Напоминание

Тема "Бумажный туннель "Зимний день"


Автор: Мустапаева Салимат Юсуповна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Тема "Бумажный туннель "Зимний день"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект занятия

Тема "Бумажный туннель "Зимний день"

Цель:

знакомство с приемом изготовления сувенира в технике бумажный туннель.

Задачи:

научить технологии поэтапного изготовления сувенира в технике "бумажный туннель";

формировать потребность в создании сувенира, как в средстве самовыражения;

систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе;

способствовать развитию творческого и пространственного мышление детей;

воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность при работе с материалами и

инструментами.

Методы обучения:

словесные: рассказ, объяснение.

наглядные: показ образца изделия; презентация.

методы поощрения: эмоциональное стимулирование (похвала, одобрение);

практический.

Методы контроля: опрос, наблюдение, выставка.

Материалы и инструменты:

Для педагога: работы детей прошлых лет, образцы изделий, репродукции зимних пейзажей,

снежинки- листочки (можно с загадками, заданием, стихом и др.), таблица с поэтапным

выполнением

бумажного

туннеля,

мультимедийное

оборудование

(ноутбук,

проектор,

экран), слайды и видеофильм "Путешествие в зиму" и "Зима в поле, в лесу, в городе", звуки

природы.

Для

учащихся:

цветной

картон,

акварельная

бумага

(она

больше

всего

подходит

по

плотности), 1 лист белой офисной бумаги, клей, фоновое изображение (можно распечатать

из интернета или цветная бумага), бумага для скрапбукинга, ножницы, канцелярский нож,

металлическая линейка, подложка - плотная клеенка кусок линолеума, технологическая

карта.

Структура занятия:

1.

Организационная часть.

2.

Подготовительный этап.

3.

Основная часть: объяснение нового материала.

4.

Практическая работа.

5.

Подведение итогов и рефлексия.

Ход занятия

1.

Организация начала занятия

приветствие;

организация рабочего места;

проверка присутствующих обучающихся на занятии.

2.

Подготовительный этап (для педагога кленовые желтые, красные, оранжевые, зеленые

листочки со стихом, с сочинением, с загадками и др.)

Кленовый лист - голубой (стихотворение):

На дворе белым-бело,

Будто пухом намело,

Встали ребятишки на коньки и лыжи.

И веселый хоровод

Запускает Новый год.

Вот она пришла, кума -

Раскрасавица ?…. (Зима).

Ребята, какое время года на календаре? Правильно, на календаре зима. Вы спросите,

чем хороша зима, что в ней хорошего? На самом деле осень - много чего, это

чудесное, загадочное, волшебное время года, хорошего настроения! Мы отправимся с

вами на необычную виртуальную прогулку по городу (видеофильм "Путешествие в

зиму").

Рассказ с показом слайдов:

Зима

- самое холодное время года, это чудесная пора,

это заснеженный декабрь,

морозный январь и суровый февраль - 3 месяца зимы, пора метелей и жгучих морозов

Когда наступает зима, все становится как будто заколдованным.

С неба крупными

хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Все улицы - в сугробах. Дома, деревья

– все покрыто толстым слоем снега.

Морозы сковали водоёмы. Леса покрыты серебром. Застыли берёзы в белоснежной

бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припорошенные снегом

шишки на ветвях елей. Кругом студёная тишь. Кусается морозный воздух. Снежный

покров надёжно укрыл землю. Выходишь из елового сумрака - дух захватывает: такое

сияние снега, неба, солнца! Просто чудо!

Зима несет много радости и праздников. Белоснежная красавица зима - любимая пора

детей. Любимые зимние каникулы! Хоть они и намного короче летних, зато всегда

проходят

ярко

и

весело.

Катание

на

санках,

лыжах,

коньках,

снежные

баталии,

крепости

из

снега,

упитанные

сторожа

в

каждом

дворе

с

морковками

вместо

любопытного носа - ну как можно не любить эту пору года? Все две недели отдыха от

занятий

самое

главное

праздничная

атмосфера.

Люди

встречают

долгожданный

Новый год, Рождество, Старый Новый год, день защитника Отечества.

Зимняя природа, укутавшись в снежное одело, спит, ожидая весны. Морозные ясные

дни сменяются вьюгами и метелями...

Мне кажется, что только русская зима по-настоящему прекрасна (видеофильм). Она

как

будто

бы

сошла

с

праздничной

открытки,

нарисованной

талантливым

художником. Только русская зима может похвастаться не только своими холодами, но

и своей сказочной красотой.

Посмотрите

вокруг.

Наш

кабинет

красиво

по

зимнему

оформлен,

на

доске

репродукции художников, фотографии, рисунки детей, выполненные в прошлые года,

книги и журналы. Занятие многообещающее, если вы внимательно будете слушать.

2.

Основная часть: объяснение нового материала

А сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии и чем занимались?

(ответы детей).

Молодцы! Мы живем на севере. Большая часть времени года у нас зима, всюду снег, часто

метели и пурги. Температура понижается до -50 градусов (показ слайдов). Но бывает и

спокойная зима, мы выходим погулять, поиграть в снежки, покататься на санках. А лето у

нас короткое и почти дождливое. А как у нас после лета начинается зима? Какая погода?

Как мы одеваемся? (ответы детей).

Хочу

вас

познакомить

с

произведениями А.А. Пластова "Первый снег" и И.Э.Грабаря

"Мартовское солнце".

Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия

Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег.

И передана эта свежесть цветом. Для своей картины "Первый снег" А. Пластов выбрал неяркие

цвета.

Снежинки

падают

с

серо-сиреневого

неба,

блестят

и

переливаются

на

фоне

светло-

коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как

снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится

падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник? (Ответ

детей). Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на

белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

Аркадий

Александрович

Пластов

-

выдающийся

русских

художник

XX

века,

автор

множества талантливых работ.

Картина "Первый снег" - одно из самых лиричных произведений Пластова. Картина была

написана в 1946 году. Работы выполнена маслом на холсте. Картина находится в Тверской

областной картинной галерее.

На картине "Первый снег" изображен зимний день в момент, когда идет первый снег. Снег

уже успел покрыть землю, крышу и крыльцо дома и продолжает идти.

На крыльце крестьянского домика стоят двое детей - мальчик и девочка. Судя по всему, это

брат и сестра. Дети выбежали на крыльцо, чтобы посмотреть на падающий снег. Очевидно, в

спешке они не успели одеться как следует.

Девочка стоит в одном светлом платье с тонким темным пояском. Она обута в валенки, но

на ней нет шубы. На голове у девочки накинут большой светлый платок. На мальчике мы видим

слишком большой по размеру полушубок - вероятно, отцовский. На голове у мальчика надета

темная шапка-ушанка.

Девочка с восторгом смотрит высоко вверх на падающий снег, на ее лице видна довольная

улыбка. Мальчик смотрит на падающий снег также с интересом, но без улыбки.

Возле

крыльца

дома

стоит

высокая

береза

и

кустарник.

Они

огорожены

деревянным

забором и покрытые слоем снега. Неподалеку от крыльца по снегу ходит ворона. На заднем плане

картины виднеются соседские деревянные домики.

Вторая работа - Грабарь Игорь Эммануилович "Мартовское солнце". Написана в 1904 г.

Холст, масло, находится в Третьяковской галерее.

На картине изображён мартовский день. Это сельский пейзаж. Молодая девушка шагает,

неся на коромысле два ведра. Она торопится за водой. Это видно по тому, что она несёт

коромысло на одном плече. На её голове - теплый платок, девушка одета в темную телогрейку и

юбку до пола. А за окном уже март, и всё же девушка одета тепло.

Не зря в народе говорят, что когда настал марток, надо надевать двое порток. Ведь при том,

что становится теплее, особенно на солнце, на улице всё же сыро. И особенно ощущается это к

вечеру. Понять, что вечереет, можно по синим теням деревьев на тающем снегу. Такая тень может

получиться только в рыжих лучах заката. На дорожках снег уже стаял. Тропинка уходит куда-то

вдаль, и девушке, чтобы набрать свежей водицы, нужно проделать ещё большой путь к колодцу.

Видно несколько деревянных избушек. Справа - деревья, они уже скинули с себя теплые

снежные шапки и ждут тепла. Только земля еще не торопится сбросить с себя пуховое одеяло

снега. Мы видим на картине всю эту снежную толщу, которая не скоро сдастся лучам всё

прибывающего мартовского солнца. Но снег уже стал ноздреватым, с ледяными, оплавленными

солнцем,

комочками

сверху.

Но

и

этот

постаревший

снег

представляется

художнику

чем-то

дивным. Грабарь уловил ту ускользающую голубизну снега, которую можно увидеть только в

определённое время дня, точнее, когда день вот-вот сменят сумерки.

На улице - умиротворение, так тихо и спокойно, и только слышно как ступает девушка,

ломая тонкую ледяную корочку, образовавшуюся на дорожке. Лишь этот хруст раздаётся в

тишине. В воздухе уже пахнет весной, и чтобы показать это, картина написана мягко и легко.

Зрителя картина привлекает незамысловатостью сюжета, гармонией и красотой сельской жизни.

Художник изобразил обычные будни жителей деревни. Но он увидел в них неподражаемую

красоту.

Грабарь

любуется

пробуждающейся

природой,

восхищается

наступающей

весной,

стремясь показать пока ещё скрытую мощь талой воды, которая вот-вот ворвётся ручьями в

деревенский пейзаж.

Как вы думаете, почему художник назвал картину "Мартовское солнце", а не "Шла девушка

за водой", как в русской народной песне? (ответы детей).

Правильно! Главный - он, снег. Снег уходящей зимы. Он ещё по-зимнему пышен, но

недолго ему осталось лежать на земле, уже светит весеннее яркое, теплое солнце. Чем

ближе к весне, тем ярче солнце и ярче тени. Вот синие, а вот голубые тени - их отбросили

на снег деревья. Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в

наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.

А сейчас внимание на слайды и выставку! Мы видим работы детей, выполненные ранее, но

работы необычные, не рисунки и не обычные поделки. Что в них интересного? (ответы

детей). Правильно, работы похожи на театральные сцены, многослойные. Как будто ты

смотришь на сцену, а там интересная декорация (показ работ). Вот такую поделку сегодня

на осеннюю тематику мы с вами и выполним!

Эта техника называется "бумажный туннель".

Снежинка-лист голубой цвет (значение - бумажный туннель):

Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести

как

книжный

или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из

английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность хорошо

передает

ощущение

туннеля.

Кстати,

эта

техника

удачно

сочетает

разные

виды

техник,

такие

как

- скрапбукинг,

аппликация,

вырезание,

создание макетов

и

объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги

определённым образом. Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII

в. и являлся воплощением театральных сцен.

Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или

продаются

в

качестве

сувениров

для

туристов.

Название tunnel

book

прижилось

в

английском языке после создания поделок в этой технике, в честь строительства первого в

мире подводного туннеля (459 метров) под рекой Темза в Лондоне и соединение берегов в

1840 году. А недавно бумажные туннели были воскрешены художницей Кэрол Бартон в

книге "Скульптурные формы". Более сложные модели даже имеют вращающиеся части.

(слайд)

Пробуйте, фантазируйте, предлагайте свои варианты бумажных туннелей! (ответы

детей).

Сегодня тема занятия "Приключение снежинки в городе". Вам необходимо придумать

историю, например, в городском парке, у меня во дворе, из окна моего дома и т.д. Что

характерно для зимы? (ответы детей)

Необходимо

вашу

фантазию

превратить

в

эскиз

и

наметить,

что

предполагаете

показать на переднем плане, на среднем плане, а что - на заднем.

Для работы нам понадобятся (все у вас на столах - перечисляю): цветной картон,

акварельная бумага (она больше всего подходит по плотности), 1 лист белой офисной

бумаги,

клей,

фоновое

изображение

(распечатанная

из

интернета),

бумага

для

скрапбукинга, ножницы, канцелярский нож, металлическая линейка, подложка - плотная

клеенка (или кусок линолеума). Как выполняется туннель?

Вначале я представляю себе зимний день:

Снежинка-лист - синий (читаю)

Ещё только вчера была осень. Хмурую осень сменила волшебная зима - удивительное

и красивое время года. Все вокруг укрыто снежным покровом, словно белым пушистым

одеялом. Над городом висят тучи, солнца не видно. Снежинки тихо падают на землю, то в

виде звездочек, то в виде крупы. Но красивее всего, это когда снег падает хлопьями.

Кажется, что летит не снег, а хлопья ваты. Красиво как в сказке! Как здорово до самого

вечера играть с друзьями в снежки, слепить снеговика, покататься на санках или коньках.

Показываю детям эскиз будущего туннеля, разбираем по планам: что на переднем

плане, что на заднем.

Далее, объясняю с подробным процессом изготовления:

1.

наш

туннель

будет

состоять

из

3

элементов.

Из

акварельной

бумаги

вырезаем

3

заготовки прямоугольной формы 15х20 см;

2.

на обратной стороне чертим рамочку 1 см;

3.

по шаблону №1 внутри рамочки изображаем рисунок ёлочек и вырезаем канцелярским

ножом (или ножницами, кому как удобно). Переворачиваем на лицевую сторону;

4.

по шаблону №2 вырезаем силуэт дерева;

5.

по шаблону №3 вырезаем кусты;

6.

по шаблонам № 4 и №5 вырезаем белочек - жители городского парка;

7.

для фона можно использовать бумагу для скрапбукинга, обычную цветную бумагу или

картинку из интернета - осенний город, городской осенний парк и т.д.. Вырезаем

заготовку размером 15х20 см;

8.

далее, нужно изготовить боковые части нашего туннеля. Из офисной бумаги вырезаем

2 прямоугольника 10х15 см. По стороне 10 см откладываем метки шириной 1 см;

9.

из полученных заготовок складываем 2 гармошки;

10. гармошки приклеиваем по краям зимнего леса;

11. далее вклеиваем в сгиб гармошки ёлочки;

12. затем идут элементы среднего плана - деревья и кусты;

13. на заднем плане - дети на санках;

14. из картона голубого цвета (по выбору, можно синий, фиолетовый, др.холодные цвета)

вырезаем заготовку размером 10х15 см. Внутри вырезаем окошко (окошко можно

вырезать

в

виде

снежинок

разной

по

величине

и

разной

по

цвету/тону,

главное

придерживаться холодных цветов), отступив от края по 1 см. Это рамочка нашего

туннеля;

15. в первый сгиб гармошки вклеиваем веточку с птичкой (снегирь, синица) и наклеиваем

рамочку;

16. на рамку внизу можно приклеить снежинки;

17. вот так выглядит поделка сверху (показываю);

18. оклеиваем внешние части коробки подходящей по цвету бумагой для скрапбукинга.

Декорировать можно по своему вкусу и выбору. Работа готова!

Всем

понятно

как

выполняется

поделка?

На

доске

таблица

с

поэтапным

выполнением туннеля (поэтапность выполнения).

Перед тем, как приступить к самостоятельной работе, повторим правила ТБ:

1.

не делать резких движений во время работы;

2.

соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину;

3.

осторожно пользоваться материалами;

4.

передавать ножницы кольцами вперед;

5.

аккуратно пользоваться канцелярским ножом, клеем и кисточкой;

6.

не покидать рабочее место без разрешения педагога;

7.

при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.

8.

после окончания работы произведите уборку своего места;

9.

ходя домой не забывать свои личные вещи.

19. Практическая работа

Ну,

а

теперь

приступим

к

работе.

Последовательность

выполнения

работы

вы

можете посмотреть на таблице или на технологическую карту у вас на столах.

Учащиеся приступают к работе. Во время занятия тихо звучит музыка и звуки природы.

На протяжении всей самостоятельной практической работы каждому ученику помогаю,

подсказываю, консультирую.

Выставка законченных работ.

20. Подведение итогов. Рефлексия

Что вы узнали нового на занятии?

Что вам было интересно на нашем занятии?

Были ли сложности при выполнении задания?

Давайте закончим следующие предложения:

Мне понравилось…

После занятия мне захотелось...

На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…

Было интересно…

Сегодня мне удалось…

Меня удивило…

Выставка работ на выставочном столе, обсуждение:

А сейчас оценим ваши работы, у вас на столе магниты красного и синего цвета.

Подумайте и приложите красный магнит рядом с работой, которое вам понравилось, а

синий магнит - которые необходимо доработать (Идет обсуждение и оценка работ

путем голосования детей по номинациям. Результаты заносятся в "таблицу Успехов").

Сегодня вы отлично поработали, у вас получились великолепные работы! Необычно

смотрятся вещи, изготовленные своими руками, любая поделка в такой технике может

украсить

и

усовершенствовать

интерьер

вашей

комнаты,

делая

общий

дизайн

колоритным и форматным. Наше занятие подошло к концу.

Пусть

эта

Зима

станет

для

всех

нас

светлее,

теплее...

и

непременно

счастливее!

Спасибо! До следующего занятия!

Уборка рабочих мест.



В раздел образования