Автор: Кирстя Елена Васильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: п. Пригородный Каргопольского района Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Обучение грамматической стороне иноязычной речи
Раздел: среднее образование
Е.В. Кирстя,
учитель английского языка
МОУ «Павловская СШ»
п.Пригородный Каргопольского р-на
Обучение грамматической стороне иноязычной речи
Обучение практическому владению иностранным языком подразумевает
обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам устной и
письменной
речи,
которые
находятся
во
взаимосвязи
друг
с
другом.
Грамматика – один из основополагающих аспектов языка, т.к. полноценная
коммуникация
невозможна
без
владения
ею.
Главная
цель
в
обучении
грамматике связана с формированием грамматических речевых навыков
как одного из важнейших компонентов речевых умений в аудировании,
говорении, чтении и письме. Грамматика иностранного языка выполняет
образовательную
функцию:
позволяет
лучше
осознать
строй
родного
языка, и практическую функцию: обеспечивает правильное оформление
устных и письменных высказываний.
Под содержанием обучения грамматике понимают всё то, на основе чего
происходит развитие грамматических навыков. Содержание этой стороны
предполагает следующие компоненты: лингвистический, психологический
и дидактико-методический.
Лингвистический компонент
включает
в
себя
следующие
составные
части:
Грамматический минимум – это грамматические формы, структуры,
правила
изменения
слов.
Выделяют
активный
и
пассивный
грамматические
минимумы.
Активный
грамматический
минимум
составляют
грамматические
явления,
предназначенные
для
употребления
в
говорении
и
письменной
речи.
Пассивный
грамматический уровень составляют структуры и формы, которые
обучающиеся могут узнавать и понимать в тексте.
Объективные
трудности
усвоения
грамматических
явлений
–
это
трудности в морфологическом строе (временные формы, падежные
окончания) и синтаксическом строе (фиксированный порядок слов).
Грамматические понятия, отсутствующие в родном языке (артикль,
категории времён и др.)
Психологический
компонент
содержания
обучения
грамматике
иностранного языка включает в свою структуру:
учёт интересов и мотивов по овладению грамматической стороной
речи;
характер взаимодействия грамматических навыков с другими видами
обучения.
Дидактико-методический
компонент
управляет
деятельностью
обучающихся
по
освоению
грамматиче ского
материала.
Он
предусматривает
формирование
навыков
самостоятельной
работы
над
данной стороной речи, а именно навыки использования грамматических
таблиц, схем, справочников.
Методы обучения грамматической стороне иноязычной речи
Можно выделить следующие методы обучения грамматической стороне
иноязычной речи:
1.
Грамматико-переводной
метод
(анализ
и
перевод
текстов,
грамматических форм, встречающихся в этих текстах)
2.
Прямой метод (освоение грамматического строя языка проводится
натуральным методом, без объяснения правил)
3.
Сравнительный метод (на основе сравнения грамматических явлений
родного и изучаемого иностранного языка)
4.
Коммуникативный
метод
(в
этом
случае
внимание
уделяется
правилам функционирования явлений в речи)
Методика работы над грамматической стороной речи включает в себя:
1.
Принципы
обучения.
Специальными
принципами
являются:
деятельностный
характер
освоения
грамматического
материала,
опора
на
наглядность
и
доступность,
принцип
сочетания
сознательности с практическими действиями и самостоятельность
при отработке грамматических структур.
2.
Работу над грамматическим материалом: создание грамматических
основ, совершенствование сформированных грамматических форм.
3.
Приёмы работы над грамматическим материалом: теоретический (с
опорой
на
схемы
и
правила)
и
практический
(организация
тренировок на основе упражнений)
4.
Контроль
и
оценка
уровня
сформированности
грамматических
навыков: в качестве контроля можно использовать задания, в которых
проверяются
навыки
узнавания
грамматических
явлений
и
соотнесения
грамматических
форм
с
признаками
оформления
предложений.
Грамматика – это теория данного языка, обобщение знаний о строе
слова
и
предложения.
Для
эффективного
усвоения
грамматического
материала необходимо рассмотреть обучение грамматике как средство
обучения, отобрать грамматический минимум, который определяется
действующей программой обучения, и обеспечить прочное овладение
этим
грамматическим
минимумом.
Таким
образом,
проблема
формирования грамматических навыков является одной из наиболее
актуальных в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в
формировании коммуникативной компетенции.
Список информационных источников
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория
и практика обучения языкам).- М.: Икар, 2009. – с. 448
2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М.:
Просвещение, 1985.-с.167.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и
методика: учеб. пособие.- М.: Академия, 2004.- с.108.
4. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным
языкам в средней школе.- М.: Высшая школа, 1982.- с.373
5. Дроздова Т.Ю., Маслова В. Г., Берестова А. И. English Grammar. Reference & Practice.
Version 2.0. СПб.: Антология, 2012.- с.424
6. Каушанская В.Л., Ковнер Р. Л. A Grammar of the English Language.-М.: Айрис Пресс,
2008. – с.381
7. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева.- М.: Советская
энциклопедия, 1990.- с.685
8. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие / отв. ред.
А. Н. Шамов.- М.: АСТ Москва; Восток-Запад, 2008. с.253
9. Dooley J., Evans V. Grammarway 3. L.: Express Publishing, 2000.- с.272