Автор: Сайфутдинова Гульнара Зямиловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Обобщение опыта работы по направлению «Инновационный подход в организации дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ»
Тема: “Развитие артистических способностей детей дошкольного возраста на занятиях хореографии.” Практические приемы в работе хореографа на занятиях дополнительного образования. (Музыкально-танцевальная игра «Эмоджики»)
Раздел: дошкольное образование
«Инновационный подход в организации
дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ»
Тема выступления:
“Развитие артистических способностей
детей дошкольного возраста на занятиях хореографии.”
Практические приемы в работе хореографа на занятиях
дополнительного образования.
(Музыкально-танцевальная игра «Эмоджики»)
Подготовила: Сайфутдинова Г.З.
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
г. Альметьевск 2020
“Развитие артистических способностей
детей дошкольного возраста на занятиях хореографии.”
Практические приемы в работе хореографа на занятиях
дополнительного образования.
(Музыкально-танцевальная игра «Эмоджики»)
Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом
мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и
артистичности исполнения.
Как добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей
технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою
душу. Как же развить артистизм у детей?
Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и конечно же
артистизма.
Еще одним средством развития артистизма является импровизация.
Импровизацию в хореографии можно назвать еще и "танцем в настоящем",
"сиюминутной хореографией".
Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из
центральных мест. Мы говорим: "Следует научить детей красиво двигаться". Но для
того, чтобы это получалось, надо выбрать очень хорошую музыку .Музыка,
обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая
движения, повышает качество их исполнения - ритмичность, четкость, координацию и
выразительность.
Главным и основным показателем артистизма является лицо. Что же такое наше
лицо? Назовем его частью тела, обладающей костной и мышечной тканью. Ну а для
развития любым мышцам необходим тренаж. Для чего?
Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства,
но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему
хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не научил - это рефлексы.
Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того
чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.
Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и
соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас
окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для
зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть
ярче, выразительнее, гротескнее. Ярким, красивым выражением лица детей нужно
научить - это опять тренировка. Значит, логически мы подошли к выводу, что тренинг
лица необходим. О нем мы и поговорим.
"Развитие мышц лица"
Разминка
Не забываем про то, что любая хорошая разминка должна проходить по законам ритма,
то есть под музыку. Каждое движение исполняется по 4-8 раз.
1. Нижняя челюсть - одна из самых подвижных частей лица:
- движение из стороны в сторону;
- движение вперед и в себя; оттягивание вниз;
- сжатие зубов;
- зажать челюсти и пошевелить желваками.
2. Губы:
- зажать верхними зубами нижнюю губу;
- зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;
- поджать две губы в ниточку; поцелуй;
- нижней губой постараться дотянуться до носа;
- тоже самое двумя губами;
- в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.
3. Щеки:
- надуть поочередно то одну, то другую щеку; надуть две щеки;
- втянуть две щеки.
4. Нос:
- сморщить и расслабить;
- приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаю нюхательный табак).
5. Веки:
- нервный тик;
- моргнуть двумя глазами;
- моргаю поочередно.
6. Глаза - одно из выразительных средств лица:
- закатить вверх и опустить вниз;
- движения из стороны в сторону;
- движения по кругу в одном направлении и в другом;
- скосить и развести.
7. Брови:
- поднятие вверх;
- опускание вниз.
Это основные элементы движений разминки. Проходят они по принципу постепенного
увеличения темпа и усложнения координации. Можно придумать свои движения
вплоть до шевеления ушами.
Маски
В этом этапе проучивания нужно добиться яркого и выразительного лица. Сценическое
выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.
1. Радостная, улыбчивая:
- рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
2. Удивление:
- нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до отказа, брови
поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
3. Испуг:
- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.
4. Плач:
- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям
использовать руки и голос.
5. Кокетство:
- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в
сторону вверх или вниз.
6. Ненависть:
- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-подлобья.
Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу удерживаю
маску, другую отдыхаю. Постепенно увеличиваю скорость возникновения и исчезания
маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.
Игра «Эмоджики»
Делается так: пишите на бумажках разные эмоции и состояния. Например, «радость»,
«грусть», «стеснение», «злость» и так далее. Каждый ученик вытягивает какую-то из
этих бумажек. А дальше они по очереди танцуют один и тот же танец, под одну и ту же
музыку, так, чтобы другие угадали то чувство, которое он показывает.
Живое лицо
По самому названию уже понятно: лицо не застывает в маске, а находится в движении,
переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки, корпус,
наклоны и повороты головы. Часто хореографы львиную долю проучивания уделяют
ногам. Это и понятно: ноги одни из основных элементов танца, несущие большую
долю нагрузки. Но при этом не нужно забывать про корпус, руки, голову и лицо. Если
считать человеческое тело оркестром, а части тела - инструментами, то чем больше
задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец.
Очень важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои
чувства, переживания, эмоциональное состояние.
Артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который
мы должны пройти со своими воспитанниками. Чтобы в конце концов увидеть на
сцене ярких "звездочек", которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей
показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце.