Автор: Шилова Валентина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №101
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Логопедический досуг
Тема: "Дружная семья"
Раздел: дошкольное образование
Логопедический досуг на тему «Дружная семья»
Форма проведения: посиделки.
Цель: Привлечь внимание родителей и детей к вопросу нравственно-
патриотического воспитания детей с ТНР.
Задачи: - осмыслить основные нравственные ценности; расширить
представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам
нравственного воспитания дошкольников;
- вовлечь родителей и детей в обмен мнениями об успехах и трудностях
нравственного воспитания ребёнка; способствовать получению опыта
содержательного и конструктивного мышления;
- увлечь детей и родителей разнообразными способами работы во время
коллективных встреч
План проведения.
1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задачи
мероприятия)
2. Посиделки
3. Заключительная часть
Подготовительный этап.
1. Оформление презентации на тему: «Семейный альбом»
2. Сбор информации об истории происхождения своей фамилии
3. Оформление презентации на тему: «Быт наших предков»
4. Разработка сценария.
5. Проведение опроса родителей и детей на тему: «Нравственные ценности»
6. Оформление текстовых и наглядных материалов к логопедическому досугу.
Ход мероприятия:
Мероприятие проходит в музыкальном зале. Звучит спокойная народная
музыка. Столы расположены для работы в группах. На каждом столе лежат
подносы с материалами для ручного труда, подставки с надписями фамилий,
пословицы.
Ведущий приветствует собравшихся в зале, сообщает тему досуга.
Ведущий: Дети очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто
отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы сегодня с вами
отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далёкое
прошлое, к нашим предкам.
Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов,
машин, электричества (открывается картина, изображающая семью и быт
прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим
столом собиралась вся семья (фоном звучит народная музыка). Так и нас,
всех собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьёй.
Для наших детей детский сад становится вторым домом. Воспитатели в
течение дня стараются заменить детям родителей. Так что на несколько лет
все мы «сродняемся» и живём общими заботами и радостями.
Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы
распределимся на три группы (на столах карточки с фамилиями родителей).
Группы: Дети и воспитатели, родители, бабушки и дедушки
Итак, вся семья в сборе. Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.
Воспитатель: Воспитывая ребёнка, все члены семьи надеются вырастить из
него достойного человека.
Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не
прожигателем жизни.
Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое
нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Задание 1. «Мудрые мысли» (чтение пословиц, поговорок, стихов о семье).
Родители и дети знакомятся с содержанием каждого высказывания.
2. История фамилии (родители и дети рассказывают о своей фамилии).
3. Семейный альбом (презентация).
Воспитатель: Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие
слова исчезают из употребления. Вспомните, как Пушкин описывал
любимую героиню: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит. . .» Чем
больше будет звучать в нашем доме тёплых, добрых, ласковых, вежливых
слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья.
Задание 2. Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и
выражения.
Дети о маме и папе.
Родители – о старшем поколении.
Бабушки и дедушки о внуках.
Задание 3.А теперь проанализируем ответы наших детей и родителей на
тему «Нравственные ценности».
Вопросы для родителей. 1.Качества, необходимые вашему ребёнку как
человеку…
2. Вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок стал…
3. В хорошей семье всегда…
4. Нельзя прожить без…
5. Если бы я нашёл клад, то…
6. Если бы я всё мог, то…
Вопросы для детей: (видео-опрос)
Каким ты хочешь быть человеком?
Кем ты хочешь быть?
Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
Без чего нельзя прожить человеку?
Если бы ты нашёл клад, то что бы ты сделал?
Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?
Игра «Чей, чья, чьё, чьи» (дети стоят в кругу, им раздаются картинки).
Воспитатель задаёт вопросы детям.
Ведущий: А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье. Установлено,
что нравственность ребёнка зависит от того, как его воспитывали в годы
детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет. Для успешного
воспитания важны не только любовь к ребёнку ,но и общий микроклимат
семьи. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и
откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того
же нужно ждать и от своих детей.
Древняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на
съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем?»- спросил отец.
«Чтобы узнать дорогу, по которой придётся тащить тебя…»
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от
недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости – она лишь
внешнее проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, и
нагляднее всего её уровень виден на детях.
Глядя на пятилетнего ребёнка, можно ясно представить ,какие у него
родители, как и о чём разговаривают друг с другом, какой микроклимат в
семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для
вас своеобразной памяткой (памятка появляется на экране). Ведущий
зачитывает (родителям раздаются памятки).
Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил».
Совместная деятельность – источник общения. Совместный труд сближает,
сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут
ребёнку понять, осознать свою значимость.
Что ж, и нам нечего без дела сидеть!
Задание 4 «Творческая мастерская» (изготовление символа семьи-ромашки из
цветов и ладошек детей) Родители вырезают цветы, дети украшают ладошки.
Пальчиковая гимнастика « Моя семья»
Задание 5. Игра с участием пап «Хитрые тапочки»
Задание 6.Театрализованная деятельность с участием детей « Лесная
история»
Задание 7. Театр - экспромт « Ночью» с участием родителей.
Задание 8.Танец «Лавата» исполняют дети и родители.
Стихотворение о семье – читает ребёнок
Чаепитие.