Автор: Трофимова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста..
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию,
климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и
быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая
связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в
духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою
очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое
своеобразие культуре.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном
или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и
творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру
страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна
вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот
учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера
и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению,
культурному застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским
искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном
прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем
озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к
Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно
и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью
человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы
по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,
фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков.
Во время приобщения детей к культурно-нравственным ценностям
необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как
нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом
сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям
потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко
оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки,
восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества
занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны
занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные
веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем
эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.
Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным
изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель
программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального
искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до
театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной
культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию
.