Автор: Мустапаева Салимат Юсуповна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мой город /граттаж/
Раздел: дополнительное образование
Тема: Мой город /граттаж/
Цель: вдохновить
детей
на
эксперименты
с
разными
нетрадиционными
техниками
рисования.
Задачи:
научить новому способу получения изображения - граттаж;
познакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике
"граттаж";
развивать и стимулировать природную любознательность;
развить
творческие
способности,
воображение,
фантазию,
выразить
свою
индивидуальность;
способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через
нестандартные приемы рисования;
воспитывать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и
истории;
воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.
Методы
обучения:
рассказ,
беседа,
практическая
работа,
демонстрация,
работа
с
наглядным материалом.
Применение ТСО: компьютер, проектор, музыкальный фон.
Методические пособия: таблицы, образцы работ детей прошлых лет.
Материалы и инструменты:
Для педагога: наглядные пособия с поэтапным выполнением работы в по теме,
образцы работ по теме, краски, кисти, бумага, восковые мелки.
Для учащегося: листы бумаги формата А3, гуашь, кисти, карандаш, баночка с
водой, свечи восковые, губка или широкая кисть, заостренные деревянные палочки
(или шариковая ручка, которая перестала писать).
План занятия:
1.
Организационная часть.
2.
Подготовительная часть: вступление.
3.
Основная часть: объяснение нового материала.
4.
Практическая работа.
5.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия:
1.
Организационная часть
приветствие;
организация рабочего места;
проверка наличии обучающихся на занятии.
2.
Подготовительная часть: вступление
Вы обратили внимание на нашу выставку?
На выставке вы видите различные работы учащихся прошлых лет. А что в этих
работах общего? (ответы детей).
Как вы думаете, какими материалами они выполнены? (ответы детей).
Современное творчество предлагает массу очень интересных и необычных техник,
в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску.
Называется такая техника рисования "граттаж", или "воскография". Результат такой
работы похож на гравюру.
Что же такое техника рисования граттаж? Буквальный перевод этого термина -
«царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе "скрести",
"царапать"). Это нетрадиционная техника рисования.
Граттаж – это по своей сути вид гравюры. Обратите внимание на работы учащихся,
выполненные в прошлые года (выставка, слайды).
Рисование в технике граттаж - это своеобразная имитация гравюры, выполненная
на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка
острым
предметом
(перо,
специальный
резец,
заостренная
палочка)
на
предварительно подготовленной для картины поверхности (слайд).
3.
Основная часть: объяснение нового материала
Кто знает об этой необычной технике граттаж? (ответы детей).
Граттаж
-
это
древняя
техника
нанесения
рисунка
методом
выцарапывания,
нетрадиционная техника. Эту технику ещё называют "граффито". Произведения,
выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и
чёрного фона.
Давайте посмотрим, как выглядят рисунки в технике граттаж, смотрим на работы
мастеров
(слайды).
Техника
интересна
и
мы
сможем
сегодня
попробовать
поэкспериментировать.
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить плотную бумагу.
Чтобы работа получилась интересной, можно бумагу в произвольном творческом
порядке покрыть разными яркими цветами краски (акварель или гуашь), сделать
основу цветной, а можно оставить бумагу просто белой.
Когда высохнет фон, необходимо покрыть толстым слоем воска (восковая
свеча). Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность темный
слой краски (например, черная гуашь, а можно и черной тушью).
И тушь, и гуашь рекомендуется слегка разводить мыльным раствором (или
раствором с шампунем), чтобы краска не скатывалось с довольно жирной восковой
поверхности. Или немного ПВА и хорошо промешать.
Если
гуашь
(или
тушь)
скатывается
с
предыдущего
слоя,
обработанного
восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с
помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).
Далее,
начинается
настоящее
волшебство!
Начинаем
творить!
Надо
определиться с эскизом, нарисовать на листе бумаги рисунок на тему "Город моей
мечты".
На
заранее
подготовленный
для
граттажа
лист
накладывается
лист
с
рисунком и, слегка продавливая, наносится легкий контур рисунка. Сделать это
очень просто. После того как контур будет виден, его как следует процарапать
(показываю на примере). На темном фоне появляются тонкие однотонные или
разноцветные штрихи.
Для
получения
необходимого
результата
важно
соблюдать
некоторые
технические правила: лист бумаги, на который наносятся очертания, не должен
сдвигаться
с
картона
и
на
него
не
следует
сильно
надавливать
в
процессе
рисования. На начальном этапе следует работать с одним цветом, затем цветовой
диапазон можно постепенно расширять.
Когда вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет
проступать
белое
(или
цветное,
если
основа
была
предварительно
закрашена)
пространство. Можно процарапывать не только точки, но и черточки и полоски.
Кстати, есть и вариант обратной техники граттаж - процарапывание темного
картона, который сверху покрыт светлой краской.
Приступая к работе, необходимо рабочую поверхность и пол вокруг стола
застелить старыми газетами, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-
восковой крошкой.
Ну как вам данная техника рисования, заинтересовала?
(Демонстрация работы должна формировать правильное понимание задания
или его уточнения).
Основу
под
граттаж
процесс
трудоемкий,
требует
терпения
и
затраты
времени.
А сейчас, прежде чем перейдем к практической работе, повторим правила ТБ:
1.
работать
аккуратно,
соблюдать
порядок
на
рабочем
месте
и
дисциплину;
2.
не делать резких движений во время работы;
3.
осторожно пользоваться инструментами и материалами;
4.
бережно
относиться
к
раздаточному
материалу
и
наглядным
пособиям;
5.
не покидать рабочее место без разрешения педагога;
6.
после окончания работы произведите уборку своего места;
7.
ходя домой не забывать свои личные вещи.
4. Практическая работа
На столах у вас все необходимое для работы, есть технологические карты, где
показана последовательность работы в данной технике.
Учащиеся последовательно выполняют работу: в произвольном творческом порядке
покрывают разными яркими цветами краски основу - бумагу (пятнами, линиями -
чем ярче, тем лучше).
Когда высохнет фон, покрывают толстым слоем воска. Затем широкой кистью
или губкой наносят на поверхность темный слой краски (например, черная гуашь, а
можно и черной тушью). Пока лист сохнет, на другом чистом листе бумаги рисуют
рисунок по теме. Слегка продавливая, наносят легкий контур рисунка на заранее
подготовленный для граттажа лист. И после того как контур будет виден, его
процарапывают заостренным деревянной палочкой (или не пишущей ручкой).
Во время самостоятельной работы помогаю, подсказываю, направляю.
По окончании работы хвалю детей за долготерпение и старательность.
5. Подведение итогов. Рефлексия
Что вам было интересно на нашем занятии?
Что такое "граттаж"?
Что особенного в этой нетрадиционной технике?
Были ли сложности при выполнении задания?
Выставка работ, обсуждение, подведение итогов
А сейчас оценим ваши работы, положите работы на выставочный стол, а вы
магнитами красного цвета оцените работу, которая по вашему мнению лучше
получилась,
а
магнитом
желтого
цвета
-
надо
постараться
(дети
делятся
впечатлениями и высказывают своё мнение о работах своих товарищей - оценка
работ, а также о приобретённом художественном опыте).
Сегодня
вы
отлично
поработали! Познакомились
с
понятием
"граттаж".
Наше
занятие подошло к концу, полученные знания мы будем использовать в работе в
дальнейшем. Спасибо! До следующего занятия!
Уборка рабочих мест.