Напоминание

Обучение грамматической стороне иноязычной речи


Автор: Кирстя Елена Васильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: п. Пригородный Каргопольского района Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Обучение грамматической стороне иноязычной речи
Раздел: среднее образование





Назад




Е.В. Кирстя,

учитель английского языка

МОУ «Павловская СШ»

п.Пригородный Каргопольского р-на

Обучение грамматической стороне иноязычной речи

Обучение практическому владению иностранным языком подразумевает

обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам устной и

письменной

речи,

которые

находятся

во

взаимосвязи

друг

с

другом.

Грамматика – один из основополагающих аспектов языка, т.к. полноценная

коммуникация

невозможна

без

владения

ею.

Главная

цель

в

обучении

грамматике связана с формированием грамматических речевых навыков

как одного из важнейших компонентов речевых умений в аудировании,

говорении, чтении и письме. Грамматика иностранного языка выполняет

образовательную

функцию:

позволяет

лучше

осознать

строй

родного

языка, и практическую функцию: обеспечивает правильное оформление

устных и письменных высказываний.

Под содержанием обучения грамматике понимают всё то, на основе чего

происходит развитие грамматических навыков. Содержание этой стороны

предполагает следующие компоненты: лингвистический, психологический

и дидактико-методический.

Лингвистический компонент

включает

в

себя

следующие

составные

части:

Грамматический минимум – это грамматические формы, структуры,

правила

изменения

слов.

Выделяют

активный

и

пассивный

грамматические

минимумы.

Активный

грамматический

минимум

составляют

грамматические

явления,

предназначенные

для

употребления

в

говорении

и

письменной

речи.

Пассивный

грамматический уровень составляют структуры и формы, которые

обучающиеся могут узнавать и понимать в тексте.

Объективные

трудности

усвоения

грамматических

явлений

это

трудности в морфологическом строе (временные формы, падежные

окончания) и синтаксическом строе (фиксированный порядок слов).

Грамматические понятия, отсутствующие в родном языке (артикль,

категории времён и др.)

Психологический

компонент

содержания

обучения

грамматике

иностранного языка включает в свою структуру:

учёт интересов и мотивов по овладению грамматической стороной

речи;

характер взаимодействия грамматических навыков с другими видами

обучения.

Дидактико-методический

компонент

управляет

деятельностью

обучающихся

по

освоению

грамматиче ского

материала.

Он

предусматривает

формирование

навыков

самостоятельной

работы

над

данной стороной речи, а именно навыки использования грамматических

таблиц, схем, справочников.

Методы обучения грамматической стороне иноязычной речи

Можно выделить следующие методы обучения грамматической стороне

иноязычной речи:

1.

Грамматико-переводной

метод

(анализ

и

перевод

текстов,

грамматических форм, встречающихся в этих текстах)

2.

Прямой метод (освоение грамматического строя языка проводится

натуральным методом, без объяснения правил)

3.

Сравнительный метод (на основе сравнения грамматических явлений

родного и изучаемого иностранного языка)

4.

Коммуникативный

метод

этом

случае

внимание

уделяется

правилам функционирования явлений в речи)

Методика работы над грамматической стороной речи включает в себя:

1.

Принципы

обучения.

Специальными

принципами

являются:

деятельностный

характер

освоения

грамматического

материала,

опора

на

наглядность

и

доступность,

принцип

сочетания

сознательности с практическими действиями и самостоятельность

при отработке грамматических структур.

2.

Работу над грамматическим материалом: создание грамматических

основ, совершенствование сформированных грамматических форм.

3.

Приёмы работы над грамматическим материалом: теоретический (с

опорой

на

схемы

и

правила)

и

практический

(организация

тренировок на основе упражнений)

4.

Контроль

и

оценка

уровня

сформированности

грамматических

навыков: в качестве контроля можно использовать задания, в которых

проверяются

навыки

узнавания

грамматических

явлений

и

соотнесения

грамматических

форм

с

признаками

оформления

предложений.

Грамматика – это теория данного языка, обобщение знаний о строе

слова

и

предложения.

Для

эффективного

усвоения

грамматического

материала необходимо рассмотреть обучение грамматике как средство

обучения, отобрать грамматический минимум, который определяется

действующей программой обучения, и обеспечить прочное овладение

этим

грамматическим

минимумом.

Таким

образом,

проблема

формирования грамматических навыков является одной из наиболее

актуальных в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в

формировании коммуникативной компетенции.

Список информационных источников

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория

и практика обучения языкам).- М.: Икар, 2009. – с. 448

2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М.:

Просвещение, 1985.-с.167.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и

методика: учеб. пособие.- М.: Академия, 2004.- с.108.

4. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным

языкам в средней школе.- М.: Высшая школа, 1982.- с.373

5. Дроздова Т.Ю., Маслова В. Г., Берестова А. И. English Grammar. Reference & Practice.

Version 2.0. СПб.: Антология, 2012.- с.424

6. Каушанская В.Л., Ковнер Р. Л. A Grammar of the English Language.-М.: Айрис Пресс,

2008. – с.381

7. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева.- М.: Советская

энциклопедия, 1990.- с.685

8. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие / отв. ред.

А. Н. Шамов.- М.: АСТ Москва; Восток-Запад, 2008. с.253

9. Dooley J., Evans V. Grammarway 3. L.: Express Publishing, 2000.- с.272



В раздел образования