Напоминание

«Художественная литература как средство воспитания любви и уважения к труду»


Автор: Булавина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №42
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: статья
Тема: «Художественная литература как средство воспитания любви и уважения к труду»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Художественная литература как средство воспитания любви и уважения к труду»

Воспитатель 1 квалификационной категории Г.о Подольск МДОУ№42 «Чебурашка»

Булавина Ольга Викторовна.

Среди средств воспитания в дошкольниках чувства уважения к трудовому человеку, разум

и руки которого создают все ценности мира, одно из первых мест принадлежит художественной

литературе. У ребенка – дошкольника наряду с внешней деятельностью, отмечал А.В.Запорожец,

становится возможной внутренняя деятельность воображения. Овладение ребенком этой новой

деятельностью объясняется его возрастающие возможности в осознании нравственных норм и

отношений, облеченных в художественную форму.

Именно художественная литература своей образностью и эмоциональностью, «идущий

впереди возрастного комплекса психики ребенка», призвана обеспечивать наибольшую активность

это мысленного действия, необходимого для более глубокого осознания общественных явлений.

Процесс

воспитания

у

детей

положительного

отношения

к

людям

труда

средством

художественной

литературы

многопланов

и

своеобразен.

Чувства

и

эмоции

являются

здесь

основой

художественного

восприятия,

поэтому

очень

важно

развивать

у

юного

читателя

способность

этого

восприятия,

учить

воспроизводить

по

отдельным

поэтическим

деталям

целостный литературный образ, в звучании поэтических строк улавливать отношение автора к

своему

герою,

развивать

образное

видение

действий

героя,

нравственность

его

поступков.

Переживания, вызванные художественным образом, вырабатывают у детей определенный способ

оценки общественных явлений, развивают нравственный опыт.

В практике нашли широкое применение разнообразные приемы углубления восприятия

художественного

произведения.

Это

экскурсии,

беседы,

которые

проводятся

до

чтения

произведения с целью активизации чувственного опыта, показ иллюстраций в процессе чтения,

беседы о прочитанной книге. В беседах о прочитанной книге усилия воспитателя направлены. Как

правило, на понимание детьми содержания произведения общественной значимости труда.

При чтении С. Баруздина «Кто построил этот дом» необходимо обращать внимание детей

на важность труда строителей, углубить формирование положительного отношения к трудящемуся

человеку.

«Кто построил этот дом» состоит из отдельных частей. Каждая коротко рассказывает о

содержании работы архитектора, каменщика, штукатура, столяра, маляра. Но объединены все

части общей идей» много труда должны затратить строители, чтобы построить дом.

Образы

героев поданы разнопланово и показаны их личные качества. Отношение к работе подчеркнуто

словами : «Сделал подоконники без сучка и задоринки», «Штукатурку лепит к стенам маленькой

лопаткой,

чтобы

были

эти

стены

ровные

и

гладкие».

Повторение

глаголов

подчеркивается

напряженность , важность работы.

Для

лучшего

восприятия

и

понимания

художественного

произведения

можно

работу

спланировать в несколько этапов.

1-

Вызвать интерес к художественному произведению, его героям.

2-

Помочь детям почувствовать наиболее поэтические места стихотворения, выражающие

отношение автора к труду и результатам труда, по отдельным поэтическим деталям,

определениям. Как красиво сказано в стихотворении о построенном доме

В нем столько светлых окон

Считать, не сосчитать.

А крыша так высока,

Что птицам не достать!

В это доме – десять этажей

В этом доме – тысяча людей.

Текст читается эмоционально, с улыбкой. Слова «так высоко» должны быть произнесены с

интонационным ударением и сопровождались паузой, чтобы подчеркнуть необычность сравнения

«что птицам не достать». На какое – то мгновенье воспитатель может поднять глаза, как бы желая

рассмотреть вознесшуюся крышу. Эта прочувственность передается и детям.

Рисование на тему произведения так же явилось методом углубленного отношения к

образу. Детям можно предложить сделать рисунки о строителях.

Влияние

художественного

произведения

в

значительной

мере

сказывается

и

на

приобщении детей к полезному труду, помогают не только расширить и углубить знания, но и

формировать

положительное

отношение

к

трудящемуся

человеку.

Это

воздействие

будет

эффективным,

если

вся

работа

проводится

в

одном

комплексе

с

другими

педагогическими

методами- экскурсия наблюдениями, игровой и трудовой деятельностью детей.

В средней группе можно предложить детям послушать такие произведения :

Украинская

сказка

«Колосок2,

С.

Михалков

«Три

поросенка»,

Э.Мошковская

«Кондитер».

в старшей: В.Берестов «Строители», «Переплетчица», Нанайская сказка «Айога»

В подготовительной к школе группе : Дж.Родари «Чем пахнут ремесла»,С.Баруздин «Кто построил

этот дом», М. Познанская «Пойдем на работу», С.Вагнели «Шапка Гугуцэ», А. Босев «Кран –

великан»,

В.

Маяковский

«Кем

быть».

Русская

народная

сказка

«Семь

Симеонов-

семь

работников».



В раздел образования