Автор: Андриянова Мария Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Центр детского творчества
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Я всё могу".Приёмы работы с детьми с ОВЗ на занятиях по изобразительной деятельности.
Раздел: дополнительное образование
«От простого к сложному»
Для работы с детьми с ОВЗ (и учениками, неуверенными в своих силах) я
работаю определённым образом. При помощи простых способов действия
можно построить любые изображения. Придумываю различные приёмы, для
того, чтобы фраза «Я не могу, не умею» превратилась в «Я всё смогу!»
Техническая часть урока на тему «Ваза с цветами»
1 фаза изображения. Построение формы.
Для того, чтобы начать «играть», нам всем нужно включить воображение.
Представим, что лист бумаги – это белая скатерть. И мы с вами будем
«Накрывать стол». Сначала, мы положим с краю ( в нижней части
листа)маленький огурчик (овал), и разрежем его пополам (проведём
горизонтальную линию, разделяющую овал на две равные части). Один
«огурец» готов. Немного повыше (примерно в средней части листа)нам
нужно нарисовать ещё один «огурец», по размеру он больше чем первый. И,
точно также, «разрезаем его пополам». Тут, неожиданным образом,
прибежала мышка, и «съела» верхнюю половинку « огурца», который мы
нарисовали в нижней части листа, и унесла с собой оба ножика (стереть
ластиком карандашные линии). Мышь «прогнали». Но, чтобы оставшиеся
огурцы не стащила, мы «привяжем» их «верёвочками»(соединяем линиями
верхний овал с половиной нижнего). Смотрим, на что получилось похоже
изображение (на вазу простой формы). Продолжаем «накрывать» стол
дальше. В верхней части листа «расставляем «тарелки»(рисуем много кругов
разных размеров), и тоже «привязываем» их «верёвочками» (соединяем
линиями круги и вазу. Построение закончено.
2 фаза изображения. Работа с палитрой(гуашь).
«Отправляем» кисточки в «Кафе-мороженое» (палитра, где в нескольких
углубления наложена белая краска, а в остальных – яркие цвета). Белая
краска – это « мороженое», а яркие цвета – это «вкусные» наполнители.
«Варенье»(красный), «желе»(жёлтый, оранжевый ,голубой ,
«шоколад»(коричневый) и т. д. Кисточка «подкрепляется» мороженым с
разными «наполнителями» (оттенками, которые получились в результате
смешивания белой краски с цветной, по выбору учащегося). Кисть, когда
«подкрепилась» и «набралась» сил, начинает выполнять разнообразные
движения.
3 фаза. Движения кисточки.
Участвуют три кисти. Большая (папа), средняя (мама), маленькая (ребёнок).
Фон.
Для того, чтобы быстро закрасить весь фон, удобнее работать большой
кистью. Участвует большая кисть (папа). «Папа» умеет «ездить на машине»
(на «коньках», «лыжах», по выбору учащегося). В данном случае, краска
может использоваться как «бензин» (папа «заправил» машину и поехал). Так
как изначально мы представляли, что белый лист – это стол, который мы
накрываем (рисуем на нём овалы и круги (играя в то, что это «огурцы» и
«тарелки»)), поэтому, согласно нашей игре, фон – это скатерть на том столе,
который мы накрываем. «Скатерть» пока белая (варианты: «повар рассыпал
муку»; «покрыта инеем»; и т.п.) Наша задача, при помощи кисточки сделать
скатерть цветной (т.е. не оставить на листе ни одного белого места (кроме
намеченных кругов и овалов). Вариант, каким образом это будет
происходить, ребёнок выбирает сам. Либо, кисточка «ездит на машине» и
оставляет свой цветной след; либо «лопатой разгребает белый снег»(где
разгрёб – там стало цветно); либо «подметает метлой» белый иней» и т. д)
Ваза и цветы.
Работает средняя кисть(мама). «Мама» делает «Хозяйственные» дела.
«Моет», «подметает веником» и т.д. Для вазы выбираем тон темнее, чем фон
(стараемся не подключать белую краску). Круги («тарелки») также протирает
кисточка «мама». Предположительно используются оттенки розового и
жёлтого цвета.
Для проработки деталей используется кисть маленького размера
(«ребёнок»). Любит прыгать на «одной ножке» (делаем тычинке в середине
цветка). «Бегает», «балуется» - прорабатываем лепестки. Движения кисти
либо по кругу, короткими мазками (для розы), либо прямыми короткими
мазками от середины к краям (хризантемы). «Катается с горки» -
прорисовываем стебли(движение кисточки сверху вниз)