Автор: Сотпат Орлан Михайлович
Должность: преподаватель класса изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств с.Сукпак
Населённый пункт: с.Сукпак, Кызылский район, Республика Тыва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Грамматика композиции
Раздел: дополнительное образование
Тема: ГРАММАТИКА КОМПОЗИЦИИ (2 урока)
Цели:
-познакомить учащихся с основными принципами построения композиции
картины на примере выдающихся произведений живописи, способами и
средствами достижения выразительности художественного образа;
-учить понимать закономерности композиционной логики; находить решение
композиционных задач, добиваясь наибольшей выразительности рисунка;
- пробуждать у школьников интерес к живописи.
Репродукции картин:
1.
Ф. Решетникова «Опять двойка»
2.
И.Репин «Не ждали»
3.
фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Словарь: композиция, композиционный центр.
Ход урока
I.
Организация урока.
1.
Приветствие.
2.
Проверка готовности учащихся к уроку.
3.
Выполнение задания на развитие воображения и внимания.
II.Сообщение темы урока.
Любуясь шедеврами прошлого или современными картинами, мы видим
запечатленных на них известных и безымянных людей, исторические
события и бытовые сценки, красоту природы и изящество вещей. Однако в
искусстве значим не только сюжет, т.е. что изображено, но и как, каким
образом это воплощено.
Художник творит… Кажется он весь во власти фантазии, которую, кажется,
ничто не сдерживает. Но это не совсем так. Не совсем так, потому что язык
изобразительного искусства - особый язык, живущий по своим законам.
Сегодня на уроке вы узнаете, какими способами и средствами художник
добивается выразительности своего рисунка, познакомитесь с основными
1
правилами, закономерностями, которые необходимо знать рисующему, чтобы
он смог донести до зрителя свой замысел, свои мысли, свое видение мира.
III. Постановка проблемы.
Посмотрите, на столе лежит кусок ткани (художники называют ее
драпировкой), на ней несколько яблок, рядом стоит кувшин. Оцените этот
натюрморт. Неплохо? А если мы уберем одно яблоко или заменим кувшин,
выбрав другой размер или иной цвет?
Эту комбинацию предметов можно свободно менять, что-то убирая или
добавляя. К чему при этом мы должны стремиться?
Учитель. Посмотрите на натюрморт французского живописца Поля
Сезанна.
В ограниченном пространстве картины все предметы находятся в
неразрывной связи между собой. Прикройте одно из нарисованных яблок.
Сразу же возникает ощущение неприятной пустоты.
Мы замечаем, что фрукты сгруппированы в определенном порядке.
Кувшин также нельзя изменить.
Если его сделать чуть больше, то он начинает «подпирать» верхний край
картины.
Если поменьше – возникает незаполненное пространство и захочется край
опустить, а это невыгодно «прижмет» вазу с фруктами. Даже изгибы ткани
нельзя представить другими – сразу нарушится общий ритм картины. Острый
наклон линии стола уравновешивается массой белого кувшина справа.
Округлым формам тарелки, вазы и кувшина противопоставлены угловатые
линии складок драпировок. Случайное на первый взгляд сочетание предметов
образует неделимое целое.
Каждый предмет, каждое цветовое пятно, подчиняясь непреклонной воле
художника, находит отзвук и поддержку в других, наполняя картину поэзией
гармонии.
2
Сезанн, открывая красоту и логику сопоставления ясных и простых
форм, творит по законам искусства свой образ мира.
IV. Сообщение теоретических сведений.
1.
Определение понятия композиции.
Художники используют вместо слов зрительные образы,
возникающие из сочетаний и соотношений линий и цвета, пространства и
формы, взаиморасположения фигур и предметов.
Закономерная организация всех изобразительных элементов в одно целое,
в живой неделимый организм, называется композицией. В переводе с
латинского это слово обозначает «соединение», «сопоставление».
Композицией называют и само произведение, непосредственно результат
всего творческого процесса. И хотя художники ищут новые, созвучные
времени выразительные средства и формы, композиционные закономерности
постоянны. Они проявляются и в изображении непосредственно с натуры, и в
картине, созданной «по изображению».
Согласованность всех частей произведения - это и есть гармония, т.е.
красота. Это условие часто называют основным законом композиции –
законом цельности.
Цельность связана с неделимостью картины на независимо существующие
фрагменты и невозможностью их изменения без нарушения целого,
выражающего авторский замысел. То есть картина должна охватываться
взглядом сразу, в то же время давая возможность любоваться ее отдельными
частями.
2.
Композиционный центр картины.
Замысел картины порой может родиться из самой простой вещи,
например «из луча света», падающего под необычным углом, и эта деталь,
если правильно ею воспользоваться, может стать ключом к решению всей
композиции. Вспомните о том, как преображаются все предметы, когда на
них падает солнечный луч, проникший в вашу комнату сквозь занавески.
Главной целью художника, что бы он ни рисовал, является создание
композиционного центра картины, той точки, к которой должен быть
прикован взгляд зрителя. Но при этом важно не забывать, что этот центр не
может существовать сам по себе и быть в отрыве от всей картины в целом.
Главным объектом картины может быть что угодно, например, светлый
силуэт на зеленом фоне или яркое пятно, скажем, одежда на изображенной
фигуре. В какой картине лучше всего изобразить наиболее значимые
элементы, выражающие основной замысел произведения?
(Конечно, в самом центре.)
3
Да, это может быть так, но совсем не обязательно. Геометрический
центр картины может и не совпадать с композиционным. Как мы можем
сформулировать понятие «композиционного центра»?
Учащиеся под руководством учителя формулируют определение
«композиционный центр».
(Композиционным центром называется предмет или группа предметов,
расположенных автором так, что они привлекают к себе основное внимание
зрителя.)
Композиционный центр наиболее ясно выражает содержание, несет
основную смысловую и эмоциональную нагрузку, часто становясь ключом к
пониманию всего сюжета.
К композиционному центру ведут направления линий очертаний
предметов, в нем возникают тональные и цветовые акценты, сталкиваются
контрасты, происходит кульминационное напряжение всей картины.
Автор словно «ведет» взгляд зрителя по изображению на картине от центра
к деталям, от деталей снова возвращает к центру произведения. Но все же
какое место лучше для расположения главного? Давайте посмотрим это на
картинах выдающихся художников.
3.
Беседа по произведениям художников.
Каждый художник решает композиционную задачу по-своему.
Посмотрите
на
одно
из
самых
великих
произведений
искусства
–
репродукцию фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Как вы думаете,
где здесь расположен композиционный центр?
(Композиционный
центр
этой
картины
расположен
в
точном
математическом центре.)
Действительно, фигура Христа, беседующего с учениками, - это
и есть композиционный центр. Слова учителя словно волны отзываются в
движениях и поворотах фигур апостолов, их жестах, взглядах, возвращая
затем
наш
взгляд
снова
к
Христу.
Даже
направление
линий
окон
и
архитектурных
конструкций
стремится
к
центру
картины
–
Иисусу,
являющемуся, по представлению Леонардо да Винчи, безусловным центром
мироздания, символом высшей гармонии.
4
В грандиозной картине Александра Иванова «Явление Христа
народу» изображено одно из величайших событий Евангелия – появление
перед
людьми
долгожданного
спасителя.
Куда
в
первую
очередь
был
направлен ваш взгляд?
(Наше внимание, как и внимание героев картины, притягивается к одинокой
фигуре Христа, спускающегося к людям по каменистому холму.)
Учитель. Еще не сказано ни одного слова, но уже богатейшая гамма эмоций и
страстей
беспокоит
человеческую
толпу.
И
чем
внимательнее
мы
будем
рассматривать персонажей картины, тем сложнее и многограннее предстанет
перед нами образ Христа – истинный центр картины. Небольшая фигура в
темной накидке среди цветущей долины, сдвинутая к правому краю, является
и символическим, и композиционным центром.
Иисус притягивает всеобщее внимание, словно впитывая переживания,
сомнения и надежды всех персонажей, наполняясь внутренним драматизмом
и предчувствием грядущей трагедии.
Посмотрите на обе картины. Какие чувства вызывают у вас они?
(Фреска «Тайная вечеря» рождает чувство спокойствия, а картина
«Явление
Христа
народу»-
чувство
сомнения,
ожидания
чего-то
неизбежного.)
Как видите, расположение композиционного центра влияет на
эмоциональное восприятие произведения. Так, если композиционный центр
располагается в геометрическом центре картинной плоскости, то картина
вызывает
у
нас
ощущение
уравновешенности,
спокойствия,
строгой
иерархии.
Чаще всего при таком решении возникает симметричное построение с
краями,
словно
обрамляющими
центр.
Если
же
центр
смещен
от
геометрического центра, то построение картины обычно асимметрично.
5
V. Практическая работа.
Зрительный ряд.
Ф.П.Решетников «Опять двойка».
И.Е.Репин «Не ждали».
Ж.-Л. Давид «Клятва Горациев».
Ф.А.Васильев «Оттепель».
Задание.
Определить
расположение
композиционного
центра
в
вышеперечисленных картинах и провести анализ зависимости ощущений,
вызываемых живописным произведением, от его нахождения.
VI. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня на уроке мы будем рисовать жанровую сценку на тему
«Сбор урожая». Это может быть и рисунок, изображающий сбор яблок в
осеннем саду или уборку картофеля, а может быть и сбор урожая арбузов и
тому подобнее.
Но какой бы вы ни выбрали сюжет для своего произведения, помните о том,
что
главный
объект
картины
должен
«выстрелить»
-
произвести
максимальное впечатление на зрителя. Как этого добиться?
Разделите свою картину пополам по вертикали и по горизонтали, иными
словами – на четыре квадрата. Разместите объект в одном из этих квадратов,
но не в центре, поскольку такое расположение ограничивает движение, и не
у края квадрата, поскольку такое положение композиционного центра будет
уводить взгляд зрителя от картины.
Предметы, окружающие фокальную точку, и фон картины не следует
прописывать слишком тщательно и подробно – это будет отвлекать внимание
от
главного.
Очень
полезно
для
этого
взглянуть
на
свою
картину
в
двухмерном
измерении
или
одним
глазом,
вырезав
для
этого
из
старой
почтовой открытки (куска картона) простейший видоискатель. С помощью
такого нехитрого приспособления можно найти наиболее интересный вид.
Наконец, обдумывая свою будущую композицию, всегда старайтесь достичь
баланса между формой и цветом таким образом, чтобы все отдельные детали
картины одинаково привлекали внимание зрителя независимо от того, что на
них изображено.
Если мысленно разделить вашу картину на четыре части, то получившиеся
при
этом
квадраты
должны
уравновешивать
друг
друга
и
нести
приблизительно одинаковую смысловую нагрузку.
Например, если с одной стороны тянется длинная темная тень, ее можно
уравновесить с помощью небольшого светлого участка, расположенного на
противоположной стороне композиции.
6
Ваша
картина
должна
завладеть
вниманием
зрителя,
поэтому
не
прекращайте поиск ее композиционного решения до тех пор, пока не будете
уверены в том, сумели добиться гармонии или нет.
VII. Практическая работа.
Задание. Выполнить рисунок на тему «Сбор урожая» (карандаш, акварель,
гуашь).
Урок 1. Поиск композиционного решения, выполнение наброска рисунка.
По
окончании
учитель
контролирует
правильность
выполнения
работы,
вносит исправления.
Урок 2. Выполнение рисунка в цвете.
VIII. Итог урока.
1.
Выставка работ учащихся.
2.
Самоанализ деятельности.
Обсуждение выполненной работы по вопросам:
- объясните свой выбор расположения композиционного центра.
- довольны ли вы результатами своей работы?
- что у вас не получилось и вы это хотели бы изменить?
-
какого
эффекта
вы
добивались,
смещая
композиционный
центр
относительно геометрического?
3. Выставление оценок.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации по теме «Композиционный
центр» для оформления темы в словаре.
7