Автор: Суворова Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 53
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных
Раздел: полное образование
Правописание О – Е после шипящих и Ц
в окончаниях имён существительных.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, просит записать
число в тетради.
2. Проверка домашнего задания (упр. 554), повторение изученного.
Один ученик на доске и учащиеся в тетради записывают под диктовку учителя слова:
багаж, тишь, (нет) рощ, ковш, обруч, груш, (для ) пастбищ, борщ, брошь, рожь, (из-за) туч,
горечь.
Класс проверяет запись на доске, корректирует по необходимости записанное .
Учитель проводит опрос:
- От чего зависит написание мягкого знака после шипящего у данных слов? (От склонения
существительного.) Когда
на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак?
Назовите существительные 1-го склонения , 2-го склонения.
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель предлагает учащимся обратиться к записанным на доске словам и записать
их себе в тетрадь так же, как и на доске (в два столбика):
Свечой тучей
плащом товарищем
ножом пейзажем
ковшом юношей
свинцом сердцем
Беседа:
- Определите, к какой части речи относятся записанные слова. (Существительные.)
- Что общего у этих слов со словами из д/з? (Шипящий согласный.)
- Выделите окончания слов. По какому признаку они распределены в два столбика? (1-
ый столбик – в окончании пишется О, 2-ой – в окончании – Е.)
- Посмотрите, на какой согласный оканчивается основа слов? (На шипящий и Ц.)
- Почему же в одних словах О, а в других Е? Попробуйте сформулировать тему и цель
у р о к а . (
Те м а:
«Правописан ие
О-Е
посл е
ш ипящих
и
Ц
в
о к о н ч а н и я х
существительных».Цель:
определить
условия
написания
О-Е
после
шипящих
и
Ц
в
окончаниях существительных.)
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
4. Изучение нового.
- Поставьте ударение в словах. В какой позиции находится О и Е?
Попробуйте
сформулировать
правило
правописания
О-Е
после
шипящих
и
Ц
в
окончаниях
существительных.
Учащиеся пробуют сформулировать правило, учитель корректирует и предлагает
обратиться к теоретическому материалу учебника (стр. 221) и проверить правильность
своих
наблюдений
и
выводов.
Обучающиеся
читают
правило
самостоятельно,
потом
читают хором, затем рассказывают соседу по парте (работа в парах, взаимопроверка).
Учитель интересуется, кто верно изложил правило.
Упр. 556 выполняется коллективно под руководством учителя. Дети выполняют
задание, объясняют написание слов по правилу.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного.
Учитель читает предложения, ученики выписывают слова на изучаемую орфограмму:
в левый столбик - слова с гласной Е в окончании имени существительного после шипящих
и ц, а в правый - имена существительные с буквой О. Орфограмму обозначить.
1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со
своей ношей. 3. Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом. 4. Грузовик остановился
у покрытой плющом дачи. 5. Ласточка свила гнездо под крышей. 6. Над рощей пронеслась
туча. 7. Подобрали ребята двух птенцов.
На закрытой части доски записан образец выполнения диктанта. Дети
обмениваются
тетрадями
в
паре
и
осуществляют
взаимопроверку.
Учитель
просит
поднять руки тех, у кого нет ошибок, поощряет их словом.
7. Подведение итогов.
- Итак, научились ли вы определять условия правописания О-Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных? Когда будет писаться О, а когда Е?
Ещё раз учащиеся проговаривают правило, приводят примеры.
8. Задание на дом.
Параграф 101; составить диктант (15 слов) на правописание О-Ё после шипящих в
корне или упр. 560.
9. Контроль знаний.
Учитель читает слова на изученную орфограмму, учащиеся записывают в тетрадях
только буквы Е или О (лучше в столбик), потом обмениваются тетрадями в паре и
проверяют
по
образцу,
записанному
на
обратной
стороне
доски
(взаимопроверка),
выставляют оценку по критериям учителя.
Буквенный диктант.
Врачом,
карандашом,
дачей,
силачом,
ножом,
мельницей,
кирпичом,
товарищем,
скворцом, птицей, , лучом, плечом.
(Ключ: о, о, е, о, о, е, о, е, о, е , о, о. Критерии: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки –
«4», 3-4 ошибки – «3», оценка «2» не выставляется.)
10. Рефлексия.
- Продолжите предложения (записаны на плакате):
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне было трудно…
Сегодня на уроке мне понравилось …