Автор: Баланчук Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г. Великие Луки, Псковская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "По следам народного фолклора"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 1 комбинированного вида» «Золотой ключик»
Конспект НОД по речевому развитию с использованием русского
фольклора.
ТЕМА: «По следам русского народного фольклора ...»
Разработчик:
воспитатель высшей категории
Баланчук Ирина Анатольевна
Велики Луки
2020 год
Тема: «По следам русского народного фольклора».
Цель:
Закрепить
знания
о
жанрах
и
видах
русского
народного
творчества.
Задачи:
1. Расширить
знания
детей
русском
народном
фольклоре
-.жеревьевка,
считалки,
потешки,
зазывалки,
скороговорки,
пословицы
и
небылицы.
2.Развивать речевые умения, любознательность.
3. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Материал к занятию: Игрушка Домовенок, выставка книг, пазлы по
потешкам,
макет
книги:
«На
златом
крыльце
сидели...»,
атрибуты
для
инценировки небылицы: «Про двух медвежат».
Предварительная
работа:
Чтение
и
разучивания
русских
народных
считалок, знакомство с жеревьевками и зазывалами, потешек, разучивание
чистоговорок, небылиц и создание книги: «На златом крыльце сидели...».
Ход занятия:
Воспитатель: Зазывалки на праздник
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям мальчишка - непоседам.
Девчонкам - сладкоежкам Милости просим на наш праздник!
Воспитатель:
Ребята,
я
знаю,
что
вы
любите
путешествовать.
Предлагаю отправиться в путешествие по страницам большой книги: «На
златом крыльце сидели...». Согласны?
Воспитатель: Кто помнит, что мы собрали в эту книгу? Как называется
наша книга? Ответы детей. (Фольклор).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в книге отсутствуют странички. Они
раскиданы по полу и тут записка.
Записка от Жучки:
Ни зверушка, ни ребенок,
Я - щеночек Жучка.
Я живу в теплом конуре
Охраняю дом днем и ночью,
Знаю заветные словечки.
Научите меня красиво говорить,
Буду с вами играть и дружить.
Воспитатель:
Так
вот
значит,
кто
книгу
уронил.
(Жучка
лежит
на
коврике в уголочке группы.) Дети, надо нам книгу собрать. Первая страница
скороговорок
и
считалки.
Все,
скороговорки
не
переговоришь
и
не
выговоришь.
Назовите
скороговорки
и
считалки,
которые
вы
знаете.
Страница скороговорок и считалок:
1. Черной ночью, черный кот,
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщите, там кота.
2. Плыл по морю чемодан
В чемодане спрятан слон
Кто, не верит, выйдет вон.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши, язычки хорошо поиграли, мы
добавляем страничку в книгу.
Жучка: Вот беда, беда, огорчения. Мне так век не проговорить.
Страница пословиц.
Воспитатель:
А
теперь
страничка
пословиц.
Надо
нам
в
кузовок
пословицы собрать.
Игра:
«Собери
букет
пословиц»
(дети
поочередно
цветочки
с
пословицами.)
•
Делу время, потехе час.
•
Кто много читает, тот много знает.
•
Сделал дело- гуляй смело.
•
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Воспитатель: Вот и эта страничка готова.
Жучка: Дружно вы взялись за дело и работа закипела.
Воспитатель: Наши дети, Кузя, на все руки мастера.
Как у нас на Руси уж давно повелось.
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни - шутки слагал.
Воспитатель:
Вы
ребята,
не
скучайте,
да
гостей
поразвлекайте.
Присаживайся и ты Жучка. Да, послушай наши небылицы.
Ребенок: Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке И давай, дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Ребенок: У козла в бороде.
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь.
Держится за ушки.
Ребенок: Филя! Есть хочешь.
Инсценировка небылицы: «Про двух медвежат».
(Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком
взбивает сметану, у другого - чашка с деревянной ложкой, в чашке
мука).
Сидели два медведя,
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку - Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!
(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом
молоке»).
Воспитатель: Вот посмешили вы нас, ребята! Я тоже знаю потешку:
Чепуха, чепуха.
Это просто враки!
«Куры съели петуха», —
Говорят собаки.
Воспитатель: Отлично, эту страничку мы тоже вернули в книгу.
Жучка: Вот потеха, так потеха. Давно так не смеялся. Хочу вам помочь
странички из книги собрать. У меня в моем волшебном сундучке припасены
физкультминутки: «Вот такие чудеса»
Физкультминутка: «Вот такие чудеса»
Старый заяц сено косит (косят сено,
А лиса сгребает (сгребает).
Муха сено к возу носит (несет, делает шаги,
А комар кидает (кидает).
Довезли до сеновала (руками крутят колеса).
С воза муха закричала (головой крутит):
- На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду (шагает на месте,
Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза.
Буду я хромая (хромает).
Воспитатель: Детям очень понравилось твоя игра. В книге еще одна
страничка появилась.
Жучка: А теперь игра «Собери потешку». Думаю, с ней справятся все.
В каждом конверте картинка. Дети собирают разрезные картинки: «Потешки»
Потешка: «Мыши».
Ребенок: Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснётся Васька-кот.
Воспитатель:
Ребята, предлагаю поиграть хороводную игру: «Мыши
водят хоровод», нам нужно выбрать «кота» считалкой.
Ребенок:
Ехала карета темным лесом
За каким-то интересом
Инте-инте-интерес —
Выходи на букву «эс».
Ребенок:
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Ребенок:
Плыл по морю чемодан
В чемодане спрятан слон.
Кто не верит, выйдет вон.
Жучка:
Молодцы,
ребята
порадовали
меня,
отдам
вам
последнюю
страничку. Страничка: «Приговорки». К заклинкам примыкают приговорки
(приговоры)
—
короткие
стихотворные
обращения
к
животным,
птицам,
растениям.
Ребенок:
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка.
Отдохни немножко!
Ребенок:
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
И сказала деду: «Ох!»
Рассыпался горох —
На семьдесят дорог!
Воспитатель: Вот мы и собрали нашу книгу. Поставим ее на полочку и
будем беречь. А тебе Жучка дети напомнят правила обращения с книгами.
•
Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.
•
Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как
от этого страница портится, задерживается пыль, грязь.
•
Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и
неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать
книгу.
Воспитатель: Кончилось веселье - Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель: Я
вам
дети
хочу
вручить
медали
за
хорошее
знание
устного народного творчества и угостить чаем с сушками.