Автор: Аюшеева Светлана Цыденовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ№1 ИМ. Л.Линховоина
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: Некоторые проблемы исполнительства кантилены на домре
Тема: Некоторые проблемы исполнительства кантилены на домре
Раздел: дополнительное образование
«Некоторые проблемы исполнительства кантилены на домре».
Домра относится к числу народных инструментов, на которых тремолирование является
приемом исполнения кантилены. В процессе освоения кантилены учащиеся нередко испытывают
затруднения в соблюдении синхронности работы рук. Кантилена у струнников не только
ассоциируется, но и в кой-то степени отождествляется с тремоло.
Tremolo в буквальном переводе с итальянского означает «дрожащий». Если тремоло
расценивать как звук, то в данном случае тремоло - дрожащий звук.
В самой общей форме можно бы так определить тремоло — это звук, образующийся из
одноименных звуков, которые, повторяясь с определенной частотой, создают эффект
непрерывности звучания. Какова же эта определенная частота, при которой многократно
повторяющиеся звуки в восприятии слушателя соединяются в сплошной непрерывный звук? На
данный вопрос специалисты отвечают по-разному - от 8 до 16 ударов в секунду.
Образование певучего звука на домре осуществляется при помощи тремоло.
Отличительной чертой «хорошего тремоло» является слитность отдельных звуков,
неразличимость их для слуха. Качество тремоло зависит от формы и материала, из которого
изготовлен медиатор, от постановки и формы движения руки, а также от вида инструмента,
регистра, характеристики струн и т.д.
В работе над кантиленой рекомендуется координировать напряжения и расслабления
мышц с напряжениями и расслаблениями в музыкальном материале.
Для достижения плавности кантилены на домре необходимо следующее:
1)достаточная частота и ровность тремоло;
2)особое внимание следует уделить связности при переходе со струны на струну и при
смене позиций.
Для достижения плавности переходов со струны на струну, необходимо амплитуду замаха
тремолирования приближать к новой струне, в конце концов, захватывая и ее. Работа левой руки
заключается в подготовке и оставлении нот, находящихся на стыке струн. Таким образом, во
время исполнения последнего звука перед сменой струны будущая нота должна быть уже
нажата. Правая рука подводит тремолирующее движение медиатора вплотную к новой струне и
без стыков связывает их. Предыдущий палец прекращает нажатие струны только после того,
как полновесно прозвучала нота на новой струне;
3)мягкая постановка пальцев на лады, также мягкий их подъем с ладов.
Новый звук заранее предслышан и мягко взят. Только тогда мягко приподнимается с ладов
палец, игравший предыдущую ноту. Если мелодия возвращается обратно, то пальцы должны
оставаться на ладах, чтобы добиться большей связности и излишне не толкать мелодию.
4)
необходим контроль над тем, чтобы тремолирование не замедлялось при смене пальцев,
при переходах со струны на струну и смене позиций.
Основные требования в работе над кантиленой:
а)
не толкать каждый звук;
б)
воспринимать мелодическое движение как процесс;
в)
заполнять промежутки между нотами энергией «тремолирующего»
интонирования;
г)
в конце фраз всегда уменьшается глубина погружения медиатора.
Освоение тремоло можно начинать с отдельных кратких вибрационных импульсов с
мгновенным снятием вибрационного посыла после прекращения тремоло. Усталость мышц при
тремолировании обычно фиксируется в 3 точках: концах пальцев, сжимающих медиатор,
кистевом суставе, в локтевом суставе. Опора движения руки при вибрации должна быть точно
определена: это в первую очередь - мизинец на щитке, затем - предплечье на обечайке и только
потом - медиатор на струне.
Вся рука вибрирует подобно антенне, поэтому нельзя допускать скованности в суставах,
особенно локтевом и кистевом (лучезапястном).
Амплитуда вибрации минимальна: представим себе «пятнышко» на щитке, которое
якобы можно «стереть» скользящим мизинцем, медиатор же работает близко у струны.
Если тремоло - вибрация не удается, можно использовать метод ускорения ударов вниз -
вверх, постепенно уменьшая амплитуду замаха медиатора и глубину его погружения. По мере
ускорения мы не сможем контролировать все удары и перейдем к вибрации.
В начальном периоде освоения тремоло следует добиваться равных по силе ударов в
разные стороны при наличии относительно свободного лучезапястного сустава (т.е. абсолютная
свобода невозможна по причине анатомической связи с предплечьем и поэтому требования
некоторых преподавателей играть тремоло одной лишь кистью, следует считать ошибочным.)
При работе над тремоло следует добиваться высокого качества звука в начале, середине и конце
его. Нередко при окончании (снятии) тремоло учащиеся допускают толчок. Вероятно, это
происходит при окончании тремолирования ударом вниз, избежать толчка возможно при
завершении тремоло ударом вверх.
Снятия в тремолировании
Умение начинать и завершать тремолирование вниз и вверх - обязательное условие
профессионализма. Снятие тремоло - есть ясная остановка медиатора:
а)
у нижележащей струны (снятие вверх);
б)
у вышележащей струны (снятие вниз);
в) над игровой струной, как бы «вытаскивая» кончик медиатора. При
снятии - не забывать о минимальном погружении медиатора в этот момент.
Тремолирование
-
сложнейший
и
выразительнейший
прием
домровой
техники. Его организация как постоянная пластичная смена игрового процесса
от актива до легкого тонуса в связи с логикой строения фразы должна быть
всегда в поле внимания педагога и самого исполнителя.