Напоминание

" Учительская любовь"


Авторы: Лежнева Наталья Викторовна, Новопавловская Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ лицей №2
Населённый пункт: Сердобский район, город Сердобск, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: " Учительская любовь"
Раздел: начальное образование





Назад




Учительская любовь.

Лишь птице никто не способен

помочь набрать высоту.

Н. Игрунов

Трудно не согласиться с этим утверждением Н.Игрунова. У человека

действительно, есть огромное преимущество: рядом с детьми всегда находятся

родители и учителя, способные научить жить и готовые помочь. Проблема

состоит лишь в том, как правильно это сделать.

Наверное, нет такого учителя, который не задавал бы себе вопросы:

« Как правильно обучить ребенка? Возможно ли обучение без любви? Что

включает в себя понятие « учительская любовь»?»

Учитель - профессия особая, даже в чём-то уникальная. Уж очень

большие задачи стоят перед ним. От этого – большая ответственность и

большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности:

Прежде всего, любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем;

конечно,

любовь

к

человеку

даёт

силу

выдержать

многие

несуразности

повседневности; любовь к жизни - без оптимизма в школе сегодня не выжить;

любовь

к

труду

профессия

учителя

предполагает

ежедневную

упорную

работу.

А вот как сами ребята объясняют понятие « учительская любовь». Из

всех

опрошенных

учащихся

разных

возрастов

80%

считают,

что

учитель

прежде всего должен « уважать их, как личность».

Читая книгу Я.Корчака « Как любить ребенка», привычное понятие

«любовь к детям» наполняется новым, сложным смыслом. Он учит нас любить

детей такими, какие они есть, чтобы от нашей любви они становились лучше,

чем они есть.

Каждый учитель, изучая литературу по педагогике, черпает

теоретические знания, но каждый понимает это по-своему, преломляет через

свою личность и педагогический опыт. Вот, как об этом пишет Януш Корчак:

«Благодаря

теории

-

я

знаю,

а

благодаря

практике

-

я

чувствую.

Теория

обогащает

интеллект, практика расцвечивает чувство, тренирует волю. «Я

знаю» не значит: «действую сообразно тому, что я знаю». Чужие взгляды

незнакомых

людей

должны

преломиться

в

моем

живом

«я».»

Из

теоретических

знаний

мы

исходим

не

без

разбора.

Что-то

берем,

что-то

отклоняем, дорабатываем, забываем, обходим. В результате мы сознательно

или бессознательно получаем свою личную собственную теорию, которая

помогает нам сформировать стиль педагогической деятельности.

Что же значит в моем понимании « любить ребенка»? Это очень

емкое и индивидуальное понятие. Прежде всего - это принятие ребенка таким,

какой он есть, оставляя за ним право, быть самим собой. Признать право

детей на детство, «на абсолютную, а не относительную ценность детства».

Нельзя мерить детей взрослыми мерками. Дети – это совсем не взрослые в

миниатюре, от них нельзя ожидать контроля над словами и поступками, как от

взрослых. Надо уважать их право на незнание, на ошибку, проступок, так как

проступок

ребёнка

по-своему

ценен,

ведь

«

в

конфликтах

с

совестью

и

вырабатывается моральная стойкость». Вспоминаются слова

Н. Пирогова: «Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не

переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный

мир».

Я думаю, учитель должен относиться к ребенку так, как будто он уже

такой, каким бы его хотели видеть. Ведь человек ведёт себя по отношению к

окружающим

так,

как

он

относится

к

самому

себе.

Внушение

гуманных

установок, подражание привлекательным жизненным примерам необходимо

включать в процесс воспитания. « Через других мы становимся собой», -

говорил Л.С. Выготский. Например, если ребёнок имеет установку « я –

хороший ученик», то он добросовестно готовит уроки, переживает за оценки,

стремится к лучшему. Делает всё, чтобы не произошло крушение ценной для

него установки. А ребёнок с установкой «я – плохой ученик» не будет учить

уроки, потому что это бессмысленно. « Я – добрый» - будет благороден и

великодушен с окружающими, даже во вред себе, а « я – злой» - постарается

заглушить

в

себе

сострадание.

Значит,

чтобы

воспитанник

стал

добрым,

честным, ответственным, трудолюбивым и т. д., ему необходимо постоянно

внушать, что он добрый, честный, ответственный и трудолюбивый и т. д. Эти

установки

играют

роль

своеобразных

внутренних

программ.

Это

проектирование

в

воспитаннике

нравственных

и

социальных

ценностей,

удовлетворение

самых

главных

стремлений:

быть

знающим,

умелым,

успешным. Успех – лучший воспитатель, так как он даёт ребёнку уверенность

в собственные силы и самого себя. А не в этом ли заключается конечная цель

любящего воспитателя – помочь ребёнку стать успешным, научить работать

над собой, стремиться к самосовершенствованию. « Тот, кто победил самого

себя – победит весь мир », - утверждали мудрые.

Каждый учитель должен иметь целый набор профессиональных качеств,

для умелого корректирования линии поведения с учетом личности ученика.

Это, конечно, коммуникабельность, чтобы уметь найти общий язык с каждым

воспитанником,

объяснить

причины

настроения,

поступка,

поведения.

Тактичность, чтобы, помогая и направляя, не травмировать тонкую душевную

организацию ребенка, вовремя понять, когда он нуждается в вашей помощи;

умение

проявлять

выдержку,

способность

выдерживать

сильные

раздражители,

развитое

воображение,

чувство

юмора,

организаторские

способности, высокая требовательность к самому себе.

Знание и умелое использование методов педагогического воспитания

помогут

развивать

личность

ребенка,

стимулировать

его

положительное

поведение.

Еще

А.С.

Макаренко

называл

«методы

инструментом

прикосновения к личности».

Поддержание позитивного поведения ребенка , возникновение желания

еще

раз

пережить

чувство

удовлетворения

собой

,

в

этом

заключается

основной психолого - педагогический смысл влияния поощрения на личность

ребенка,

на

формирование

его

характера.

Важно

вызвать

чувство

удовлетворения,

чтобы

все,

что

связано

с

исполнением

норм

и

правил

высоконравственного

поведения,

сопровождалось

положительными

переживаниями.

Существует

много

способов

выразить

ребенку

свою

положительную оценку. Это и ласковый взгляд,

и поощрительный легкий

кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Даже

народная

мудрость

гласит:

«

Верная

указка

–не

кулак,

а

ласка».

Многообразие форм и методов поощрения позволяют не повторяться при их

выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к

повторяющимся воспитательным приемам и методам снижают эффективность

их влияния на процесс развития личности ребенка.

В.А.Сухомлинский

очень

важным

методом

в

воспитании

считал

запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей

разумно

относиться

к

своим

желаниям.

С

детства

надо

учить

человека

управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям « можно»,

«надо», « нельзя».

Большую воспитательную силу имеет

порицания. Эффект порицания

зависит от моральных качеств и тактичности воспитателя. Надо суметь , не

оскорбляя ребенка, дать справедливую, хотя , может быть, и резкую оценку его

действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и

доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не

только строгость, но и заботу о себе.

Воспитывая, трудно обойтись без отрицательной оценки

поведения

ребенка

в

случае

нарушения

им

норм

нравственности

это

наказание.

Аналогично

поощрению

существует

немало

способов

демонстрации

отрицательного отношения к проступкам. Педагогический смысл наказания

заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворенности

своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических

норм и правил. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно.

Оно должно соответствовать проступку, так как ребенок очень чувствителен к

справедливости наказания. Даже при полной уверенности в целесообразности

наказания, все равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Наказание

не должно оскорблять достоинство человека и выражать неверие в него.

Отрицательное в ребёнке – это то, что он сам пока ещё не может

преодолеть, то, что мешает его продвижению вперёд. Поэтому так важно дать

жизнь всему положительному, укрепить его, сделать фактором дальнейшего

развития ребёнка, предупредить любое неблагополучие в поведении. Бороться

надо не против плохого, а за хорошее, за человека, каким он должен быть в

настоящем

и

будущем.

Всё

это

требует

от

педагога

знаний

в

области

психологии

и

педагогике,

огромных

нервных

и

физических

усилий,

как

говорил В.А.Сухомлинский, «колоссального труда ума и сердца».

« Любящий может требовать, а нелюбящий

и по головке не должен

гладить.

Всякое

общение

с

ребенком

без

любви

пустое

общение.

Оно

пагубно для детей»,- писал С.Соловейчик.

Любить ребёнка - это естественно, это легко. Гораздо труднее проявлять

постоянное заботливое внимание к развитию растущего человека, направлять

его,

анализировать

поступки

и

действия,

давать

им

оценку,

предвидеть

последствия своих действий и слов. Вот о какой учительской любви мы

говорим. Ведь педагогика - это наука об искусстве любви к детям.

Учитель начальных классов высшей категории Лежнева Наталья Викторовна,

Учитель начальных классов высшей категории Новопавловская Елена Анатольевна.

Пензенская область, город Сердобск, МОУ лицей №2.



В раздел образования