Напоминание

Некоторые проблемы исполнительства кантилены на домре


Автор: Аюшеева Светлана Цыденовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ№1 ИМ. Л.Линховоина
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: Некоторые проблемы исполнительства кантилены на домре
Тема: Некоторые проблемы исполнительства кантилены на домре
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Некоторые проблемы исполнительства кантилены на домре».

Домра относится к числу народных инструментов, на которых тремолирование является

приемом исполнения кантилены. В процессе освоения кантилены учащиеся нередко испытывают

затруднения в соблюдении синхронности работы рук. Кантилена у струнников не только

ассоциируется, но и в кой-то степени отождествляется с тремоло.

Tremolo в буквальном переводе с итальянского означает «дрожащий». Если тремоло

расценивать как звук, то в данном случае тремоло - дрожащий звук.

В самой общей форме можно бы так определить тремоло — это звук, образующийся из

одноименных звуков, которые, повторяясь с определенной частотой, создают эффект

непрерывности звучания. Какова же эта определенная частота, при которой многократно

повторяющиеся звуки в восприятии слушателя соединяются в сплошной непрерывный звук? На

данный вопрос специалисты отвечают по-разному - от 8 до 16 ударов в секунду.

Образование певучего звука на домре осуществляется при помощи тремоло.

Отличительной чертой «хорошего тремоло» является слитность отдельных звуков,

неразличимость их для слуха. Качество тремоло зависит от формы и материала, из которого

изготовлен медиатор, от постановки и формы движения руки, а также от вида инструмента,

регистра, характеристики струн и т.д.

В работе над кантиленой рекомендуется координировать напряжения и расслабления

мышц с напряжениями и расслаблениями в музыкальном материале.

Для достижения плавности кантилены на домре необходимо следующее:

1)достаточная частота и ровность тремоло;

2)особое внимание следует уделить связности при переходе со струны на струну и при

смене позиций.

Для достижения плавности переходов со струны на струну, необходимо амплитуду замаха

тремолирования приближать к новой струне, в конце концов, захватывая и ее. Работа левой руки

заключается в подготовке и оставлении нот, находящихся на стыке струн. Таким образом, во

время исполнения последнего звука перед сменой струны будущая нота должна быть уже

нажата. Правая рука подводит тремолирующее движение медиатора вплотную к новой струне и

без стыков связывает их. Предыдущий палец прекращает нажатие струны только после того,

как полновесно прозвучала нота на новой струне;

3)мягкая постановка пальцев на лады, также мягкий их подъем с ладов.

Новый звук заранее предслышан и мягко взят. Только тогда мягко приподнимается с ладов

палец, игравший предыдущую ноту. Если мелодия возвращается обратно, то пальцы должны

оставаться на ладах, чтобы добиться большей связности и излишне не толкать мелодию.

4)

необходим контроль над тем, чтобы тремолирование не замедлялось при смене пальцев,

при переходах со струны на струну и смене позиций.

Основные требования в работе над кантиленой:

а)

не толкать каждый звук;

б)

воспринимать мелодическое движение как процесс;

в)

заполнять промежутки между нотами энергией «тремолирующего»

интонирования;

г)

в конце фраз всегда уменьшается глубина погружения медиатора.

Освоение тремоло можно начинать с отдельных кратких вибрационных импульсов с

мгновенным снятием вибрационного посыла после прекращения тремоло. Усталость мышц при

тремолировании обычно фиксируется в 3 точках: концах пальцев, сжимающих медиатор,

кистевом суставе, в локтевом суставе. Опора движения руки при вибрации должна быть точно

определена: это в первую очередь - мизинец на щитке, затем - предплечье на обечайке и только

потом - медиатор на струне.

Вся рука вибрирует подобно антенне, поэтому нельзя допускать скованности в суставах,

особенно локтевом и кистевом (лучезапястном).

Амплитуда вибрации минимальна: представим себе «пятнышко» на щитке, которое

якобы можно «стереть» скользящим мизинцем, медиатор же работает близко у струны.

Если тремоло - вибрация не удается, можно использовать метод ускорения ударов вниз -

вверх, постепенно уменьшая амплитуду замаха медиатора и глубину его погружения. По мере

ускорения мы не сможем контролировать все удары и перейдем к вибрации.

В начальном периоде освоения тремоло следует добиваться равных по силе ударов в

разные стороны при наличии относительно свободного лучезапястного сустава (т.е. абсолютная

свобода невозможна по причине анатомической связи с предплечьем и поэтому требования

некоторых преподавателей играть тремоло одной лишь кистью, следует считать ошибочным.)

При работе над тремоло следует добиваться высокого качества звука в начале, середине и конце

его. Нередко при окончании (снятии) тремоло учащиеся допускают толчок. Вероятно, это

происходит при окончании тремолирования ударом вниз, избежать толчка возможно при

завершении тремоло ударом вверх.

Снятия в тремолировании

Умение начинать и завершать тремолирование вниз и вверх - обязательное условие

профессионализма. Снятие тремоло - есть ясная остановка медиатора:

а)

у нижележащей струны (снятие вверх);

б)

у вышележащей струны (снятие вниз);

в) над игровой струной, как бы «вытаскивая» кончик медиатора. При

снятии - не забывать о минимальном погружении медиатора в этот момент.

Тремолирование

-

сложнейший

и

выразительнейший

прием

домровой

техники. Его организация как постоянная пластичная смена игрового процесса

от актива до легкого тонуса в связи с логикой строения фразы должна быть

всегда в поле внимания педагога и самого исполнителя.



В раздел образования