Автор: Ближенская Светлана Витальевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка индивидуального занятия с ребёнком ДЦП с использованием Лэпбука.
Тема: «Как Колобок телёнку Моне помогал»
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального занятия с ребёнком ДЦП с
использованием Лэпбука.
Тема занятия: «Как Колобок телёнку Моне помогал»
Цель: Развитие произносительной стороны речи.
Задачи:
- развивать подвижность органов артикуляции ; мимическую мускулатуру; снимать
мышечный тонус при помощи различных видов массажа и тренажёров.
- развивать речевое дыхание; слуховое внимание; функциональные возможности кистей
рук.
- закреплять навык произнесения звуков [А], [У], [О], [М] и их сочетаний;
- закреплять сенсорные эталоны: основные цвета и геометрические фигуры.
- воспитывать умение слушать и выполнять речевые инструкции.
Оборудование: зеркало, погремушка, картинки (Колобок, домик из фетра, дорожка с
вкладышами из геометрических фигур, корова, теленок Моня из фетра), массажёр, Су-
Джок, компьютер
Ход НОД
1.Вероника ,( Слава) посмотри сколько гостей к нам пришло. Давай с ними поиграем.
Игра «Погремушка»
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
в ручку ты ее возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушку
Отдохнут от шума ушки.
На гостей ты погляди
И тихонько погреми.
Погремушку убери и играть скорей иди.
Молодец! Хорошо поиграла. И гостей развеселила.
2.Организационный момент. Загадывание загадки.
Посмотри , кто пришел к нам в гости? (Спрятать колобок в песок .).
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел
Круглый бок, румяный бок
Кто же это колобок!
- Колобок пришёл к нам в гости и хочет с тобою поиграть и историю тебе рассказать.
- Но сначала давай сделаем массаж и Колобка научим.
- Ты колобок посиди и посмотри , а Вероника покажет как нужно делать массаж.
3. Массаж лица и шеи.
Лобик, лобик ты проснулся? (разглаживающие движения от центра к вискам и от бровей к
волосистой части головы)
Мы проснулись
Глазки, глазки вы проснулись?(спиралевидные движения от виска к центру)
Мы проснулись.
Щёчки, щёчки, вы проснулись? (мягкое пощипывание)
Мы проснулись.
Ушки, ушки, вы проснулись? (мягкие поглаживающие движения ушных раковин вверх и
вниз)
«Шейка, шейка, ты проснулась?» (поглаживающие движения сверху вниз)
«Я проснулась!»
3. Массаж кистей рук
«Ручки, ручки, вы проснулись?» (логопед за локти потряхивает руки ребенка)
Ручки смирно лежали и тихонько спали
А теперь они проснулись.
И тихонько потянулись.
Ручки наши растираем.( с массажной расчёской, ковриком. Су- Джоками)
Ручки наши расслабляем.
«Мы проснулись!
4.Мимическая гимнастика
Мы умеем улыбаться.
Мы умеем сердиться.
Мы умеем удивляться.
(Если у ребенка не получается выполнить упражнение, логопед помогает ребенку).
5.Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений фонетической ритмики на
произносимые звуки.
Сказка о Весёлом колобке.
Ручки у нас проснулись и другие части тела тоже. А вот язычок нет. Давай вместе с
колобком сделаем зарядку .
Открыл ротик «Окно»
Раз мы ротик открываем и как колобок зеваем .
Упражнение «Хоботок»
Губки в трубочку сложи, и колобку покажи.
Упражнение «Лопатка»
Колобок напёк блины,
со сметаною они.Блины были горячими и решил колобок их остудить. Открыл окно
широко , вот так (произнести длительно звук [А__], широко раскрыв рот); за окном
светило Солнышко (произнести длительно звук [О__]); дул Ветер (произнести длительно
звук [У__]). Колобок стал дразнить ветер (произносить многократно звукосочетание [ А У
О__…]).
6.Упражнение на дыхание «Подуй как ветерок»
Рассердился Ветер и подул очень сильно .Упал колобок с окошка , да вот беда дорожка
сломалась.
7.Игра «Выложи дорожку для Колобка»
-Давай починим дорожку ( из геометрических фигур) Найди фигуры в мешочке.
- Какая дорожка получилась? (длинная провести ладошкой по массажному коврику)
- Покатился колобок.
8. Закрепление произнесения звуков. Катится колобок . И видит на полянке стоит дом.
(Выставляется домик)
-Кто , кто в домике живёт? .Интересно стало колобку и стал он стучать в дверь, бить
кулачок о кулачок ТУК – ТУК.
- Открой дверь , посмотри кто там? Появляется телёнок (картинка в домике)
-Это телёнок Моня.
- Гулял, гулял Моня в лесу и маму потерял.
- Мычать он ещё не умеет как мама и поэтому мычал так М М М М.
-Как мычал Моня?
- Потом вот так МА, МО, МУ.Но корова телёнка не услышала.
- Тогда колобок решил ему помочь и стал учить звать маму.
9.Произнесение чистоговорки в сопровождении движений фонетической ритмики:
Наш малыш кричит с утра: «МА, МА».
Заблудился он в лесу, «МУ, МУ!»
10. Упражнение «Дорожка»: С использованием массажного коврика или мячика
Су-Джока:
По дорожке мы пойдём и коровушку найдём
руки скользят вперёд – назад по коврику
11.Пальчиковая гимнастика «Корова»
«Му – му – му ! – мычит корова - Пальчики собрать в кулачки, раскрыть.
Забодаю Катю с Вовой. Пальчики «рожками» к голове. «Бодаются»
Вы не пьете молоко? Погрозить пальчиком.
Убегайте далеко!» Бегут пальчиками по столу
12. Закрепление правильного произнесения звука. Упражнение « Спой песенку высоко –
низко» Произнеси слоги
Идут они , а на дороге стоит корова и мычит: МУ низким голосом ищет своего малыша. А
маленький теленок услышал маму корову и замычал высоким голосом : МУ. Стал телёнок
просить молока АМ-УМ –ОМ! Накормила его корова. Стал телёнок сытым , умным.
Какие мы молодцы ! Нашли маму, привели её к телёнку сказал колобок. И все вместе
пошли домой.
13. Пойдем по следам на тропинке. Это корова шла: следы большие. А это теленок бежал:
следы маленькие. Вот и пришли домой. (можно прохлопывать ритм )?
14. Итог занятия. Рефлексия.
- Молодец Вероника .Хорошо играла.
Тебе понравилось играть с колобком и телёнком Моней?
- Спасибо за занятие!