Автор: Михайлова Ольга Леонидовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Весенний бонсай"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
Продолжительность занятия: 2 по 45 минут
Тема занятия: «Весенний Бонсай»
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: смешанная
Цель
занятия: изготовить
весенний
бонсай
с
использованием
природного материала.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей бонсай и его некоторыми видами и
стилями;
научить изготавливать бонсай из природного материала.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, память,
мышление, фантазию, художественный вкус;
развивать любознательность и наблюдательность детей.
Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности;
аккуратность, внимательность;
способствовать
формированию
интереса
к
работе
с
природным
материалом.
Новые понятия, термины:бонсай.
Методы
обучения:
словесный
(рассказ,
беседа),
наглядный
(демонстрация работ, электронная презентация), практический (практическая
работа).
Педагогические
технологии:
т е х н о л о г и я
л и ч н о с т н о -
ориентированного
развивающего
обучения
( и н д и в и д у а л ь н о е
консультирование
в
ходе
практиче ской
работы);
т е х н о л о г и я
исследовательского
обучения
(задания
развивающего
характера);
здоровьесберегающие технологии (физкультминутка для тела).
Оборудование: ноутбук,электронная презентация, музыка.
Материалы:гипс,
клей,
коряга,
стаканчик,
цветная
бумага,
гофрированная бумага, гофрокартон, ножницы, простой карандаш.
Структура занятия
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.
Организационны
й момент
- Перед началом занятия давайте с
вами проверим, все ли приготовили
на
него
необходимые
материалы
и
инструменты.
Я
называю,
что
нам
нужно, у кого нет, то пусть поднимет
руку, я вам дам.
-
Молодцы,
вы
все
готовы
к
сегодняшнему занятию.
Проверяют все ли готово у
них к занятию.
2.
Актуализация
знаний
-
«Ни
хау»
ребята,
сейчас
вы
услышали
не
знакомую
для
себя
речь. Может быть из вас кто-нибудь
знает, что обозначает это слово?
-
«Ни
хау»
это
японское
слово,
которое
означает
«добра
вам».
В
Японии
люди
его
говорят,
когда
здороваются
друг
с
другом.
Я
не
случайно
поздоровалась
с
вами
именно на японском языке, сегодня
хочу
вас
пригласить
совершить
небольшое
путешествие
в
э ту
красивую и не знакомую страну. Для
того, чтобы рассказать вам об одном
из
древнейших
искусств
которое,
называется «бонсай».
Ответы детей
3 .
С о о б щ е н и е
т е м ы
и
ц е л и
занятия
-
Ребята,
как
вы
думаете,
что
мы
будем делать на занятии?
-
Все
верно,
мы
с
вами
сегодня
изготовим бонсай. Но какой именно
вы назовете мне, когда скажите, какое
время года у нас сейчас?
- Если у нас за окном весна, то какой
мы будем делать бонсай?
-
Правильно,
мы
будем
делать
ве сенний
бонсай,
на
кото р ом
появляются первые весенние листья
и цветы.
- Будем делать бонсай
- Весна
- Весенний бонсай
4 .
И з л о ж е н и е
нового материала,
его закрепление
-
Вот
она,
какая
Япония.
Теперь
давайте все-таки разберемся, что же
такое этот таинственный «бонсай»?
Кто-нибудь из вас слышал это словои
может быть знает, что это?
-
С л о в о
« б о н с а й »
я п о н с ко г о
Ответы детей
происхождения,
оно
о з н ач а е т
растение (sai) в низком горшке (bon),
в
плошке.
Стиль
бонсай
зародился
свыше тысячи лет назад в Китае, но
именно
в
Японии
этот
ме тод
развивался
и
вырос
до
уровня
изящного искусства. Бонсай означает
не
просто
карликовое
растение,
а
культуру его выведения на подносе
или
неглубоком
горшке.
В
течении
многих
столетий
японцы
жили
в
богатой природной среде, в условиях
непрерывной смены времен года, это
выработало в них желание создавать
и
увековечивать
природу
и
ее
творения в миниатюре. В начале 14-
го столетия бонсай был увлечением
т о л ь к о
а р и с т о к р а т о в ,
высокопоставленных
самураев.
И
только примерно в конце 18-го века
обычные
люди
стали
превращать
карликовые деревья в произведения
ис кус с т ва ,
нач а ли
п р о в о д и т ь
выставки
карликовых
деревьев
и
п р и м е н я т ь
н о в ы е
м е тод ы
и х
выращивания.
Для
японцев
бонсай
символизирует силу духа, выдержку,
терпение, внутреннюю гармонию.
- Существует много различных видов
бонсай.
Выделяют
бонсай
п о
размеру:
Мамэ
(крошечный)
—
сюда
относят
растения
высотой
до
20
с м .
Э т о
в
п р я м ом
с м ы с л е
карликовые деревья.
Сёхин (маленький) — это деревца
до 25 см.
Кифу
(средний)
—
экземпляры
таких видов выращивают высотой
до 40 см.
Тю/тюхин
(большие)
—
это
уже
солидные
особи
высотой
до
120
см.
Дай/Дайза
(огромные)
—
сюда
попадают все, что выше 100-120
см.
-
Также
выделяют
по
количеству
стволов
Одноствольный
бонсай
—
один
корень,
одно
дерево.
Самый
распространенный стиль. Именно
о н
я в л я е т с я
о с н о в о й
д л я
Слушают
рассказ
педагога
и
п р о с м а т р и в а ю т
п р е з е н т а ц и ю
к
фотографиями
множества разных форм и видов
бонсай.
Многоствольный бонсай — когда
из одного корня растет несколько
стволов.
Бывают
стили,
когда
в
одной
емкости
растет
несколько
растений
с
индивидуальными
корнями.
И выделяют еще бонсай по стилям,
назову некоторые из них:
Формальный прямой (Тёккан) —
одиночный
ровный,
утолщающийся
книзу. Имитирует одинокое дерево,
растущее
на
ровной
местности.
Ветви
расположены
равномерно,
нижняя треть ствола оголена.
Неформальный прямой (Моёги) —
подражает старому дереву в горах,
измененному
под
воздействием
времени и погоды. Ствол искривлен,
ближе к верху изгибы уменьшаются.
Сдвоенный
ствол
(Сокан).
И з
одного корня вырастают два дерева.
Этот стиль символизирует близкую
пару
—
влюбленных,
родителя
и
дитя.
Наклонный (Сякан)— прямой, но
наклонен
под
углом
к
основанию,
словно
под
порывами
сильного
ветра. Символизирует волю и жажду
жизни.
5 .
П р о б н о е
выполнение
практической
работы.
Вводный
инструктаж
-
Сегодня
мы
с
вами
изготовим
весенний бонсай. Что для начала мы
должны сделать?
-
Что
может
служить
стволом
у
нашего бонсай?
-
Верно,
я
предлагаю
вам
выбрать
ствол будущего бонсай из того, что у
нас есть.
- Сейчас мы будем фиксировать наш
ствол
в
контейнере.
Для
этого
мы
будем
наводить
гипсовый
раствор.
П е ред
н ач а лом
э той
р а б о т ы ,
вспомним технику безопасности при
работе с гипсовым раствором.
Правила работы с гипсом
Не
допускать
попадания
сухого
гипса
в
глаза.
При
попадании
промыть
большим
количеством
воды.
Соблюдать
аккуратность
при
работе с острыми предметами .
-
Подобрать
емкость,
где
будет стоять у нас бонсай и
ствол дерева.
- Ветки деревьев, коряги
Подбирают
коряги
для
будущей работы
Дети перечисляют правила
техники безопасности
Для получения заданного состава
из
гипса
соблюдать
соотношение
порошка и воды.
Гипсовая смесь должна сразу же
после
замешивания
выливаться
в
форму.
С
гипсом
можно
работать
до
начала времени схватывания!
Гипс
начинает
твердеть,
когда
исчезает блеск с поверхности.
Работа
с
гипсом
сильно
сушит
кожу
рук.
По
возможности,
надо
работать
в
тонких
защитных
перчатках.
Всегда
нужно
замешивать
гипс
небольшими
порциями,
чтобы
успеть его выработать.
Остатки гипсового раствора ни в
ко е м
с л у ч а е
н е
в ы л и ват ь
в
канализацию или раковину!
- Пока, гипс застывает, посмотрите
на бонсай и скажите, как мы будем
делать нашу работу.
-
У
вас
у
всех
лежит
нарезанная
цветная бумага – это будут цветы на
нашем
дереве.
Цветы
мы
будем
делать
следующим
образом:
берем
квадратик
бумаги
и
комкаем
его
в
шарик. Так делаем все цветочки.
-
Листочки
для
бонсая
мы
будем
делать
из
гофрированной
бумаги:
складываем
полоску
бумаги
в
несколько
раз,
рисуем
листочек
и
вырезаем. Так у нас получится сразу
же несколько листочков.Затем нашим
листочкам
мы
придадим
объем,
растягивая середину пальчиками.
- Потом мы это будем приклеивать на
наши стволы дерева.
-
Перед
началом
работы
давайте
вспомним технику безопасности при
работе с ножницами и клеем.
Называют
последовательность
работы, педагог дополняет.
П е р еч и с л я ют
п р а в и л а
б е з о п а с н о й
р а б о т ы
с
ножницами и клеем.
6.
Самостоятельная
практическая
работа.
Текущий
инструктаж
- Итак, ребята мы обсудили с вами
последовательность
выполнения,
теперь
вы
можете
приступать
к
работе. Если возникнут вопросы или
затруднения, обращайтесь ко мне, я
помогу.
-
Не
забываем
соблюдать
правила
техники безопасности.
Дети
выполняют
работ.
Педагог
ко н т р о л и р у е т
правильность
выполнения,
п о м о г а е т
т е м ,
к о м у
необходимо.
7.
Дует ветер с высоты.
Дети
повторяют
движения
Физкультминутка
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в
стороны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим
все
на
шаг. (Ходьба
на
месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
(Дети садятся)
ф и з к у л ь т м и н у т к и
з а
педагогом.
8 .
К о н т р о л ь
усвоения знаний
- Ребят, давайте вспомним, с каким
видом искусства Японии мы сегодня
познакомились?
- Что такое бонсай?
-
Кто
запомнил,
какие
бывают
бансаи?
- С искусством бонсай
-
Растение
в
небольшом
горшке
Ответы детей
9. Рефлексия
- Какие красивые и очень весенние
бонсаи получились у всех. Что мы
можем с ним сделать?
- Кому мы можем подарить? На день
рождения можем?
-
Кому
понравилось
выполнять
сегодня работу?
- Возникали ли у вас затруднения при
работе?
- Что вам показалось самым легким в
работе?
- Все ли довольны свои результатом
работы?
- Подарить кому-нибудь
- Да. Маме, бабушке, папе,
сестре и т.п.
Ответы детей