Автор: Ляшенко Ольга Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр Искусств"
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Салават
Наименование материала: статья
Тема: "Исполнительская деятельность концертмейстера как важная составляющая современного занятия"
Раздел: дополнительное образование
«Исполнительская деятельность концертмейстера как важная
составляющая современного занятия»
Педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр искусств» г. Салават
Ляшенко Ольга Петровна
г. Салават
2018 г.
«Исполнительская деятельность концертмейстера как важная
составляющая современного занятия»
Профессиональные исполнительские качества складываются на основе сочетания чисто
пианистических навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл
музыки и воплощать в конкретном звучании. Важным условием профессионализма
является также наличие у концертмейстера исполнительской культуры, которая
предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное
отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе.
Деятельность концертмейстера очень разнообразна. Существует множество различных
форм исполнительской практики: выступление в концертах, участие в конкурсах,
концертмейстерская работа на педагогической практике, аккомпанирование ученикам и
т.д. Всё это даёт право говорить о широте круга профессиональных задач, стоящих перед
пианистом-концертмейстером.
Исполнительская деятельность концертмейстера включает две составляющие: рабочий
процесс и концертное исполнение.
1.
Рабочий процесс делится на четыре этапа.
Первый этап – работа над произведением в целом: создание целостного
музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить.
Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при
зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера
во многом зависит от его способностей визуального прочтения партитуры, умения
зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как
сложная система, куда входят: музыкальный слух и память, эмоционально-волевые
качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и пр.
После знакомства с авторским текстом происходит осознание образного строя
музыкального сочинения, его художественной идеи. Главной исполнительской задачей
концертмейстера на данном этапе является создание художественного образа
произведения.
Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента. Она включает:
разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных
пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, соблюдение «люфтов»,
подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание» темпа,
выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.
Исполнение аккомпанемента должно быть направлено на реализацию требований
методического характера:
- достижения верного распределения звучности и соотношения голосов, а именно:
выразительное исполнение мелодической линии, ощущение гармонической основы баса,
дифференцированное звучание гармонических фигураций;
- уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению
сопровождения;
- правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии аккомпанемента
с характером звучания солирующей партии.
В процессе восприятия, у аккомпаниатора возникает свой исполнительский замысел и
можно с уверенностью сказать, что концертмейстер – интерпретатор музыкального
сочинения. Постигая композиторский замысел, аккомпаниатор старается передать своё
представление об идейно-художественном содержании музыкального сочинения солисту и
вместе с тем помогает партнёру точно донести задуманное до слушателей.
Третий этап - работа с солистом – предполагает безупречное владение фортепианной
партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание
партии партнёра, «отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту (к
инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении).
Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при
совместном музицировании. Зависит это от контакта партнёров, от интуитивного фактора.
Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны
соблюдаться в равной степени.
Четвёртый этап – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком:
создание музыкального исполнительского образа.
Основной целью является создание единого музыкально-художественного образа на
основе собственной трактовки произведения. Именно этот последний рабочий этап
определяет предварительный настрой аккомпаниатора и солиста на концертное
выступление и служит, по сути, репетицией первого исполнения произведения целиком.
Подход к подготовке публичного выступления глубоко индивидуален, хотя наряду с
различиями существуют и общие закономерности:
- планирование работы над наиболее трудными музыкальными произведениями заранее;
- проигрывание музыкальных произведений или программы целиком с ощущением
взаимосвязи между сочинениями;
- чувство уверенности в подготовки к концерту;
- разумное распределение своих сил перед выступлением, благоприятный
психологический и физический настрой музыканта.
2. Концертное выступление – итог и кульминационный момент всей проделанной
работы концертмейстера и солиста над музыкальным произведением. Его главная цель –
совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при
высочайшей культуре исполнения сочинения.
Для того чтобы концерт прошел успешно, обязательными условиями становятся
артистизм и интуитивная установка исполнителей. Возникают задачи, связанные с
правильным и точным донесением композиторской идеи до слушателей и умением
подчинить аудиторию своему воздействию. Аккомпаниатору необходимы эмоциональный
подъём, творческая воля и артистизм. Эмоциональное состояние исполнителя, его
темперамент и вдохновение влияют на исполнительский процесс в целом.
Концертмейстер эмоционального образного типа в процессе исполнения сочинения
одновременно с игрой на инструменте помогает солисту показами. Мимикой, жестами он
передаёт живущую в его воображении яркую фантазию. Артистизм такого аккомпаниатора
раскрывается в сценических движениях, сценическом перевоплощении. Сценические
движения концертмейстера связаны с содержанием исполняемого музыкального
произведения и влияют на процесс его восприятия слушателями. Под сценическим
перевоплощением подразумевается способность аккомпаниатора действовать по логике
содержания воплощаемого художественного образа. Концертмейстеру данного типа
свойственно добиваться от солиста эмоционального сопереживания, ответной реакции,
подчинять его своему воздействию. Умение быстро перестроиться по ходу исполнения,
мгновенно принять творческие решения характерно для концертмейстера этого типа, но,
как показывает практика, он менее тщателен в чёткой регламентации работы, в подготовке
репетиций.
У аккомпаниатора мыслительного типа совершенно иной подход к исполнительской и
репетиционной деятельности. Он более сдержан во внешних эмоциональных проявлениях.
Концертмейстеры этого типа более внимательно готовятся во время репетиций, тщательно
продумывают и отрабатывают план концертного выступления, но для них затруднительно
быстрое реагирование на неожиданности по ходу выступления.
Камнем преткновения является волнение на эстраде. Поэтому очень важно
воспитывать в своём сознании чувство радости и одухотворённости от общения с
публикой. Лишь тогда можно говорить о настоящей удовлетворённости от концертного
исполнения.
Исходя из вышесказанного, следует, что исполнительская деятельность – это одно из
важнейших средств повышения концертмейстером своего мастерства.
По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства перед музыкантом
открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска.
Профессиональные навыки, обобщённые понятия, эвристические методы и приёмы,
активное отношение к познавательной деятельности – взаимосвязь и развитие всех этих
компонентов приводят к формированию сложного ансамбля, который лежит в основе
принципа музыкально-творческой деятельности концертмейстера. Поэтому
познавательную потребность можно рассматривать как одно из главных условий,
необходимых для музыкального творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. М. :
Советский художник, 1966. 118 с.
2. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. / Н.И. Голубовская.— Л.: Музыка,
1985. — 143 с.
3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Н. Крючков. - М. :
Музыка, 1961. - 72 с. : нот. ил.
4. Кубанцева E. И. Концертмейстерский класс. / Е.И. Кубанцева. — Москва: Академия,
2002. — 192 с.