Автор: Пестрякова Вера Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ АЛАГАРСКАЯ СОШ им.Г.Д.Протодьяконова
Населённый пункт: Чурапчинский улус, село Чыаппара
Наименование материала: Проблемное обучение
Тема: Технология проблемного обучения в развитии творческого мышления школьников.
Раздел: начальное образование
Технология проблемного обучения в развитии творческого мышления
школьников.
Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках
музыки в развитии творческого мышления школьников выявляется:
-
взаимосвязь между использованием проблемных технологий на уроках и
развитием творческого мышления учащихся;
-
показываются
существующие
возможности
применения
проблемных
ситуаций на уроках музыки.
Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне
развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации
своего
потенциала,
которая
отличается
мобильностью,
динамизмом
и
конструктивностью. Это означает изменение способов, средств и методов
обучения.
В связи с этим основным направлением своей педагогической деятельности
считаю
развитие
творческих
способностей,
которые
реализуются
через
мыслительную
деятельность
посредством
использования проблемного
обучения,
а
начинать
развитие
этих
способностей
необходимо
с
самого
раннего возраста.
Актуальность
обусловлена
тем,
что
без
использования
технологий
проблемного
обучения
не
могут
быть
глубоко
осмыслены
вопросы
модернизации
образования.
На
сегодняшний
день
данная
проблема
достаточно
подробно
рассматривается
в
психолого-педагогической
и
методической
литературе,
но
в
практике
школы,
в
частности
на
уроках
музыки,
должного
внимания
она
не
получила
и
требует
дальнейшего
изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической
базы.
В процессе работы над данной темой изучались труды отечественных и
зарубежных
педагогов
и
психологов:
Ю.Б.
Алиева,
Д.Б.
Кабалевского,
Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернер
и др.
Суть
проблемного
обучения
состоит
в
том,
что
в
процессе
обучения
преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые
ученики
приобретают
новые
знания.
Психологическая
наука
приходит
к
выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе
их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.
Методическими
основами
проблемного
обучения
на
уроках
музыки
являются:
-
Самостоятельность
музыкального
мышления
учащихся,
которые
включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
- Открытие неизвестного, нового.
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных
компонента:
- потребность в поисковой деятельности;
- неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной
ситуации;
- доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов:
- постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного
исследования.
Для
реализации
целей
и
задач
данной
технологии
использую
в
своей
педагогической
практике
различные
способы
и
приемы
организации
процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают
термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на
практике в аналогичных и измененных условиях.
Проблемные
задания
на
уроке
составляются
с
учетом
всех
видов
деятельности:
при
восприятии
музыки,
музицировании,
выполнении
занимательных и домашних заданиях.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на
уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-
новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный
образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства.
На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая
ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.
На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные
методы
и
приемы,
которые
способствуют
организации
учебно-
познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации:
- написания анализа музыкального произведения, размышления о музыке.
-
описание
музыкального
образа
после
слушания
музыки,
придумывание
названия произведения;
- сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в
разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического
цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт
хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств,
поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними.
Вызывают
интерес
учащихся
и
активизируют
их
деятельность
задания
следующего типа:
- «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие
изображенное
на
ней,
краски,
использованные
при
написании
картины,
услышать музыку и описать ее;
- «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но
и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, -
пение,
игра
на
музыкальных
инструментах,
музыкально-ритмические
движения.
Программа
ориентирована
на
активную
музыкальную
деятельность
школьников
–
на
музицирование
в
доступной
детям
форме,
которое
представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров
разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.
Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа
учителя.
Вокально-хоровая
работа
помогает
развивать
память,
прививает
любовь
к
хоровому
пению,
формирует
положительные
эмоции
и
удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение
«вслух»
и
«про
себя»
в
виде
цепочки,
исполнение
скороговорок,
сочинение
попевок,
частушек
–
повышает
интерес
к
хоровому
пению,
способствует
накоплению
певческого
репертуара,
развивает
активность,
инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку
на творчество.
Инсценирование
песен,
театрализация;
ритмопластика
(исполнение
придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует
разностороннему
музыкальному
развитию
учащихся,
углубленному
освоению
музыкального
материала
урока;
позволяет
проявить
самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает
физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию
учащихся.
Практический
опыт
преподавания
в
области
музыкального
искусства
в
школе,
позволяет
мне
утверждать,
что
организация
системы
домашних
заданий
по
предмету
«Музыка»
-
важный
и
необходимый
этап
в
формировании
и
становлении
интеллектуально-творческой
личности
школьника
на
всех
его
возрастных
ступенях.
Урок
музыки
–
это
урок
искусства,
урок
творчества,
а
значит
и
домашние
задания
должны
быть
творческими.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке
как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности,
смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих,
проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения,
мелодизация текста, пластические интонирования, музыкальные кроссворды,
рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.
Домашние
задания
позволяют
учителю
иметь
чёткое
представление
о
возможностях
каждого
ученика,
диагностируя
динамику
развития
его
музыкальных и творческих способностей. Творческий процесс тренирует и
развивает
память,
мышление,
активно сть,
н а бл юд ат е л ь н о с т ь ,
целеустремленность,
логику,
интуицию.
Творчество
ребенка
связано
с
самостоятельностью
и
предполагает
отказ
от
стереотипных
действий.
Поэтому
главная
задача
современного
учителя
музыки
-
средствами
искусства
учить
мыслить,
чувствовать,
сопереживать,
развивать
у
школьников не только интеллект, но и душу.
Использование
на
практике
проблемного
обучения
доказывает,
что
учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать
новое,
оригинальное.
Интересно
то,
что
творческие
способности
проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом
выполнения
требуемого
задания.
При
систематическом
применении
проблемных
методов
обучения
развивается
творческое
мышление
школьников.
Урок
музыки
как
предмет
эстетического
цикла
позволяет
наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика.
Технология
проблемного
обучения
помогает
воспитывать
гармонически
развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить
решения в различных проблемных ситуациях.
Моя
задача
как
учителя
музыки –
сделать
творческую
деятельность
потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.