Автор: Старостенко Светлана Михайловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского
Раздел: полное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ
«РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Название раздела: «История России с древнейших времен до конца XVII века».
Тема урока: «Русь между Востоком и Западом. Александр Невский.»
Тип урока: новых знаний
Цели:
Образовательная
Сформировать у обучающихся целостное представление:
-
о
проблеме
выбора
пути
цивилизационного
развития
Руси
в
результате
татаро-монгольского
нашествия;
- о причинах выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада.
Развивающая
Способствовать развитию у обучающихся:
- коммуникативных навыков;
- навыков аналитического мышления.
Воспитательная
Способствовать развитию у обучающихся:
- познавательного интереса;
- воспитанию чувства сопричастности к истории России.
Основные понятия: крестоносцы, рыцарский орден, ярлык, выход, баскак
План урока
1.
Организационный момент.
Приветствие. Сообщение целей урока и плана работы на уроке.
2.
Актуализация ранее полученных знаний.
3.
Основная часть
Сообщения обучающихся, работа в рабочих листах.
Рассказ учителя.
Выполнение задания – работа с текстом для чтения.
Заполнение таблицы.
Дискуссия – обучающиеся делают выводы, аргументируя свою точку зрения.
Общий вывод.
4.
Домашнее задание.
5.
Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, объявление об открытом уроке.
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Учитель после вступительного слова, предлагает обучающимся самим сформулировать тему, цели
урока.
Представленные на слайде образы помогут вам определить тему сегодняшнего урока: пахарь, мирно
обрабатывающий
поле,
два
всадника,
устремляющиеся
на
него
с
Востока
и
Запада.
Один
на
приземистой лошади, со щитом и с луком, другой в железных латах и с копьем в руках (слайд №1).
------Определите тему урока?
Обучающиеся делают предположения, в итоге тема урока сформулирована как:
«Русь между Востоком и Западом Политика Александра Невского». (слайд №2)
Объявляются цели и задачи урока (слайд №3 и №4).
Учитель:
Цель: раскрыть сущность исторического выбора развития Руси в период зависимости от Золотой
Орды.
Задачи урока:
1.
Охарактеризовать значение борьбы Руси со шведскими и немецкими завоевателями.
2.
Выявить и проанализировать причины, повлиявшие на выбор Александра Невского.
3.
Охарактеризовать роль Александра Невского в развитии русских земель в период зависимости от
Золотой Орды
2. Актуализация ранее полученных знаний.
Учитель: XIII век стал временем тяжелого испытания для Руси – с Востока на нее нахлынули
бесчисленные полчища завоевателей, которых привели монгольские ханы.
Задание –назовите причины поражения Руси от монголов (слайд №5)
-вспомните последствия ордынского владычества (слайд №6)
Учитель предлагает перечислить последствия татаро-монгольского нашествия на Русь
Предполагаемые ответы обучающихся:
- Города Руси были разрушены
- Многие князья погибли, защищая страну
- Русь понесла большие человеческие потери, многие жители угнаны в рабство
- Русь была вынуждена платить завоевателям дань
- Оставшиеся в живых русские князья должны были получить разрешение на княжение - ярлык
- Ухудшилось международное положение Руси, она была отрезана от Черного моря
- Исчезли многие ремесла, пришли в упадок письменность и искусства
…
3. Основная часть.
Учитель: Не
менее
грозными
противниками
были
западные
соседи
Руси
–
шведы
и
рыцари
Ливонского ордена. Ваша задача: внимательно выслушать сообщение, выбрать и отметить в рабочем
листе правильные ответы на следующие вопросы (слайд №7) -ответы
Вопросы:
1.
С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику?
а) Принести прогрессивную западную культуру в прибалтийские земли
б) Завоевать земли под предлогом распространения католичества
в) Защитить местное население от набегов татаро-монголов
2.
Какие цели ставили перед собой западные захватчики, начиная войну с русскими землями?
а) Захватить богатые русские города и утвердить католичество на Руси
б) Объявить крестовый поход против татаро-монгольских завоевателей
в) Заключить союз католической церкви с православной церковью
3.
Когда и как образовался Ливонский орден?
а) В 1237 г. в результате объединения ордена тамплиеров и меченосцев
б) В 1202 г. в результате объединения ордена тамплиеров и госпитальеров
в) В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с Тевтонским орденом
Ответы даются в трех вариантах и оцениваются по одному баллу за каждый правильный ответ.
Сообщение учащегося:
1 . Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси — Новгородскую и Псковскую
земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка. В Прибалтике обосновались немецкие рыцари-
крестоносцы, члены Ордена меченосцев. Этот рыцарско-монашеский орден был основан в 1202 году
для «крещения», а точнее, для захвата Восточной Прибалтики. На своих плащах меченосцы носили
изображение красного креста, похожего меч, откуда и произошло название ордена.
Крестоносцами
руководило не только желание спасти души язычников. К XIII веку в Германии появилось множество
безземельных рыцарей, которые надеялись завоевать себе владения мечом.
Постепенно орден расширился, окреп и создал своё государство, притесняя окрестные земли. С
благословения папы римского рыцари желали силой утвердить католическую веру не только в прибал-
тийских землях, но и на русских территориях. Рыцари считали православных язычниками. Планы
распространения католичества разделяли правители Швеции. Предполагалось объединенными усили-
ями совершить крестовый поход на Русь.
В 1237 г. меченосцы объединились с могущественным Тевтонским
орденом. Новый орден стал
называться Ливонским. С созданием Ливонского ордена силы крестоносцев возросли.
Учитель: В середине XIII века перед Русью встал вопрос о ее праве на существование. Русские
князья
должны
были
выбрать
такую
стратегию
в
политике,
которая
позволила
бы
Руси
выжить,
сохраняя при этом русскую самобытность и православную веру. Выбор был невелик – или пасть в
героической борьбе с завоевателями, или же, заручившись поддержкой сильнейшего противника, дать
отпор другому. В Новгороде в это время правил сын великого князя владимиро-суздальского Ярослава
Всеволодовича -Александр. От его выбора зависела судьба Руси. (слайд№8)
Учитель формулирует проблему исторического выбора, вставшего перед Русью.
Проблемный вопрос- В чем состоял исторический выбор Александра Невского? Какое значение он имел для
развития Руси в период зависимости от Золотой Орды?
(слайд №9)
Учитель: Попытки северо-западных завоевателей захватить русские земли были предотвращены в
ходе двух битв. Ваша задача: посмотреть фильм о князе Александре и ответить на вопрос: В чем
заключалось значение побед русского войска в Невской битве и Ледовом побоище? (слайд №10)
Просмотр видеофильма «Александр Невский (5 мин) (слайд №11)
Вернуться к вопросу: В чем заключалось значение побед русского войска в Невской битве и Ледовом
побоище? (слайд №12)
Предполагаемые ответы обучающихся:
-Русь смогла отстоять свои земли и свою веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.
Учитель:
В
1246г.во
Владимир
привезли
тело
отравленного
в
Каракоруме
великого
князя
владимирского
Ярослава
Всеволодовича.
Владимирский
престол
оказался
свободен.
Наиболее
авторитетным князем на Руси был старший сын Ярослава-Александр Невский. Монгольские правители
опасались его, поэтому не спешили дать Александру ярлык на великое княжение. В 1249г. великим
князем стал его брат Андрей. В 1252г. Владимир, Переяславль и некоторые другие города, во главе с
Андреем Ярославичем, попытались сбросить с себя иноземное иго. Плохо подготовленное восстание
было подавлено. Александр занял великокняжеский стол во Владимире.
Александр Ярославич сумел установить уважительные и даже дружеские отношения с ханом
Батыем. За этим стоял тонкий расчет.
Задание: Назовите причины необходимости взаимного союза Руси в лице Александра Невского и
Золотой Орды в лице хана Батыя.
Предполагаемые ответы обучающихся:
Александру поддержка хана была необходима в его борьбе с западными агрессорами и ради того,
чтобы обезопасить русские земли от грабительских ордынских набегов.
Батыю Александр был нужен,
чтобы тот сильной рукой устанавливал порядок на Руси, обеспечивал уплату дани, препятствовал
яростным вспышкам неповиновения.
Учитель: Таким образом, вы видите, что наметились два пути отношений Руси с Западом и
Востоком. Какие?
Какой путь, по вашему мнению, должна выбрать Русь, чтобы спасти себя?
--------------(вернуться к проблемному вопросу).
Предполагаемые ответы обучающихся:
-активное противостояние Западу, и осторожная дипломатическая политика в отношениях с
Ордой.
Учитель: Оценка этих событий и деятельности князя Александра вызывают споры среди историков
и сегодня.
Ваша дальнейшая задача: в течение 7 минут, используя материалы сегодняшнего и предыдущих
уроков, а также отрывки из трудов видных историков, заполните свою часть таблицы, отвечая на
вопросы в ней. По результатам работы сделать вывод: почему Александр Невский выбрал именно
такую стратегию по отношению к западным и восточным соседям. Аргументируйте свой ответ,
выделите в тексте места, подтверждающие ваше мнение. Внутри пары распределите вопросы между
собой. Результаты работы необходимо озвучить.
Работа с текстом и заполнение таблицы. (слайд №13)
Образец сравнительной таблицы:
Запад (предполагаемые ответы)
Линии сравнения
Восток (предполагаемые ответы)
Да, являлся, так как в Европе
у в е л и ч и л о с ь
ч и с л о
безземельных рыцарей
1 . Являлся ли захват русских
земель
основной
це л ь ю,
почему?
Н е т,
гл а в н о й
ц е л ь ю
б ы л о
ограбление
покоренных
земель,
получение
дани
с
ме с тного
населения.
И с п о л ь з о в а т ь
б о я р
д л я
установления
собственной
власти.
2
. К а к
з а х в а т ч и к и
п л а н и р о в а л и
у п р а в л я т ь
завоёванными землями?
Реальная
власть
продолжала
оставаться в руках князей, пусть и
п ол у ч а в ш и х
я рл ы к
и з
р у к
монгольского хана.
Гумилев
пишет,
что
русских
у б и в а л и ,
в к л ю ч а я
д а ж е
младенцев.
3.
Каковы
были
действия
захватчиков по отношению к
местному населению?
Убивали
сопротивляющихся,
угоняли
в
плен,
оставшихся
облагали данью.
Новый
закон,
быт,
власть,
р е л и г и ю ,
в с е
н о в о е
и
непривычное.
4 . Какие
изменения
несли
с
собой завоеватели?
М о н г о л ь с к и е
х а н ы
н е
вмешивались во внутренние дела
Руси, жизнь оставалась прежней.
П л а н и р о в а л и
у т в е р д и т ь
католическую веру на русских
территориях.
5
. Какие
планы
строили
захватчики
в
отношении
православной веры?
М о н г о л ь с к и е
з а в о е в а т е л и
отличались веротерпимостью.
Примерные выводы:
«Западники» - Александр выбрал стратегию сопротивления католическому Западу потому, что Запад
нес гибель для русской самобытности и православия, самостоятельное русское государство не могло бы
существовать.
«Восточники» - с Востока шло тяжелое порабощение, но не полное истребление. Сохранилось Русское
государство,
пусть
и
подчиненное
воле
Золотой
Орды.
Александр
выбрал
стратегию
союза
с
монгольскими завоевателями для сохранения русской государственности.
Обучающиеся записывают выводы в тетрадь.
Учитель: Историки неоднозначно оценивают мотивы, побуждавшие князя Александра к подобной
стратегии. Прочтите высказывания Льва Гумилева и И.Н. Данилевского, по-разному оценивавших
деятельность Александра Ярославича. Какая из представленных точек зрения вам ближе и почему?
Ответ аргументируйте (используйте данные из таблицы) (слайд №14)
Цитаты:
«…<Александр Невский> в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде гра-
бить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут
и его потомки»
(И. Н. Данилевский)
«…нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической
обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины»
(Л. Н. Гумилев).
Учитель
помогает
наводящими
вопросами
сформулировать
мнение,
стараясь
превратить
высказывание мнений в дискуссию.
Учитель: Ребята, каково бы ни было ваше отношение к личности Александра Невского, вы должны
знать, что выбор, который сделал Невский, на долгие века определил дальнейшее развитие русского
государства. (слайд №15)
История ордена Александра Невского(кратко) (слайд №16)
3. Домашнее задание. Составить план параграфа и подготовить пересказ по плану (обязательное
задание) (слайд №16)
По выбору
1) презентация по теме
2) составить исторический кроссворд
3) подготовить сообщение об Александре Невском (по учебнику и ресурсам Интернета)
4.
Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки обучающимся
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Учащимся предлагается продолжить предложение:
«Сегодня на уроке я узнал (а)….»
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность
педагога
Деятельность учащихся
Цель
Организацион
ный момент
Приветствие.
Объявление о
проведении
открытого урока.
Слушают учителя
Нацеливание учащихся на
дальнейшую деятельность
Введение в
тему урока
Показ видеоролика.
Эвристическая
беседа по материалам
видеоролика.
Предъявление плана
работы на уроке
Смотрят, отвечают на вопросы.
Делают предположение о теме
урока. Знакомятся с планом
работы на уроке.
Создание познавательной
мотивации и
содержательных
предпосылок для изучения
нового материала.
Актуализация
полученных
ранее знаний
Предлагает
вспомнить
материалы
предыдущих уроков
Перечисляют признаки ранее
изученного явления
Подготовка к основной
деятельности.
Основная
часть
Постановка задачи на
работу. Изложение
нового материала
Корректировка
выступлений
обучающихся.
Обобщающая беседа
по выполненному
заданию.
Прослушивают
сообщений
по
теме
урока,
просматривают
видеофрагмент,
выполняют
тестовые задания.
Работа
с
текстом.
Заполнение
т а б л и ц ы
и
п о д г о т о в к а
выступления.
Представление
результатов
р а б о т ы
г р у п п ы ,
д а ю т
аргументированные ответы.
С л у ш а ю т
д р у г
д р у г а ,
дополняют таблицу.
Участвуют в беседе, делают
выводы по итогам работы.
Изучение и закрепление
нового материала.
Формирование
коммуникативных умений:
работать с историческим
текстом, воспринимать
информацию «на слух»,
отвечать устно.
Развитие аналитического
мышления.
Формирование
представления о проблеме
выбора пути
цивилизационного
развития Руси в XIII веке,
о роли Александра
Невского в решении этого
вопроса
Подведение
итогов
Обращение к
учащимся с
вопросами о
результатах урока.
Обобщение
учителем.
Оценка работы
обучающихся на
уроке.
Отвечают, обращаясь к
содержанию и ходу урока.
Развитие навыка
самоанализа.
Реализация
воспитательного
потенциала оценки.
Домашнее
задание
Формулирует и
комментирует
домашнее задание
Записывают, при
необходимости задают вопросы
Нацеленность на
следующий урок