Автор: Тамара Мухамедьяновна Юмагужина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Дорогино МР Уфимский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: д.Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НА ЕГЭ
Раздел: полное образование
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НА ЕГЭ
СОЧИНЕНИЕ! СОЧИНЕНИЕ! Как же пугает это слово выпускника! И как
только ни пытается он сочинить что-либо понятное, вразумительное! Увы, не
всегда получается то, что хотелось бы выразить словами, не все мысли
складываются как надо, и в итоге…. Как же помочь ребенку в таком трудном
деле, чтобы он смог получить хорошие баллы на ЕГЭ? Ведь это самая
сложная часть ЕГЭ по русскому языку.
Обучение написанию сочинения предполагает активную деятельность как
учителя, так и учеников. Как бы ни старался учитель, если школьники не
работают - процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться
самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети
учатся. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного
труда, умения пользоваться полученными знаниями.
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся при
обучению сочинениям является организация и проведение различных работ
не только под руководством учителя, но и самостоятельно. Также хорошие
результаты дает работа в парах и по группам.
В первую очередь нужно вместе с учениками обязательно подробно изучить
критерии оценивания сочинения. Не просто прочитать, а подробно изучить!
Из опыта работы знаю, что многие выпускники не умеют анализировать
текст,
не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от
собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого? Ведь
самый важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление
проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную,
и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа.
И тогда
ученик сможет по какой - либо из них написать сочинение, но необходимо
выделить центральную, ту, над которой автор размышляет на протяжении
всего текста и по которой ученик сможет обосновать свою позицию. Важно:
если в художественном тексте нельзя определить проблему, нужно сначала
найти позицию автора. Главное, ученик должен понять замысел автора, а это
можно сделать, задаваясь вопросами: «Для чего автор написал этот текст?
Что он хотел сказать этим?» Ответы на эти вопросы и есть проблема текста.
Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет"
будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не
будет оцениваться экспертами.
Сформулировать
проблему
можно
по
-
разному:
в
форме
риторического
вопроса: «Что такое ….? Как человек должен относиться к ….?» или в форме
утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему …., ».
Во- вторых, при работе с текстом важно проводить словарно-лексическую
работу, ведь порою ученик может не понять смысл непонятного слова и
неправильно определить проблему текста.
Трудности вызывает составление комментария к тексту. Нужно приучать
детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в
сочинении недопустим. Подсказываю детям, что необходимо анализируемое
«пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов
текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…»,
«Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами
подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный
эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать
большой фрагмент исходного текста.
Каждая группа пишет комментарий только по своей выбранной проблеме.
В- третьих, при написании сочинения в основном
трудности у учащихся
вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К 9 и
К 10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским
языком и быть внимательным при написании сочинения.
После прочтения текста и проработки я даю время на определение проблемы
и написания комментария. Потом даю такую же работу на дом уже с другим
текстом. Все работы должны быть проверены и объяснены по критериям.
Самым эффективным считаю такой вид работы: снова даю текст, провожу
словарную
работу,
потом
предлагаю
пример
сочинения
по
данному
материалу из интернета. Даю задание оценить сочинение по критериям,
определить
все
возможные
ошибки:
речевые,
грамматиче ские,
пунктуационные, орфографические. Подсчитать баллы, прокомментировать
их. Эту работу сначала лучше проводить парами или в группе. После того,
как дети выскажутся, я даю комментарий эксперта. Дети сравнивают свои
баллы с баллами эксперта и снова работают с тем же сочинением, находят
пункты пояснения эксперта.
Следующую работу можно уже дать на самостоятельное выполнение, ведь
такому заданию предшествовал наглядный показ приемов работы.
Еще
провожу
такой
вид
работы:
ученики
делают
взаимопроверку
написанных ими сочинений, оценивают по критериям, выставляют баллы,
потом я сама делаю анализ работ, объявляю свои баллы с комментариями.
Это тоже способствует внимательному отношению к слову. После всех этих
упражнений ученики смогут самостоятельно определять примерные баллы
своего сочинения и перерабатывать по несколько раз одну и ту же работу.
Такие
виды
работ
нужно
проводить
регулярно,
только
тогда,
я
считаю,
можно добиться хороших результатов: мои ученики всегда получают высокие
баллы на ЕГЭ. В 2018/19 учебном году из 21 ученика в переводе на оценки 12
учеников получили «5», 8- «4», 1- «3». Это 95,8 % качества. Очень высокий
балл получила ученица-96!
Я
считаю,
что
указанные
выше
виды
работ
не
допускают
действия
по
готовым
рецептам
и
шаблону,
а
создают
условия
для
обучения
через
совместный и самостоятельный анализ ошибок. Ученику нужен успех. А
будет он или нет, зависит от него, от его желания работать. И мне очень
важно, чтобы я смогла ему в этом помочь.