Автор: Карева Фатима Гомеровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: методическая разработка урока по кулинарии
Тема: "Праздник мёда"
Раздел: среднее образование
Конспект
интегрированного
занятия
«
ВСЁ
О
МЁДЕ
».
ЦЕЛЬ
:
Помочь
детям
проникнуть
в
тайны
происхождения
мёда
.
ЗАДАЧИ
:
1.
Обучающие
:
Познакомить
с
разными
сортами
мёда
,
его
питательными
и
целебными
свойствами
.
Закреплять
знания
об
окружающей
действительности
.
Закреплять
навык
чистого
интонирования
.
2.
Развивающие
:
Расширять
словарный
запас
детей
(
соты
,
воск
,
пасека
,
перга
,
взяток
,
нектар
,
прополис
,
рой
).
Развивать
смекалку
,
память
,
воображение
.
Способствовать
развитию
речи
,
умению
аргументировать
свои
высказывания
.
Побуждать
детей
давать
ответы
полными
,
распространёнными
предложениями
.
3.
Воспитывающие
:
Воспитывать
интерес
и
любовь
к
родной
природе
.
Воспитывать
дружелюбие
,
сопереживание
,
доброжелательное
отношение
друг
к
другу
.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПРИЁМЫ
:
Игровой
(
использование
сюрпризных
моментов
)
Наглядный
(
использование
иллюстраций
с
изображением
пчёл
,
пасеки
,
растений
–
медоносов
.
Показ
видеоролика
.
Выставка
натуральных
продуктов
из
мёда
:
мёд
разных
сортов
,
соты
,
перга
,
воск
,
косметические
средства
на
основе
мёда
,
лекарственные
препараты
.)
Словесный
(
напоминание
,
указание
,
вопросы
,
индивидуальные
ответы
детей
)
Практическая
часть
:
замес
теста
,
формовка
печенья
.
Поощрения
,
анализ
занятия
.
ОБОРУДОВАНИЕ
:
1.
Оформление
зала
.
2.
Пошив
костюмов
пчёлок
.
3.
Изготовление
шапочек
цветов
.
4.
Продукты
для
теста
(
по
рецепту
)
5.
Фартуки
,
головные
уборы
.
6.
Вода
в
кувшине
для
мытья
рук
.
7.
Доски
р
а
з
д
е
л
о
ч
н
ы
е
.
8.
Противни
для
выпекания
.
9.
Цветы
для
игры
«
Угадай
цветок
».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
:
Беседа
о
пчёлах
,
их
жизни
и
развитии
.
ХОД
ЗАНЯТИЯ
:
Дети
входят
в
зал
,
садятся
на
стульчики
.
Воспитатель
предлагает
отгадать
загадку
:
Лакомятся
мишки
,
Взрослые
,
детишки
,
Сладким
,
ароматным
И
на
вкус
приятным
.
О
чём
эта
загадка
?
Догадались
?
(
о
мёде
).
Верно
,
молодцы
!
Сегодняшнее
наше
занятие
мы
посвящаем
этому
удивительному
продукту
.
А
вы
знаете
,
как
появляется
мёд
? (
В
свободной
беседе
выявляются
знания
детей
о
происхождении
мёда
).
Правильно
,
появлению
мёда
на
наших
столах
мы
обязаны
этой
маленькой
труженице
–
пчёлке
(
показ
иллюстрации
).
Как
вы
думаете
,
пчела
это
птица
,
зверь
,
насекомое
? (
ответы
)
Какие
насекомые
вам
ещё
знакомы
? (
ответы
).
У
пчелы
много
родственников
.
Кто
может
их
назвать
? (
оса
,
шмель
,
шершень
).
Существует
около
20
тысяч
видов
пчёл
,
но
больше
всего
прославилась
пчела
медоносная
,
или
благородная
.
Пчёлы
живут
очень
большими
семьями
,
в
которые
входит
от
40
до
80
тысяч
пчёл
.
А
где
живут
пчёлы
? (
в
дупле
дерева
или
в
улье
).
Верно
,
именно
в
них
пчёлки
переживают
и
непогоду
,
и
зимние
холода
.
А
весной
,
когда
воздух
прогревается
,
пчёлки
вылетают
на
облёт
,
на
разведку
.
Как
вы
думаете
,
что
ищут
пчёлы
?
(
хотят
узнать
,
зацвели
цветы
или
нет
).
ДЕТИ
:
1.
Почему
это
пчёлка
проснулась
?
Потому
что
тепло
к
нам
вернулось
.
Птичьи
трели
весна
принесла
.
2.
Ветер
яблоньки
ветви
качает
,
И
в
саду
нашем
солнце
встречает
.
Первой
капелькой
мёда
пчела
!
3.
У
пчелы
полно
хлопот
–
Добывать
ей
надо
мёд
.
Над
цветком
пчела
кружит
,
Про
дела
свои
жужжит
…
ДЕТИ
:
Жу
-
жу
-
жу
!
Жу
-
жу
-
жу
! - 2
раза
.
ПОКАЗ
ВИДЕОРОЛИКА
ПРО
ПЧЁЛ
.
ВЕД
.
В
полёте
пчела
с
великолепной
точностью
фиксирует
мелькающие
внизу
цветы
.
Цветы
она
видит
не
так
,
как
мы
с
вами
.
Синий
,
жёлтый
,
белый
и
чёрный
цвета
пчела
различает
,
а
вот
красный
ей
кажется
скучным
серым
цветом
.
Пчела
узнаёт
цветы
не
только
с
помощью
зрения
,
но
и
по
запаху
.
Для
этого
у
неё
есть
специальные
усики
.
Не
на
все
цветы
присаживается
пчела
,
чтобы
извлечь
нектар
-
предпочтение
она
отдаёт
медоносам
:
медунице
,
гречихе
,
липовому
цвету
.
А
сейчас
я
прочитаю
вам
стихотворение
об
одном
растении
-
медоносе
.
А
вы
мне
скажете
,
что
это
за
растение
.
Здесь
,
у
рощицы
берёзовой
,
Где
к
лугам
сбегает
рожь
,
Кашки
белой
,
кашки
розовой
,
Кашки
алой
-
не
сочтёшь
!
С
колокольчиком
,
с
ромашкою
Клевер
весело
цветёт
,
И
его
«
пшеничной
кашкою
»
Называет
наш
народ
.
Где
ни
глянешь
–
ульи
новые
На
лужайке
у
села
,
А
над
кашками
пунцовыми
Тихо
кружиться
пчела
.
Косят
клевер
.
Пахнет
росами
Нежно
,
сладко
,
как
в
саду
.
Свежий
воздух
над
покосами
Весь
настоян
на
меду
.
Как
вы
думаете
,
почему
и
липу
,
и
клевер
и
медуницу
называют
«
медоносами
»? (
Потому
что
они
выделяют
много
нектара
).
Нектар
собирается
сосущим
хоботком
в
зобик
пчелы
.
Собранный
нектар
пчела
несёт
в
улей
и
откладывает
в
ячейки
сот
.
(
Показывает
различные
сорта
мёда
,
отмечают
его
отличия
по
цвету
,
запаху
,
вкусу
).
Каждый
сорт
мёда
получил
своё
название
по
растению
,
с
которого
был
собран
.
Мед
,
собранный
с
гречихи
называется
«
гречишным
»,
он
имеет
коричневый
цвет
.
А
мёд
,
собранный
с
липы
–
липовый
,
и
он
светло
-
жёлтого
цвета
.
Есть
мёд
вересковый
,
подсолнечный
.
А
как
называется
мёд
,
собранный
с
разных
цветов
?
(
Цветочный
).
Чем
же
полезен
мёд
? (
он
лечит
от
простуды
,
ангины
,
успокаивает
,
в
нём
много
полезных
веществ
).
Мёд
–
удивительное
природное
лекарство
,
он
обладает
сильно
выраженным
обеззараживающим
свойством
и
губительно
действует
на
многие
микробы
.
Мёд
смягчает
,
питает
,
успокаивает
кожу
,
поэтому
его
добавляют
в
мази
,
кремы
,
шампуни
.
У
большинства
пчёл
есть
восковые
желёзы
,
которые
выделяют
воск
.
Из
воска
пчёлы
«
строят
»
соты
.
А
вы
знаете
,
какое
применение
человек
нашёл
пчелиному
воску
?
(
Из
воска
делают
свечи
,
его
добавляют
в
гуталин
,
применяют
для
вощения
бумаги
).
А
вот
эти
ароматные
коричневые
шарики
–
прополис
(
показывает
).
Им
пчёлы
заделывают
щели
в
улике
.
Прополис
убивает
бактерии
,
обезболивает
,
его
используют
как
противовоспалительное
средство
.
Пчелиный
яд
идёт
на
пользу
человеку
:
его
используют
при
изготовлении
мазей
,
помогающих
при
болях
в
спине
и
суставах
.
Для
природы
главная
польза
от
пчёл
–
опыление
цветов
.
Большинство
цветковых
растений
просто
не
могут
размножаться
без
пчёл
и
других
насекомых
.
Пчёлы
,
садясь
на
цветок
,
«
выпачкиваются
»
в
пыльце
и
переносят
её
на
другие
цветы
.
Только
из
опылённых
цветов
образуется
завязь
,
а
в
дальнейшем
из
завязи
созревает
плод
(
ягоды
,
фрукты
,
овощи
).
На
лапках
у
пчёл
есть
специальные
углубления
,
куда
пчёлы
очень
быстро
складывают
шарики
,
скатанные
из
пыльцы
,
так
называемая
перга
–«
пчелиный
хлеб
»,
ею
они
кормят
личинок
,
из
которых
затем
вырастают
рабочие
пчёлы
.
ВЕД
.
А
теперь
я
предлагаю
вам
,
дети
,
поиграть
в
игру
.
ИГРА
«
УГАДАЙ
ЦВЕТОК
».
ВЕД
.
Сейчас
девочки
исполнят
песню
«
Пчёлка
»
ПЕСНЯ
«
ПЧЁЛКА
»
«
ТАНЕЦ
ПЧЁЛОК
И
ЦВЕТОВ
»
ВЕД
.
Мёд
используется
не
только
в
оздоровительных
целях
,
но
и
в
кулинарии
.
На
меду
можно
испечь
много
разных
вкусностей
.
Это
и
хворост
медовый
,
медовые
крендельки
,
коврижки
,
пряники
.
Вот
и
мы
сегодня
попробуем
испечь
медовые
пряники
.
(
Дети
подходят
к
столам
,
надевают
фартуки
,
косынки
,
моют
руки
и
т
.
д
.)
После
работы
с
тестом
дети
приводят
себя
в
порядок
и
садятся
на
стульчики
.
ИНСЦЕНИРОВКА
.
Села
пчёлка
на
цветок
,
Опустила
хоботок
,
Подлетает
к
ней
комар
:
-
Что
ты
ищешь
там
?
-
Нектар
.
-
А
тебе
не
надоело
?
Не
наскучило
искать
?
-
Нет
!
Тому
,
кто
занят
делом
,
Просто
некогда
скучать
!
2.
Домовитая
хозяйка
Пролетает
над
лужайкой
,
Похлопочет
над
цветком
-
Он
поделится
медком
.
3.
Прилетела
пчёлка
:
Жу
-
жу
-
жу
-
и
смолкла
.
Села
на
травинку
Рядышком
с
росинкой
.
-
Где
же
ты
летала
,
Мёд
свой
собирала
?
Может
,
утомилась
,
Иль
с
дороги
сбилась
?
-
Я
с
пути
не
сбилась
,
Много
я
трудилась
,
Села
на
травинку
,
Пью
себе
росинку
.
ВЕД
.
А
сейчас
я
предлагаю
поиграть
ещё
в
одну
игру
:
«
Трудолюбивая
пчёлка
» (
по
методике
«
Расскажи
стихи
руками
»
сб
.
«
Тематические
дни
и
недели
в
д
\
саду
стр
. 95.)
ИГРА
«
ТРУДОЛЮБИВАЯ
ПЧЁЛКА
»
ВЕД
.
На
этом
наше
занятие
заканчивается
,
но
день
,
посвящённый
пчёлке
,
ещё
продолжается
.
На
полдник
мы
с
вами
будем
пробовать
наши
медовые
пряники
.
ИГРА
«
УГАДАЙ
ЦВЕТОК
»
Дети
делятся
на
две
команды
.
Перед
каждой
командой
на
полу
раскладывают
атрибуты
:
бумажные
цветы
.
Дети
должны
выбрать
цветок
–
правильный
ответ
на
каждую
загадку
.
1.
Он
на
зорюшке
проснётся
И
от
ветра
чуть
качнётся
,
Слышат
бабочки
и
мушки
-
Звон
идёт
по
всей
опушке
. (
колокольчик
)
2.
Красавица
наших
полей
,
На
радость
пчеле
и
букашке
,
Нет
русскому
сердцу
милей
Ресничек
любимой
…(
ромашки
)
3.
В
поле
ржи
он
приютился
И
на
зорюшке
раскрылся
.
Он
совсем
не
одинок
Ярко
-
синий
…(
василёк
).
4.
Красный
,
с
чёрной
сердцевиной
,
Он
стоит
на
ножке
длинной
,
Реет
в
поле
,
словно
флаг
,
Лепестками
машет
…(
мак
).
5.
Он
весной
–
красной
родился
И
в
снегу
не
простудился
,
Самый
первый
,
самый
нежный
,
Удивительный
…(
подснежник
).
6.
Растёт
в
глуши
тенистой
Цветок
такой
душистый
!
Рвать
его
не
будем
,
жалко
,
Ароматную
…(
фиалку
).
7.
Цветов
королева
блистает
в
саду
,
Её
без
труда
я
на
клумбе
найду
,
С
утра
в
лепестках
её
прячутся
росы
,
Как
пахнут
чудесно
прекрасные
…(
розы
).
8.
Цветок
,
как
корона
,
тычинки
внутри
.
Оранжевый
,
красный
и
жёлтый
,
смотри
!
Стоит
горделиво
,
как
-
будто
султан
.
В
зелёные
листья
завёрнут
…(
тюльпан
)
ПРЯНИКИ
МЕДОВЫЕ
.
ТЕСТО
.
МУКА
– 2
стакана
.
САХАР
-1\2
стакана
.
ЯЙЦА
– 1
штука
.
СМЕТАНА
- 3\4
стакана
.
СОДА
– 1\2
ч
.
ложки
.
МЁД
– 2
ст
.
ложки
.
ПРЯНОСТИ
(
корица
,
гвоздика
,
имбирь
молотый
) -1
ч
.
Ложка
.
БЕЛКОВАЯ
ГЛАЗУРЬ
:
САХАРНАЯ
ПУДРА
-3\4
стакана
.
БЕЛОК
ЯЙЦА
– 1.
ПРИМЕЧАНИЕ
:
из
предложенных
продуктов
получается
10\12
пряников
.
Готовые
пряники
смазывают
белковой
глазурью
,
выпекают
.
ПРОЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО
ЗАНЯТИЯ
«
ВСЁ
О
МЁДЕ
»