Напоминание

Фольклор в музыкальной школе


Автор: Веретнова Ляйсан Фларитовна
Должность: преподаватель музыкального фольклора
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ с.Ермекеево
Населённый пункт: РБ., Ермекеевский район, с.Ермекеево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фольклор в музыкальной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Фольклор в музыкальной школе

Автор:

Веретнова Ляйсан Фларитовна

Преподаватель музыкальног о фольклора

МАУ ДО ДШИ с. Ермекеево

с.Ермекеево

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка.

2.

Экскурс в историю.

3.

Фольклор в музыкальной школе (методы, цели и задачи, педагогическая

целесообразность и актуальность).

4.

Как организовать работу на начальном этапе обучения.

5.

Примерный план-конспект урока.

6.

Заключение.

7.

Список используемой литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый

народ

имеет

свои

культурные

традиции,

которые

необходимо

передавать

и

уважать,

как

драгоценность,

из

поколения

в

поколение.

Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным

истокам. Именно через фольклор дети получают представление о главных

жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и

большой Родине.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного

творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую

систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Данная

методическая разработка предполагает различные формы, приёмы, методы

изучения

русского

фольклора.

Целенаправленно

работая

над

проблемой

введения

учащихся

в

народный

фольклор

через

изучение

богатейшего

песенного материала, яркие, эмоциональные беседы, участие в театральных

действиях,

становится

понятным,

что

всё

это,

несомненно,

способствует

творческому развитию учащихся, вырабатывает у них интерес к познанию

фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.

В

своей

педагогической

деятельности

я

определяю

главную

задачу

воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.

Более конкретно можно сформулировать эту задачу так:

- прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа,

людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и

взрослыми;

- учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих

хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Это можно более успешно осуществить через приобщение детей к народной

культуре. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них

национальное

самосознание,

уважение

к

своему

народу.

Опять

уместно

вспомнить

слова

В.А.

Сухомлинского,

что

основной

путь

воспитания

общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной

культуре, в основе которой лежит огромный жизненный опыт, мудрость,

которые

передавались

от

поколения

к

поколению,

в

том

числе

и

в

художественной форме.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ.

До возникновения на территории Древней Руси письменности и литературы,

народный фольклор представлял собой единственный вид художественного

творчества,

своеобразный

метод

передачи

народной

памяти

и

опыта

поколений, «зеркало души» русского народа, выражавшее его мировоззрение,

моральные и духовные ценности.

В

основу

русского

фольклора

легли

исторические

события,

традиции,

обычаи, мифология и верования древних славянских племен, а также их

исторических

предшественников. Русский народный фольклор отличается

уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными

особенностями культуры. Сказочные, былинные и малые жанры фольклора

собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и

мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости,

отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.

Любой

народный

фольклор

русский

фольклор

в

этом

плане

не

исключение) является сложным синтетическим искусством, в произведениях

которого

очень

часто

переплетаются

между

собой

элементы

словесного,

музыкального

и

театрального

творчества.

Он

имеет

теснейшую

связь

с

народным бытом, обрядами, традициями и обычаями. Вот именно поэтому

первые

ученые-фольклористы

подходили

к

изучению

этой

темы

очень

широко и записывали не только различные произведения устного народного

творчества,

а

еще

и

уделяя

внимание

различным

этнографическим

особенностям и реалиям обычной, повседневной жизни простого народа, его

быту. Картины народного быта, традиции и обряды, различные жизненные

ситуации

отображались

в

русских

песнях,

былинах,

сказках

и

других

произведениях

устного

народного

творчества.

В

них

рассказывается

о

внешнем

виде

традиционной

русской

избы

с

«петухом

на

коньке»,

с

«косящатыми

окнами»,

описывается

её

внутреннее

убранство:

горенки,

клети,

красный

угол

с

иконами,

печь-кормилица,

полати,

лавки,

сенцы,

крыльцо

и

т.д.

Встречается

яркое

и

красочное

описание

национального

костюма как женского, так и мужского: повойники и кокошники у женщин, у

мужчин — лапти, зипуны, портянки. Персонажи русского фольклора сеют

пшеницу и растят лен, жнут жито и косят сено, кушают кашу, заедая её

пирогами и блинами, запивая пивом, медом, квасом и вином зеленым. Всеми

этими

бытовыми

подробностями

в

народном

творчестве

дополняется

и

создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он

живет и растит своих детей.

ФОЛЬКЛОР

В

МУЗЫКАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

(МЕТОДЫ,

ЦЕЛИ

И

З А Д АЧ И ,

П Е Д А ГО Г И Ч Е С К А Я

Ц Е Л Е С О О Б РАЗ Н О С Т Ь

И

АКТУАЛЬНОСТЬ).

Музыкальный фольклор – это уникальная, самобытная культура наших

предков, позволяющая прикоснуться к истокам народной мудрости и ощутить

тесную

связь

поколений.Фольклор

является

универсальным

средством

развития

творческих

способностей

детей,

для

каждого,

даже

самого

маленького ребенка она дает творческий стимул к развитию. Соединение

пения, танца и актерского мастерства в этом жанре позволяет вовлечь детей в

самую

разнообразную

творческую

деятельность.

Легче

и

естественнее

произведения

фольклора

осваиваются

детьми

на

раннем

этапе

обучения

именно

через

игру,

пение,

танец…

Прежде

всего,

необходимы

методы,

которые стимулировали бы интерес к фольклору. Такими методами в работе

могут стать:

1.

исполнение

и

разучивание

учащимися

произведений

русского

фольклора, слушание народной музыки;

2.

беседы, как путь накопления теоретических знаний;

3.

чтение

и

слушание

книг

и

сказок

о

музыке,

как

путь

накопления

исторических знаний о народном творчестве;

4.

пение

различных

упражнений,

песенок-попевок,

способствующих

созданию активной творческой атмосферы;

5.

соревнование

и

сопоставление

сходных

или,

наоборот

контрастных

образов,

что

способствует

углублённому

эмоциональному

восприятию

произведения;

6.

музыкально-игровые

моменты

и

ритмические

движения

как

эмоционально – увлекательный приём.

Поставленные в работе с учащимися цели: развитие музыкально-творческих

способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений

и

навыков,

позволяющих

самостоятельно

воспринимать,

осваивать

и

оценивать произведения народного творчества.

Задачи: - освоение различных жанров народного устного и музыкального

творчества;

-

формирование

круга

представлений

о

народных

традициях

и

устоях;

обучение навыкам восприятия фольклорного материала;

-

обучение

разнообразным

видам

художественной

деятельности,

как

воплощению

синкретичности

фольклорного

искусства:

музыкальному,

литературному, танцевальному, театральному;

- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;

Музыкальный

фольклор

как

искусство

синкретическое,

в

котором

исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как

одно

из

условий

формирования

в

детях

нравственного,

эстетического,

интеллектуального и физического потенциала.

Вместе

с

тем,

учитывая

тревожное

состояние

детей

сегодня,

мы

отмечаем

терапевтический

эффект

народного

искусства,

которое

используется

на

занятиях

с

детьми.

В

силу

своих

художественных

особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в

самостоятельной

деятельности,

а

это

способствует

появлению

чувства

удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку

для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде

успешного

осуществления

деятельности,

испытывая

от

этого

чувство

уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-

творческой

деятельностью,

особенно

фольклорного

характера,

дети

отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

Современная

педагогика

уделяет

большое

внимание

изучению

народного

опыта воспитания детей. Это связано с тем, что фольклор имеет большой

воспитательный потенциал.

Традиционные уроки включают в себя рассказ преподавателя. Практические

уроки подразумевают несколько видов деятельности: пение народных песен,

прослушивание фольклорных записей, игра в народные игры, а также, по

желанию

преподавателя,

постановка

театральных

представлений

и

организация праздников на основе народных традиций.

К

формам

работы

с

фольклорным

материалом

относятся:

Пальчиковая

гимнастика;

Народная

игра;

Творческая

работа.

Пальчиковая

гимнастика

используется при работе с детьми дошкольного возраста. Это один из видов

упражнения для развития мелкой моторики у детей. Таких упражнений в

народной

педагогике

имеется

немало

(самое

известное

из

них

«Сорока-

белобока»). Пальчиковая гимнастика представляет собой игры с ручками и

пальчиками под различные приговорки и припевки. Во многих пальчиковых

играх присутствует музыкальное оформление. Все это развивает в ребенке

такие музыкальные способности, как чувство ритма и музыкальную память, а

т а к ж е

у м е н и е

к о о р д и н и р о в а т ь

п е н и е

и

д в и ж е н и е .

Народные игры можно использовать как на занятиях с дошкольниками, так и

с

детьми

младшего

школьного

возраста

на

уроках

«Русского

народного

музыкального творчества». В народной культуре существуют разные типы

игр (спортивные, драматические, хороводные)

Творческая

работа.

Музыкальный

фольклор

не

только

способствует

музыкальному

развитию

ребенка,

но

и

служит

хорошей

мотивацией

для

собственного

творчества.

Одним

из

интересных

заданий

для

детей

3-х

классов

являет ся

сочинение

колядок

и

колыбельных

п е с е н .

Результатом всей творческой работы должно стать проведение в музыкальной

школе праздников на основе народных традиций. В первую очередь, праздник

создает

для

детей

дополнительную

мотивацию

на

уроках

при

изучении

песенного

и

игрового

материала.

Во-вторых,

помогает

раскрыть

их

музыкальные и творческие возможности, так как дети будут и исполнителями

песен, и участниками игр. На примере праздников можно показать народные

костюмы или даже предложить детям самим придумать свой сценический

образ.

Например,

на

Святки

дети

могут

нарисовать

маску

какого-либо

животного или сказочного персонажа. На Масленицу предлагается создать

чучело, одеяние которого будет содержать элементы народного костюма. В

заключение

следует

подчеркнуть,

что

соприкосновение

с

традиционной

народной культурой благотворно влияет на развитие ребенка. Ведь главным

фактором

воспитательного

воздействия

фольклора

следует

считать

его

многофункциональность. Как известно, прежде фольклор принимал активное

участие в физическом, умственном, нравственном и творческом развитии

личности. Результатом такого воспитания являлось формирование человека, в

котором гармонично сочетались и духовная, и телесная красота.

П Р И М Е Р Н Ы Й

П Л А Н - К О Н С П Е К Т

У Р О К А

по теме «Путешествие по народному календарю»

Цель

урока:

Формирование

культуры

слушательского

восприятия

через

ознакомление с народным творчеством;

Задачи урока:

закрепить представление о праздниках годового цикла;

продолжать

знакомство

с

обычаями

и

традициями

народных

праздников;

активизировать

познавательную

деятельность,

развивать

учебно-

творческие

способности,

навык

работы

в

самостоятельной

и

групповой

деятельности;

создать условия для воспитания художественного вкуса, нравственных

и эстетических чувств: любви и уважения к истории, традициям и культуре

России.

1.Повторение пройденного:

Теоретическая разминка

Понятие «народный календарь»

2.Осенние праздники

Вспомнить осенние праздники.

Прочитать заклички об осени

Прослушивание песни «Жнеи, мои жнеи» (жнивная)

Анализ песни: характер, интонация, лад, темп, приемы развития, вид

песни.

Отметить

усталый

характер,

интонации

вздоха,

минорный

лад

песни,

короткие, повторяющие фразы усиливают настроение: большая усталость от

тяжелого труда.

Игра «В деда»

3.Зимние праздники

Вспомнить зимние праздники.

Чтение колядок

Пение песни «Авсень», «Сею-вею»

Анализ

песен:

характер,

содержание,

что

желали,

диапазон,

прием

развития, вид песни.

Отметить узкий диапазон песни (терция), частые повторы. Желали хозяевам

здоровья, богатства, хорошего урожая,

4. Масленица

Вспомнить дни недели масленицы

Прослушивание сцены Проводы Масленицы из оперы в «Снегурочка».

Написать

сюжет

масленичных

песен:

зовут

(закликают),

величают,

просят остаться, оплакивают, гонят прочь.

5.Весение праздники

Вспомнить весенние праздники.

Прочитать заклички о весне.

Игра «Идет Матушка Весна», Игра «Ручеек »

6.Летние праздники

Вспомнить летние праздники.

Характерные особенности (приметы) летних праздников.

7. Закрепление материала:

Игра «Ярмарка»

Видео-викторина «Угадай праздник».

8.Итог урока – Нужно ли сохранять и беречь народное творчество?

9.Домашнее задание: нарисовать народный праздник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В

настоящее

время

повсеместно

возрастает

интерес

к

народному

творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров,

взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей

к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые

долгое время были в забвении. Приобщение детей к народной культуре

является средством формирования у них патриотических чувств и развития

духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать c раннего

детства.

Интерес

и

внимание

к

народному

искусству,

в

том

числе

и

к

музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно

художественной

и

естественной

почвой

для

музыкального

воспитания

ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как

среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением

людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними

мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным

языком.

Русский

фольклор

-

душа

русского

искусства,

русской

музыки.

Произведения

народного

фольклора

бесценны.

В

них

сама

жизнь.

Они

поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными

фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем

раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично

вплеталась

в

человеческую

жизнь

с

рождения

и

до

смерти.

Такой

же

органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка

сегодня.

Ребёнку

доступно

и

понятно

народное

творчество,

а

значит

и

интересно. Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда

ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку.

Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное

взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь

к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в

малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Результатом всех этапов проведенного педагогического эксперимента

стало

повышение

интереса

детей

к

музыкальному

фольклору,

который

существенно возрос. Ученики больше стали знать о народных музыкальных

инструментах,

выучили

произведения

малых

фольклорных

форм,

узнали

много нового о русских народных праздниках, стали чаще использовать в

своих играх песенки, считалки, потешки.

Таким образом, наша гипотеза о том, что включение в содержание

музыкального

воспитания

фольклорного

материала

будет

способствовать

развитию интереса к нему у детей, подтвердилась. Цель работы достигнута, а

ее задачи решены.

Список используемой литературы.

1.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. –

М.: ЛАДА, 2006

2.

Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной

культуре. – М., 1992.

3.

Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы

обучения. – М., 1996

4.

Жаворонушки.

Русские

песни,

прибаутки,

скороговорки,

считалки,

сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. – М.,1986

5.

Князева

О.Л.,

Маханева

М.Д.

Приобщение

детей

к

истокам

русской

народной культуре. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.

6.

Ковалевская М.А Музыкальная гимнастика для пальчиков: - Спб: "Союз

художников" 2006г. 28с.

7.

Куприна

Л.С.,

Бударина

Т.А.

Знакомство

детей

с

русским

народным

творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.

8.

Литвинова

М.Ф.

Русские

народные

подвижные

игры

для

детей

дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. -

М.: Айрис-пресс, 2007.

9.

Лыкова

И.А.

Программа

художественного

воспитания,

обучения

и

развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика,

2007.

10.Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами: Сборник

фольклорных материалов. - М.: Белый город, 2003.

11.Толмачев Ю.А. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие. –

Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.

12.Фиденко

Ю.Л.

Специфика

фольклора

как

особого

типа

культуры:

Учебное пособие. – Владивосток, 2014.

13. Щербакова Н. Музыкальный сундучок. – М.: Обруч, 2012.



В раздел образования