Авторы: Халикова Гульнара Равилевна, Хайруллина Лена Нафисовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 15 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Азнакаево Азнакаевский муниципальный район Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Системный подход во взаимодействии семьи и ДОУ в гармоничном развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОУ В
ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Халикова Г.Р., воспитатель
Хайруллина Л.Н., воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 15 «Золотая рыбка» г.Азнакаево Азнакаевского
муниципального района Республики Татарстан
Семья
и
детский
сад
составляют
для
дошкольников
основную
воспитательно-образовательную
микросреду
–
образовательно е
пространство.
Поэтому
одним
из
основных
условий
успешного
сотрудничества
воспитателя
и
семьи
является
системное
планирование
педагогического
взаимодействия
с
родителями,
построенное
на
основе
индивидуально - дифференцированного подхода к каждой семье с учетом её
многоаспектной специфики.
Качество
образования
дошкольника,
по
нашему
мнению,
во
многом
зависит
от
согласованного
взаимодействия
родителей
и
педагогов.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении
семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства,
подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ
и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Понимая,
что
воспитание
–
это
не
сумма
мероприятий,
а
мудрое
общение взрослого с живой душой ребенка, всю работу мы строим так, чтобы
родители
не
превращались
в
сторонних
наблюдателей,
а
помогали
в
осуществлении образовательного процесса.
Работу с родителями мы строим, планируя её поэтапно:
1.
Проведение экспресс - опросов с целью изучения их потребностей.
Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его
ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать,
что
некоторые
родители
предпочитают
сами
заниматься
с
ребёнком,
а
детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего
сына или дочки. Полученные данные мы используем для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных
от
ношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо
заинтересовать
родителей
той
работой,
которую
предполагается
с
ними
проводить, сформировать у них положительную мотивацию.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного
его
восприятия
посредством
сообщения
им
знаний,
информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются
неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о
некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к
труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
На этом этапе мы вступаем в диалог с родителями, которые играют активную
роль,
рассказывая
во
время
посещения
семьи
воспитателем
не
только
о
положительном, но и о трудностях, и отрицательном в поведении ребенка.
5. Совместное со взрослыми исследование и формирование личности
ребенка.
На
данном
этапе
планируется
конкретное
содержание
работы,
выбираются формы сотрудничества.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
ДО
постепенно
родители
становятся непосредственными участниками образовательного процесса:
−
участие
в
организации
образовательного
процесса
(например,
проведение родителями мастер-классов, прогулок, конкурсов и т. д.);
−
участие в организации развивающей среды (например, оформление
родителями стендов, определенных зон и уголков в группе, участков на
улице, изготовление игр, игрушек или других атрибутов);
−
участие
родителей
в
оценке
и
контроле
за
деятельностью
ДОО
(например, оценка качества развивающей среды, приготовленной пищи, места
для сна и
т. п.);
−
оказание родителями дополнительных услуг (проведение экскурсий у
себя на работе, помощь педагогу в сопровождении детей на выставки, в
музеи и т. п.);
−
участие в разработке планирования планов, совместной деятельности
детей и взрослых (например, планирование конкурсов, акций, проектов и т.
д.).
Из
всего
многообразия
форм
взаимодействия
с
родителями
воспитанников мы выделили новые, перспективные формы сотрудничества,
которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в
педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Мы развиваем и
используем
как
традиционные
формы
–
это
родительские
собрания,
консультации,
беседы,
так
и
современные
инновационные
формы
–
родительские
клубы,
мастер-классы,
которые
помогают
активизировать
интерес
к
взаимодействию
родителей
с
детьми
и
педагогами,
например:
«День Земли», «Берегите природу» и другие. В процессе мастер-классов
родители отмечают, на сколько детям интересна та или иная деятельность,
чему они научились и чему хотят научиться. Проведение различных акций,
совместно с родителями, детьми и педагогами направлено на формирование
социальных
норм,
нравственных
качеств,
воспитание
уважительного
отношения к людям, истории, культуре и природе своей страны, например:
«С каждого по зернышку», «Покормите птиц зимой»; «Я сам посажу цветок»,
«Дедушкина медаль», «Игрушка для детей – руками взрослых» и т.д. Кроме
этого,
проводим
оздоровительные
мероприятия,
игры
с
педагогическим
содержанием,
открытые
просмотры
занятий
и
режимных
моментов.
Для
обратной связи применяем «почтовый ящик», «телефон доверия», «горячая
линия» на сайте учреждения. Ведем проектную деятельность, в процессе
реализации которых, происходит переход от понятия «работа с родителями» к
понятию
«взаимодействие»,
идет
поиск
совместного
языка
контакта
и
взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Так,
например,
родители участвовали в предложенных им проектах: «Вторая
жизнь упаковки»,
«Вода в доме», «Мой любимый домашний питомец» и
другие. По окончании работы над проектом родители с детьми защищали
свои авторские семейные проекты.
Сотрудниче ство
семьи
и
детского
сада
п р ед у с мат р и ва е т
«прозрачность» всего учебно - воспитательного процесса. В связи с этим
необходимо постоянно информировать родителей о содержании, формах и
методах
работы
с
детьми,
стремиться
включать
родителей
в
процесс
образования
их
детей
путем
организации
семейных
конкурсов:
«Развивающая
игра
для
ребенка
своими
руками»,
«Герб
моей
семьи»,
«Рождественская
игрушка»,
«Дары
осени»;
семейных
альбомов:
«Мой
малыш», «Папа, мама, я – замечательная семья»; газет: «Как мы провели
выходной», «Мой день рождения», «Папа мой – самый мировой».
Для
педагогического
просвещения
родителей
мы
организовали
«Библиотеку
для
родителей»,
которая
обеспечивает
родителей
художественной и популярной психолого - педагогической литературой. В
ней представлены тематические подборки из журналов и газет по проблемам
воспитания дошкольников. Мы организуем обсуждение различных статей
посредством проведения вечеров встреч, родительских чтений и диспутов с
родителями. Такая форма дает возможность родителям не только слушать
лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее
обсуждения.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги, всегда исходим
из представлений о своих родителях, как о современных людях, готовых к
обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Использование инновационных
форм сотрудничества с семьями воспитанников способствует объединению
педагогов,
родителей
и
детей
на
основе
общих
интересов,
привлекает
взрослых к проблемам детей, тем самым, повышая качество образовательного
процесса.
Таким образом, различные формы работы позволяют заинтересовать и
привлекать к участию в образовательной деятельности наших родителей,
способствуют сплочению в единый союз всех субъектов образовательного
процесса. От позитивного взаимодействия родителей и педагогов в работе
дошкольного
учреждения
выигрывают
все
субъекты
педагогического
процесса. Прежде всего – наши дети. И не только потому, что они узнают
что-то новое.
Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью
смотреть на своих родителей, которые, оказывается, так много знают, так
интересно рассказывают, у которых золотые руки.
Родители
принимают
активное
участие
в
жизни
детей,
тем
самым
лучше понимая и налаживая взаимоотношения.
Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что
позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения,
имеют
возможность
лучше
узнать
семьи,
понять
сильные
и
слабые
стороны
домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда
и просто поучиться
.
В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего
образования
и
стремящихся
обеспечить
его
для
своего
ребенка.
Родители
должны
быть
уверены,
что
детский
сад
всегда
поможет
им
в
решении
педагогических
проблем и в то же время не навредит. Педагоги, в свою
очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного
рода проблем - от материальных до хозяйственных.
А
в
самом
большом
выигрыше
находятся
дети,
ради
которых
и
осуществляется данное взаимодействие.
Список использованной литературы
1.
Асадуллина М.Н. Роль семьи в воспитании ребенка / М.Н. Асадуллина,
Т.П. Колодяжная // Теория и практика образования в современном мире:
материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012.
2. Абдуллина Д.А., Мавлюдова А.Ш. Современные формы взаимодействия с
семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. //Педагогический опыт:
теория, методика, практика. – 2016, № 2(7).
3. Дубровина Н.И. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной
организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
//Научные исследования: от теории к практике. – 2015, № 2(3).
4. Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ
взаимодействия ДОУ и семьи / Корзова М.А. - 2013.
5. Осипова Е.В., Кузина Т.А. Актуальные формы работы с родителями в
рамках реализации ФГОС ДО. – В сборнике материалов II Международной
научно-практической
конференции
«Дошкольное
образование:
опыт
и
перспективы развития», Чебоксары, 2017.