале и в форме портфолио достижений

обучающегося и учитываются при определении итоговой оценки.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

1)

результаты

промежуточной

аттестации

обучающихся,

отражающие

динамику

их

индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования;

2)

результаты

итоговых

работ,

характеризующие

уровень

освоения

обучающимися

основных

формируемых

способов

действий

в

отношении

опорной

системы

знаний,

необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие

требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с

ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

1

духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б)

обеспечивать комплексный

подход

к

оценке

всех

перечисленных

результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании

полученной информации о достижении планируемых результатов; иными

словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и

совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в

региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления

её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена

система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает

контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со

старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь

будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в

жизни в ходе решения различных практических задач.

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную

оценку результатов.

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой

шкале?

Где

накапливать

и

фиксировать

результаты?

Кто

должен

осуществлять

оценивание? Как определять итоговую оценку?

Разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений

(учебных успехов). Она представляет собой правила, определяющие порядок действий в

разных ситуациях контроля и оценивания.

Что оцениваем? Оцениваем результаты − предметные, метапредметные и личностные.

Где накапливаем оценку? В таблицах образовательных результатов (предметных,

метапредметных, личностных) и в «Портфолио достижений».

По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали

уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, (входящие в

опорную

систему

знаний

предмета

в

примерной

программе). Это

достаточно

для

продолжения образования, это возможно и необходимо всем

Повышенный

уровень

(программный)

решение

нестандартной

задачи,

где

потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том

числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем

уровня.

Максимальный уровень − решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой

потребовались

либо

самостоятельно

добытые,

не

изучавшиеся

знания,

либо

новые,

2

самостоятельно

усвоенные

умения

и

действия,

требуемые

на

следующих

ступенях

образования.

Это

демонстрирует

исключительные

успехи

отдельных

учеников

по

отдельным темам сверх школьных требований.

Как определять итоговые оценки?

Предметные

четвертные

оценки/отметки

определяются

по

таблицам

предметных

результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая

оценка

за

ступень

начальной

школы

на

основе

всех

положительных

результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой

диагностики предметных и метапредметных результатов.

Результаты ученика

это

действия

(умения)

по

использованию

знаний

в

ходе

решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде

всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной

задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами

учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная

диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает,

что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую

развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать

условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Педагогически правильно построенная проверка и оценка знаний, умений и навыков

учащихся помогает формировать у них положительное отношение к учению, стремление к

успеху стимулирует силы для преодоления трудностей.

Основное содержание о ц е н к и

в

н ач а л ь н о й

ш кол е

с т р о и т с я

н а

о с н о в е

сформированности внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности,

самооценки

(включая

осознание

своих

возможностей

в

учении),

мотивации

учебной

деятельности (включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы), знания

моральных норм и сформированности морально-этических суждений.

3



В раздел образования