Автор: Столярова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63"
Населённый пункт: город Воркута, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
«Формирование навыков здорового образа жизни у
дошкольников»
Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую
актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья,
снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов
человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из
условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции
по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы,
низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей.
Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной
осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части
населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.
Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно
создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и
подбор оздоровительных средств.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в
дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности
человека.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее
развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи
охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих
здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё
здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только
физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так
и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными
здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.
Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению
здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую
потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех
систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а
также средством всестороннего развития дошкольника.
Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только спортивный инвентарь,
но и , обручи, бубны, скакалки детские, кегли, флажки, рули (игра «Шоферы»),
кольцеброс, ленточки, веревочки, погремушки, коврики для профилактики плоскостопия,
дидактические игры. У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они
самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные
знания и навыки по формированию своего здоровья.
Цель:
Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления
здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья
воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни
человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи:
Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической
культурой и спортом;
Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье
и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в
пределах своих возможностей;
Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и
укрепить здоровье;
Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;
Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
Формировать личность ребенка;
Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры;
утренняя гимнастика;
физкультминутки, упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;
беседы; чтение художественной литературы.
Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям
даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что
полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные
навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное
значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого
занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и
упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных
моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.
Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-
ролевых играх, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера,
решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть
много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-
ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные»
и т.п. закрепляются навыки здоровье-формирования.
Физкультурные досуги и праздники.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития
двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и
умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме
вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем
мире, учат совместным действиям и переживаниям.
В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровье-сберегающие
образовательные технологии:
медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания
детей, физическое развитие;
физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика,
профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;
психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;
учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем
здоровье;
технологии здоровье-обогащения педагогов и просвещение родителей;
технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные
занятия, проблемно-игровые занятия;
коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального
воздействия и сказкотерапия;
«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к здоровому
образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный
тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид
двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее
войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и
сонливость.
Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к
неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится обширный комплекс
закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня;
правильная организация прогулки и ее длительность; соблюдение сезонной одежды во
время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная
гимнастика после сна; нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в
течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное умывание,
которое предполагает ополаскивание лица, рук до локтей водой комнатной температуры.
Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после
прогулок. Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе
мероприятий по здоровье-сбережению. Для поддержания микроклимата в группе
постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед
занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание
помещений в отсутствие детей.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки –
создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском
коллективе.
Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.
Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости
детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания,
чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце
занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и
усталости.
Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.
Медицинские здоровье-сберегающие технологии в ДОУ.
технологии профилактики заболеваний;
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из
поликлиники;
витаминно -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с
использованием сухофруктов);
санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;
Принципы организации питания.
Выполнение режима питания;
Гигиена приёма пищи;
Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
Эстетика организации питания (сервировка);
Индивидуальный подход к детям во время питания;
Правильность расстановки мебели;
Здоровье-формирующие и здоровье-сберегающие технологии в работе с
педагогами ДОУ.
Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;
Консультации для педагогов;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение
рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровье-сбережения на педагогических советах и медико-
педагогических совещаниях;
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится
культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом
образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с
родителями:
Результаты работы.
Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно
решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью
и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению
двигательного опыта.
В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей
сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них
повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и
внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.
У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни,
правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.
Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению
и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской
заболеваемости.
У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на
сохранение здоровья детей.