Напоминание

Системный подход во взаимодействии семьи и ДОУ в гармоничном развитии дошкольников


Авторы: Халикова Гульнара Равилевна, Хайруллина Лена Нафисовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 15 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Азнакаево Азнакаевский муниципальный район Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Системный подход во взаимодействии семьи и ДОУ в гармоничном развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОУ В

ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Халикова Г.Р., воспитатель

Хайруллина Л.Н., воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 15 «Золотая рыбка» г.Азнакаево Азнакаевского

муниципального района Республики Татарстан

Семья

и

детский

сад

составляют

для

дошкольников

основную

воспитательно-образовательную

микросреду

образовательно е

пространство.

Поэтому

одним

из

основных

условий

успешного

сотрудничества

воспитателя

и

семьи

является

системное

планирование

педагогического

взаимодействия

с

родителями,

построенное

на

основе

индивидуально - дифференцированного подхода к каждой семье с учетом её

многоаспектной специфики.

Качество

образования

дошкольника,

по

нашему

мнению,

во

многом

зависит

от

согласованного

взаимодействия

родителей

и

педагогов.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении

семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства,

подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ

и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Понимая,

что

воспитание

это

не

сумма

мероприятий,

а

мудрое

общение взрослого с живой душой ребенка, всю работу мы строим так, чтобы

родители

не

превращались

в

сторонних

наблюдателей,

а

помогали

в

осуществлении образовательного процесса.

Работу с родителями мы строим, планируя её поэтапно:

1.

Проведение экспресс - опросов с целью изучения их потребностей.

Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его

ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать,

что

некоторые

родители

предпочитают

сами

заниматься

с

ребёнком,

а

детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего

сына или дочки. Полученные данные мы используем для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных

от

ношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо

заинтересовать

родителей

той

работой,

которую

предполагается

с

ними

проводить, сформировать у них положительную мотивацию.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и

правильного

его

восприятия

посредством

сообщения

им

знаний,

информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются

неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о

некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к

труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

На этом этапе мы вступаем в диалог с родителями, которые играют активную

роль,

рассказывая

во

время

посещения

семьи

воспитателем

не

только

о

положительном, но и о трудностях, и отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное со взрослыми исследование и формирование личности

ребенка.

На

данном

этапе

планируется

конкретное

содержание

работы,

выбираются формы сотрудничества.

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

ДО

постепенно

родители

становятся непосредственными участниками образовательного процесса:

участие

в

организации

образовательного

процесса

(например,

проведение родителями мастер-классов, прогулок, конкурсов и т. д.);

участие в организации развивающей среды (например, оформление

родителями стендов, определенных зон и уголков в группе, участков на

улице, изготовление игр, игрушек или других атрибутов);

участие

родителей

в

оценке

и

контроле

за

деятельностью

ДОО

(например, оценка качества развивающей среды, приготовленной пищи, места

для сна и

т. п.);

оказание родителями дополнительных услуг (проведение экскурсий у

себя на работе, помощь педагогу в сопровождении детей на выставки, в

музеи и т. п.);

участие в разработке планирования планов, совместной деятельности

детей и взрослых (например, планирование конкурсов, акций, проектов и т.

д.).

Из

всего

многообразия

форм

взаимодействия

с

родителями

воспитанников мы выделили новые, перспективные формы сотрудничества,

которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в

педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Мы развиваем и

используем

как

традиционные

формы

это

родительские

собрания,

консультации,

беседы,

так

и

современные

инновационные

формы

родительские

клубы,

мастер-классы,

которые

помогают

активизировать

интерес

к

взаимодействию

родителей

с

детьми

и

педагогами,

например:

«День Земли», «Берегите природу» и другие. В процессе мастер-классов

родители отмечают, на сколько детям интересна та или иная деятельность,

чему они научились и чему хотят научиться. Проведение различных акций,

совместно с родителями, детьми и педагогами направлено на формирование

социальных

норм,

нравственных

качеств,

воспитание

уважительного

отношения к людям, истории, культуре и природе своей страны, например:

«С каждого по зернышку», «Покормите птиц зимой»; «Я сам посажу цветок»,

«Дедушкина медаль», «Игрушка для детей – руками взрослых» и т.д. Кроме

этого,

проводим

оздоровительные

мероприятия,

игры

с

педагогическим

содержанием,

открытые

просмотры

занятий

и

режимных

моментов.

Для

обратной связи применяем «почтовый ящик», «телефон доверия», «горячая

линия» на сайте учреждения. Ведем проектную деятельность, в процессе

реализации которых, происходит переход от понятия «работа с родителями» к

понятию

«взаимодействие»,

идет

поиск

совместного

языка

контакта

и

взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Так,

например,

родители участвовали в предложенных им проектах: «Вторая

жизнь упаковки»,

«Вода в доме», «Мой любимый домашний питомец» и

другие. По окончании работы над проектом родители с детьми защищали

свои авторские семейные проекты.

Сотрудниче ство

семьи

и

детского

сада

п р ед у с мат р и ва е т

«прозрачность» всего учебно - воспитательного процесса. В связи с этим

необходимо постоянно информировать родителей о содержании, формах и

методах

работы

с

детьми,

стремиться

включать

родителей

в

процесс

образования

их

детей

путем

организации

семейных

конкурсов:

«Развивающая

игра

для

ребенка

своими

руками»,

«Герб

моей

семьи»,

«Рождественская

игрушка»,

«Дары

осени»;

семейных

альбомов:

«Мой

малыш», «Папа, мама, я – замечательная семья»; газет: «Как мы провели

выходной», «Мой день рождения», «Папа мой – самый мировой».

Для

педагогического

просвещения

родителей

мы

организовали

«Библиотеку

для

родителей»,

которая

обеспечивает

родителей

художественной и популярной психолого - педагогической литературой. В

ней представлены тематические подборки из журналов и газет по проблемам

воспитания дошкольников. Мы организуем обсуждение различных статей

посредством проведения вечеров встреч, родительских чтений и диспутов с

родителями. Такая форма дает возможность родителям не только слушать

лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее

обсуждения.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги, всегда исходим

из представлений о своих родителях, как о современных людях, готовых к

обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Использование инновационных

форм сотрудничества с семьями воспитанников способствует объединению

педагогов,

родителей

и

детей

на

основе

общих

интересов,

привлекает

взрослых к проблемам детей, тем самым, повышая качество образовательного

процесса.

Таким образом, различные формы работы позволяют заинтересовать и

привлекать к участию в образовательной деятельности наших родителей,

способствуют сплочению в единый союз всех субъектов образовательного

процесса. От позитивного взаимодействия родителей и педагогов в работе

дошкольного

учреждения

выигрывают

все

субъекты

педагогического

процесса. Прежде всего – наши дети. И не только потому, что они узнают

что-то новое.

Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью

смотреть на своих родителей, которые, оказывается, так много знают, так

интересно рассказывают, у которых золотые руки.

Родители

принимают

активное

участие

в

жизни

детей,

тем

самым

лучше понимая и налаживая взаимоотношения.

Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что

позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения,

имеют

возможность

лучше

узнать

семьи,

понять

сильные

и

слабые

стороны

домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда

и просто поучиться

.

В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего

образования

и

стремящихся

обеспечить

его

для

своего

ребенка.

Родители

должны

быть

уверены,

что

детский

сад

всегда

поможет

им

в

решении

педагогических

проблем и в то же время не навредит. Педагоги, в свою

очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного

рода проблем - от материальных до хозяйственных.

А

в

самом

большом

выигрыше

находятся

дети,

ради

которых

и

осуществляется данное взаимодействие.

Список использованной литературы

1.

Асадуллина М.Н. Роль семьи в воспитании ребенка / М.Н. Асадуллина,

Т.П. Колодяжная // Теория и практика образования в современном мире:

материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012.

2. Абдуллина Д.А., Мавлюдова А.Ш. Современные формы взаимодействия с

семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. //Педагогический опыт:

теория, методика, практика. – 2016, № 2(7).

3. Дубровина Н.И. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной

организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

//Научные исследования: от теории к практике. – 2015, № 2(3).

4. Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ

взаимодействия ДОУ и семьи / Корзова М.А. - 2013.

5. Осипова Е.В., Кузина Т.А. Актуальные формы работы с родителями в

рамках реализации ФГОС ДО. – В сборнике материалов II Международной

научно-практической

конференции

«Дошкольное

образование:

опыт

и

перспективы развития», Чебоксары, 2017.



В раздел образования