Авторы: Кабыф Оксана Александровна, Никифорова Екатерина Эдуардовна
Должность: воспитатель мадоу №133,
Учебное заведение: студентка 3 курса МАГУ
Населённый пункт: г.Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФЭМП С УЧЕТОМ ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ г. МУРМАНСКА № 133 «ЖУРАВУШКА»
«Речевое развитие детей в процессе формирования
элементарных математических представлений с учетом
ФГОС »
В рамках педсовета
«Развиваем речь ребенка»
Из опыта работы
воспитателя
высшей категории
Оксаны
Александровны
Кабыф
г. Мурманск 2017
« РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
С УЧЕТОМ ФГОС»
Дошкольный
возраст
–
это
период
активного
усвоения
ребенком
разговорной речи, становления и развития всех ее сторон: фонетической,
лексической, грамматической, в соответствии с возрастными возможностями
и
особенностями
детей,
спецификой
и
возможностями
образовательных
областей.
На протяжении дошкольного детства совершенствуется и обогащается
речь
ребенка,
становясь
одним
из
условий
познания.
В
частности,
формируются
и
усложняются
функции
речи:
коммуникативная,
планирующая, знаковая, регулирующая, экспрессивная (Л.С. Выготский, В.В.
Гербова, В.С. Мухина и др.).
Речь
сопровождает
практически
каждую
деятельность
ребенка,
совершенствует её и обогащается сама.
Сегодня
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью,
как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Коммуникативная
компетентность
дошкольника
проявляется
в
возможности посредством речи решать задачи в условиях интеграции разных
видов
деятельности.
Интеграцию
я
понимаю
как
более
глубокую
форму
взаимосвязи,
взаимопроникновения
различных
разделов
воспитания
и
образования детей. Интеграция должна охватывать все виды художественно-
творческой и речевой деятельности:
1.
разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры драматизации,
сюжетно-ролевые.
2.
изобразительную деятельность.
3.
художественно-речевую.
4.
музыкальную.
Таким
образом,
ФЭМП
интегрирует
с
такими
направлениями,
как
развитие
речи
(коммуникация),
окружающий
мир,
конструирование
(познание),
аппликация
и
рисование
(художественное
творчество),
физическая культура и музыка.
Образовательная
область
коммуникация
прослеживается
в
недрах
практически
всех
образовательных
областей.
Ведь
от
правильной
формулировки,
постановки
грамотного
вопроса
воспитателем
зависит,
поймет ли его ребенок, и каков будет его ответ. И сам ответ должен быть
полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет
бедный
словарный
запас,
будет
отсутствовать
понятийный
аппарат
математики,
соответственно
будет
очень
сложно
выразить
даже
и
количественно правильный ответ.
Использование элементов элементарных
математических
представлений
возможно
в
совершенствовании
разных
сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том
числе объяснительной.
Понятия "низкий - высокий", "узкий - широкий", "длинный- короткий",
"вверх-вниз", "вправо-влево", "вперед-назад" применимы на разных этапах
работы. Так уже при диагностике используется
принцип классификации
предметов по одному или нескольким признакам: покажи фигуры только
красного цвета, назови все маленькие фигуры, используется согласование
числительных
и
существительных
в
роде,
в
числе
и
падеже,
например
задание: покажи 1 яблоко, теперь покажи 2 ,3 яблока; "продолжи ряд" 1 роза,
две…., три …., пять…
Установлено,
что
уровень
развития
речи
ребенка
прямо
зависит
от
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук,
это
обусловлено
близостью
речевого
и
двигательного
центров
в
коре
головного
мозга.
Несформированность
тонкой
моторики
рук
–
это
неточность
движений,
трудности
в
усвоении
движений,
а,
следовательно,
и
в
мыслительном
процессе,
а
поэтому
возникает
неточность
в
выборе
правильного
по
описанию,
по
форме,
по
цвету
предмета,
неточность
в
соотнесении
предметов
по
признакам,
количеству
или
определения
той
или
иной
последовательности
предметов.
Для
активизации
этих
центров
хорошо
использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами и без. Но
конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения
логически последовательных действий. Например, на каждую строчку стиха
дети соединяют подушечки одноименных пальцев.
Для
формирования
предпо сылок
правильной
арти кул я ц и и
целесообразно
использовать
игры,
развивающие
кинестетические
и
тактильные ощущения, например «волшебный мешочек», предлагать детям
на
ощупь
достать
все
круглые
предметы
или
все
большие.
Тактильные
ощущения также развивает прием
моделирования цифр, геометрических
фигур
из
пластилина. Интересно,
что
сдавливания
подушек
пальцев
стимулируют созревание клеток коры головного мозга. Здесь поможет "Игра
с прищепками", а в игре с "резиночками" мы решаем сразу несколько задач:
- закреплений понятия о цвете (давая задание - соедини, только красные
кружки или красные и желтые; сделай квадрат, треугольник)
- усовершенствуем и развиваем лексический словарь;
- учим классифицировать и дифференцировать по признакам;
- прививаем навыки логического мышления.
В артикуляционной гимнастике, дети, выполняя упражнения под счет –
используют слуховой и двигательный анализаторы, или считают про себя
самостоятельно,
заданное
количество
раз
–
ведя
внутренний
контроль
и
закрепляя порядковый счет.
При отработке артикуляции использование понятий, говоря о языке,
"узкий-широкий", "вверх-вниз", "вправо-влево", развивает ориентировочно-
пространственное
восприятие.
При
произнесении
ребенком
звука
изолированно
или
в
слогах,
словах
выполняется
задача
автоматизации
порядкового счета, например, произнеси звук десять раз или слог, слово три
раза.
Заучивание
стихов,
чистоговорок,
участие
в
физкультминутках,
отгадывание
загадок
в
которых
присутствуют
математические
понятия,
решение математических задач, способствуют закреплению математических
представлений и развитию речи.
Использование приема сравнения в разных практических действиях
детей, например:
покажи домик низкий, затем домик выше, переходит в
задания с усложнением -
выложи справа высокий домик, а слева низкий;
выложи справа высокий желтый домик, а слева синий низкий на этом же
примере отрабатываются понятия формы фигур. Это задания: сложи машину
из зеленых квадратов и треугольников; сложи так, чтобы кабина была из
красных треугольников, а кузов из желтых квадратов или сложи кабину из
маленьких квадратов, а кузов из больших.
Отвечая на вопросы, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют
свои мысли в разные по сложности предложениях. Например: "Кукла сидит
между зайчиком и собачкой. Кукла сидит за матрешкой, между машиной и
пирамидкой".
"В
лесу
дерево
выше,
чем
куст.
Цветок
ниже
куста".
В
описании
сюжетной
картинки
отвечают
на
вопросы:
"Сколько
детей
на
картинке? Посчитай». "С чем играет девочка? Какого цвета мячик?" и т.д.
Как показывает практика, использование элементарных математических
представлений
на
разных
этапах
развития
речи
способствует
развитию
правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука
по
отношению
к
рядом
стоящему
звуку,
о
количестве
звуков
в
слове,
количестве
слов
в
предложении;
активизирует
логические
связи,
что
напрямую
развивает
представления
о
грамматических
конструкциях,
т.е.
употребление
падежных
окончаний,
согласование
существительного
с
числительным
и
наоборот,
образование
притяжательных
прилагательных.
Безусловно,
использование
элементарных
математических
представлений,
как часть представлений ребенка
о мире, ускоряет процесс обследования
речевого
развития,
помогает
на
начальных
этапах
по
постановке
звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок
и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме
и величине.
Таким
образом,
можно
говорить,
что
проблема
развития
речи
дошкольников
и
математической
речи
имеет
большое
значение
для
формирования
математических
представлений.
Дидактические
словесные
игры способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексики,
совершенствуется четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют
умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную
речь в целом.