Напоминание

"Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников".


Автор: Столярова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63"
Населённый пункт: город Воркута, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование навыков здорового образа жизни у

дошкольников»

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую

актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья,

снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов

человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из

условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции

по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы,

низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей.

Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной

осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части

населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно

создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и

подбор оздоровительных средств.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в

дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности

человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее

развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи

охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих

здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё

здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то

можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только

физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так

и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными

здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.

Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению

здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую

потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех

систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а

также средством всестороннего развития дошкольника.

Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только спортивный инвентарь,

но и , обручи, бубны, скакалки детские, кегли, флажки, рули (игра «Шоферы»),

кольцеброс, ленточки, веревочки, погремушки, коврики для профилактики плоскостопия,

дидактические игры. У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они

самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные

знания и навыки по формированию своего здоровья.

Цель:

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления

здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья

воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни

человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической

культурой и спортом;

Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье

и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям,

представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в

пределах своих возможностей;

Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и

укрепить здоровье;

Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;

Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

Формировать личность ребенка;

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

физкультурные занятия;

самостоятельная деятельность детей;

подвижные игры;

утренняя гимнастика;

физкультминутки, упражнения после дневного сна;

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;

беседы; чтение художественной литературы.

Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям

даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что

полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные

навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное

значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого

занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и

упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных

моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-

ролевых играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера,

решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть

много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-

ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные»

и т.п. закрепляются навыки здоровье-формирования.

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития

двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и

умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме

вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем

мире, учат совместным действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровье-сберегающие

образовательные технологии:

медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания

детей, физическое развитие;

физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика,

профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;

психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;

учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем

здоровье;

технологии здоровье-обогащения педагогов и просвещение родителей;

технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные

занятия, проблемно-игровые занятия;

коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального

воздействия и сказкотерапия;

«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к здоровому

образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный

тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид

двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее

войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и

сонливость.

Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к

неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится обширный комплекс

закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня;

правильная организация прогулки и ее длительность; соблюдение сезонной одежды во

время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная

гимнастика после сна; нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в

течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное умывание,

которое предполагает ополаскивание лица, рук до локтей водой комнатной температуры.

Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после

прогулок. Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе

мероприятий по здоровье-сбережению. Для поддержания микроклимата в группе

постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед

занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание

помещений в отсутствие детей.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки –

создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском

коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости

детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания,

чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце

занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и

усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

Медицинские здоровье-сберегающие технологии в ДОУ.

технологии профилактики заболеваний;

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из

поликлиники;

витаминно -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с

использованием сухофруктов);

санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;

Принципы организации питания.

Выполнение режима питания;

Гигиена приёма пищи;

Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

Эстетика организации питания (сервировка);

Индивидуальный подход к детям во время питания;

Правильность расстановки мебели;

Здоровье-формирующие и здоровье-сберегающие технологии в работе с

педагогами ДОУ.

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;

Консультации для педагогов;

Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение

рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровье-сбережения на педагогических советах и медико-

педагогических совещаниях;

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится

культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом

образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с

родителями:

Результаты работы.

Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно

решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью

и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению

двигательного опыта.

В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей

сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них

повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и

внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.

У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни,

правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению

и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской

заболеваемости.

У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на

сохранение здоровья детей.



В раздел образования