Напоминание

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НА ЕГЭ


Автор: Тамара Мухамедьяновна Юмагужина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Дорогино МР Уфимский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: д.Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НА ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад




ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НА ЕГЭ

СОЧИНЕНИЕ! СОЧИНЕНИЕ! Как же пугает это слово выпускника! И как

только ни пытается он сочинить что-либо понятное, вразумительное! Увы, не

всегда получается то, что хотелось бы выразить словами, не все мысли

складываются как надо, и в итоге…. Как же помочь ребенку в таком трудном

деле, чтобы он смог получить хорошие баллы на ЕГЭ? Ведь это самая

сложная часть ЕГЭ по русскому языку.

Обучение написанию сочинения предполагает активную деятельность как

учителя, так и учеников. Как бы ни старался учитель, если школьники не

работают - процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться

самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети

учатся. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного

труда, умения пользоваться полученными знаниями.

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся при

обучению сочинениям является организация и проведение различных работ

не только под руководством учителя, но и самостоятельно. Также хорошие

результаты дает работа в парах и по группам.

В первую очередь нужно вместе с учениками обязательно подробно изучить

критерии оценивания сочинения. Не просто прочитать, а подробно изучить!

Из опыта работы знаю, что многие выпускники не умеют анализировать

текст,

не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от

собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого? Ведь

самый важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление

проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную,

и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа.

И тогда

ученик сможет по какой - либо из них написать сочинение, но необходимо

выделить центральную, ту, над которой автор размышляет на протяжении

всего текста и по которой ученик сможет обосновать свою позицию. Важно:

если в художественном тексте нельзя определить проблему, нужно сначала

найти позицию автора. Главное, ученик должен понять замысел автора, а это

можно сделать, задаваясь вопросами: «Для чего автор написал этот текст?

Что он хотел сказать этим?» Ответы на эти вопросы и есть проблема текста.

Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет"

будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не

будет оцениваться экспертами.

Сформулировать

проблему

можно

по

-

разному:

в

форме

риторического

вопроса: «Что такое ….? Как человек должен относиться к ….?» или в форме

утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему …., ».

Во- вторых, при работе с текстом важно проводить словарно-лексическую

работу, ведь порою ученик может не понять смысл непонятного слова и

неправильно определить проблему текста.

Трудности вызывает составление комментария к тексту. Нужно приучать

детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в

сочинении недопустим. Подсказываю детям, что необходимо анализируемое

«пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов

текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…»,

«Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами

подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный

эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать

большой фрагмент исходного текста.

Каждая группа пишет комментарий только по своей выбранной проблеме.

В- третьих, при написании сочинения в основном

трудности у учащихся

вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К 9 и

К 10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским

языком и быть внимательным при написании сочинения.

После прочтения текста и проработки я даю время на определение проблемы

и написания комментария. Потом даю такую же работу на дом уже с другим

текстом. Все работы должны быть проверены и объяснены по критериям.

Самым эффективным считаю такой вид работы: снова даю текст, провожу

словарную

работу,

потом

предлагаю

пример

сочинения

по

данному

материалу из интернета. Даю задание оценить сочинение по критериям,

определить

все

возможные

ошибки:

речевые,

грамматиче ские,

пунктуационные, орфографические. Подсчитать баллы, прокомментировать

их. Эту работу сначала лучше проводить парами или в группе. После того,

как дети выскажутся, я даю комментарий эксперта. Дети сравнивают свои

баллы с баллами эксперта и снова работают с тем же сочинением, находят

пункты пояснения эксперта.

Следующую работу можно уже дать на самостоятельное выполнение, ведь

такому заданию предшествовал наглядный показ приемов работы.

Еще

провожу

такой

вид

работы:

ученики

делают

взаимопроверку

написанных ими сочинений, оценивают по критериям, выставляют баллы,

потом я сама делаю анализ работ, объявляю свои баллы с комментариями.

Это тоже способствует внимательному отношению к слову. После всех этих

упражнений ученики смогут самостоятельно определять примерные баллы

своего сочинения и перерабатывать по несколько раз одну и ту же работу.

Такие

виды

работ

нужно

проводить

регулярно,

только

тогда,

я

считаю,

можно добиться хороших результатов: мои ученики всегда получают высокие

баллы на ЕГЭ. В 2018/19 учебном году из 21 ученика в переводе на оценки 12

учеников получили «5», 8- «4», 1- «3». Это 95,8 % качества. Очень высокий

балл получила ученица-96!

Я

считаю,

что

указанные

выше

виды

работ

не

допускают

действия

по

готовым

рецептам

и

шаблону,

а

создают

условия

для

обучения

через

совместный и самостоятельный анализ ошибок. Ученику нужен успех. А

будет он или нет, зависит от него, от его желания работать. И мне очень

важно, чтобы я смогла ему в этом помочь.



В раздел образования