Автор: Неизвестных Лариса Яковлевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Губаха, Пермский край
Наименование материала: эссе
Тема: «Значение музыкального образования в развитии основ музыкальной культуры дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Эссе
«Значение музыкальное образование в развитии основ музыкальной
культуры дошкольников»
Что такое музыка? Музыка – это искусство воспроизведения в звуках чувств
и настроений
с целью вызвать в
слушателе соответствующие чувства и
настроения.
Она
–
отражение
состояния
ума
и
души
композитора,
проявление его эмоций, любви и страсти, фантазий и впечатлений. Поэтому
музыка способна успокаивать, утешать, снимать психическое напряжение,
помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья
человека.
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической
формой
художественного
отражения
действительности.
Глубоко
и
многообразно
воздействуя
на
чувства,
волю
людей,
музыка
способна
благотворно
сказываться
на
их
общественной
деятельности,
влиять
на
формирование личности человека.
Дети с самого раннего детства способны воспринимать
музыку, и чем
раньше
они
услышат
её,
тем
музыкальнее
они
будут
среди
своих
сверстников.
Современные научные исследования свидетельствуют о том,
что музыкальное образование, формирование основ музыкальной культуры
нужно целенаправленно начинать в дошкольном возрасте, а в последующем
и
в
школе. Развитие человека сравнивается с построением
треугольника,
основание
которого
–
начало
жизни.
Чем
старше
человек,
тем
менее
открытым
и
восприимчивым
становится.
Треугольник
сужается,
и
его
вершина – это уже не что иное, как характер взрослого человека, который
приобрёл абсолютную законченность, утратив при этом восприимчивость и
ги б ко с т ь .
И ме н н о
в
д е т с т ве
ч е л о ве к
о бл а д а е т
н а и б о л ь ш е й
восприимчивостью, которая и определяет его способности. Занятия музыкой
оказывают ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируют
эмоциональную
сферу,
совершенствуют
мышление,
ребенок
делается
чутким к красоте в искусстве и жизни.
Многие родители, не имеющие
музыкального
образования,
спрашивают,
как
музыка
может
воспитывать
гармоничную личность, духовный мир человека? На этот вопрос хорошо
ответил Д.Б.
Кабалевский:
«Если
вы
хотите
видеть
прекрасное,
наслаждаться
окружающей
красотой,
то
вы
должны
быть
художественно и музыкально образованным человеком».
Самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребёнка с
музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя. В эти
1
минуты от него требуется сосредоточенность и напряжение душевных сил.
Ребёнок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события
в своей жизни.
Поэтому на музыкальных занятиях «слушание» является
основным
видом
музыкальной
деятельности.
Слушание
музыки
и
параллельный зрительный ряд доставляют детям большое удовольствие. В
процессе слушания малыши накапливают опыт музыкальных впечатлений.
Маленькие
любители
музыки,
как
правило,
тяготеют
к
выбору
светлых,
умиротворённых
и
оптимистичных
интонаций.
Такая музыка
создаёт
у
детей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и
радостный мир. Кроме того, именно через музыку ребёнок учится выражать
свои чувства. Автор программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова
предлагает
для
развития
осознанного
музыкального
восприятия
у
детей
формировать словарь эмоций (слова – синонимы, определители характера
музыки).
Музыкальный
педагог
Е.И.
Юдина
советует
создать
«копилку
чувств»
для
любимых
и
просто
хорошо
знакомых
произведений. Такой
словарь или «копилка» эстетических эмоций активизируют эмоционально-
образное восприятие ребёнка, расширяют его речевые возможности. Для
того
чтобы
более
сложная
для
восприятия
инструментальная
музыка
активизировала слуховое внимание ребёнка и не воспринималась пассивно,
как некий звуковой фон, необходимо составить ряд вопросов, требующих
внимательного вслушивания. Для определения эмоционального содержания
музыки: «Какое настроение у героя или героев этой пьесы?» или «Какое
настроение выражает музыка этого произведения?». В некоторых случаях
предложить
подобрать
к
услышанному
музыкальному
произведению
подходящую
по
настроению
иллюстрацию
или
нарисовать
свою
«музыкальную
картинку».
Для
развития
творческого
восприятия
юным
слушателям
предлагается
выбрать
цвета,
линии,
которые
подходят
под
характер – настроение музыки. Разбудить фантазию, воображение помогут и
строчки литературных, особенно поэтических, произведений. Размышление о
музыке,
размышление
над
тем,
почему
именно
эти
(«музыкальные
картинки», цвета, линии, стихи), а не другие, так созвучны мелодии, также
помогут развить эмоционально-образное, осознанное восприятие у детей.
Каждый ребёнок от рождения музыкален. Чем чаще музыка звучит в жизни
малыша (! не просто музыка, а высокохудожественная музыка, классика,
доступная
для
детского
восприятия,
музыкальный
фольклор,
детские
песенки),
тем
музыкальнее
он
становится. Важно, чтобы уже в раннем
детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть
перед ним красоту музыки, дал возможность ее прочувствовать. Красота
музыкальных
созвучий,
выразительность
линий
и
цвета,
пластика
2
поэтической
речи
питают
и
лепят
творца. Отсутствие
полноценных
музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии.
Слушание
музыки
тесно связано
с
пением. Песня
–
это
радуга
красок
окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые
вопросы. В младшем возрасте серьёзные музыкальные произведения для
понимания ребёнка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у
детей
положительные
реакции:
радость
от
коллективного
исполнения,
чувство единения с товарищами, наполняет особой энергией. Работа над
приобретением детьми вокально – хоровых навыков происходит с помощью
вокальных
упражнений,
которые
необходимы
для
развития
чистоты
интонации,
правильного
звукообразования,
упражнений
для
овладения
певческим
дыханием. Пение очень полезно для
детей, имеющих речевые
нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и
темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение оказывает
оздоровительное воздействие на организм человека в целом. В частности,
методика
А.И.
Попова,
С.В.
Шушурджана
«Вокалотерапия»
–
лечение
голосом, предлагает совокупность способов, как развивать межличностные
отношения,
регулировать
психовегетативные
процессы,
формировать
оптимистическое отношение к жизни. Рекомендует вокальные упражнения,
которые способствуют более качественному функционированию сердечно –
сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму,
межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе
которых массируются внутренние органы.
Встреча с любимой песней – это особый праздник для детей. Но детский
голос – это ещё довольно хрупкий инструмент. Поэтому родители и педагоги
должны беречь голос ребёнка:
- не поощрять
«крикливое» пение, это наносит вред слабым голосовым
связкам;
-не позволять детям громко разговаривать на улице в сырую и холодную
погоду;
-не давать
детям пить холодную воду, есть мороженое в разгорячённом
состоянии во избежание простуды и заболеваний голосового аппарата;
-не
поощрять
пение
детьми
взрослых
песен
с
большим
диапазоном
и
недетским содержанием. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен
не
способствует
развитию
музыкального
слуха
у
ребёнка,
а
недетское
содержание песни не способствует развитию его словарного запаса.
Песня
не
только
основное
средство
музыкального
воспитания,
но
и
средство
общения
с
окружающим
миром.
Она
учит
быть
добрым
внимательным,
3
чутким, заботливым, учит видеть в самом простом и понятном удивительное
и необыкновенное. «Запоют дети – запоёт народ», писал К.Д. Ушинский.
Известно,
хоровое
пение
является
показателем
духовного
здоровья
нации.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его
ритмическая
организация.
Временное
начало,
ритмический
рисунок
составляют
основу
звуков,
следовательно,
и
музыкального
образа.
В
прогрессивных
педагогических
системах
музыкального
воспитания
движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали
за
ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать
духовный мир человека. Энергия внутренних сил у детей
требует своего
выражения.
Разного
характера
танцы,
музыкальные
игры
двигательные
упражнения
помогают
ребёнку
понять
содержание
музыки,
освоить
её
непростой
язык.
Основные
задачи
занятий
ритмикой
учат
детей
воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движении;
согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами
музыкальной выразительности; развивают основы музыкальной культуры;
формируют
красивую осанку; развивают
творческие способности: учат
оценивать
собственное
движение
и
товарища.
Ко
всему
прочему
детям
доставляет
ещё
огромное
удовольствие
самовыражаться
под
музыку,
придумывать
свой
игровой
образ,
«свою
пляску»
и
т.д.
Фантазия,
воображение,
творчество
помогут
найти
нужный
двигательный
образ.
Тенденция
гуманизации
современного
образования
и
возрастающая
потребность
общества
в
творческих
личностях
обуславливают
актуальность
эстетического
развития
детей,
их
творческого
потенциала.
Включение в занятие по музыке игры на детских музыкальных инструментах
всегда является украшением музыкального обучения. Добавление к голосам
фортепиано или детского хора, ставших привычными, звуков необычной
высоты и яркости привлекает детей к творческой работе. Детский шумовой
оркестр – наиболее простой и доступный. Его можно организовать уже с
детьми
младшего
возраста.
Игра
на
детских
инструментах
развивает
тембровый
слух,
чувство
ритма,
музыкальный
слух,
память,
внимание.
Инструментальное
творчество
детей,
как
правило,
проявляется
в
импровизациях,
то
есть
сочинение
во
время
игры
на
инструменте,
непосредственном,
сиюминутном
выражении
впечатлений.
Творческие
задания
для
шумового
оркестра
применяются
уже
в
младших
группах:
передать
в
музыке
топот
копыт,
разноцветный
листопад,
волшебные
4
падающие снежинки и т.д. Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой –
либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки, её звуковую
характеристику.
Постепенное
накопление
музыкального
опыта
овладение
элементарными азами музыкальной грамоты, навыками игры, делает детское
«сочинение музыки» более ярким и разнообразным. Такое коллективное
музицирование
помогает
юным
музыкантам
–
творцам
глубже
прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки,
побуждает к самостоятельным импровизациям.
Таким
образом, музыкальное
воспитание,
являющиеся
одной
из
центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую
роль в целостном развитии личности ребенка. Занятия музыкой оказывают
влияние
на
развитие
у
детей
духовной
сферы,
творческого
потенциала,
многих
психических
процессов
(восприятие,
воображение,
мышление,
память,
речь и др.). Музыка
помогает на чувственной основе понять
богатство и красоту окружающего мира. Развивая ребёнка музыкально, мы
способствуем
становлению
гармонично
развитой
личности.
Развитие
музыкального
вкуса,
эмоциональной
отзывчивости
в
детском
возрасте
создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей
духовной
культуры
в
будущем. Общество
заинтересовано
сохранять
и
передавать
будущим
поколениям
духовные
ценности,
в
том
числе
музыкальную культуру. Необходимо, чтобы дети развивались через познание
культурного
наследия
и
в
будущем
способствовали
его
обогащению,
приумножению. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие
осуществлялось комплексно,
соблюдая
естественную
преемственность
детского сада и школы, и имело необходимое продолжение в условиях семьи
в виде творческих домашних заданий и игр с музыкальными элементами.
«В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она
так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто
должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая.…
Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного
языка,
помогающего
людям
лучше
понимать
друг
друга»
(Д.Д.
Шостакович).
Список литературы:
О.П.
Радынова,
АИ.
Катинене,
М.Л.
Палавандишвили
«Музыкальное
воспитание дошкольников», методика развития музыкальных и творческих
способностей дошкольников, пособие для учащихся педагогических училищ и
5
колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детских садов. М.:
Просвещение: Владос, 1994.-223с.
Д.И.
Воробьёва
«Гармония
развития»,
интегрированная
программа
интеллектуального, художественного и творческого развития личности
дошкольника. Издательство «Детство – Пресс», 2003г.
М.В.
Анисимова
«Музыка
и
здоровье»,
программа
музыкального
здоровьесберегающего развития. М.: ТЦ Сфера, 2014.- 128 с. (Библиотека
Воспитателя).
М.А.
Михайлова
«Развитие
музыкальных
способностей
детей»,
методическое пособие, Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с., ил.
И.В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» интегрированный
подход, методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.-144с.
М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», методическое
пособие, М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.-176с.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Развивающие музыкальные игры», популярное
пособие для педагогов и родителей,М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО
Издательство
«ДОМ. XXI век», 2007.-222с. – (серии «Учимся играючи»,
«Азбука развития».
М.А. Михайлова, Е.А. Горбина «Поём, играем, танцуем дома и в саду»,
популярное
пособие
для
педагогов
и
родителей,
-
Ярославль:
«Академия
развития», 1996.- 240с., ил.
6