Автор: Мосина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 24
Населённый пункт: г. Мончегорск, Мурманской обл.
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности
Тема: " Домашние и дикие животные"
Раздел: дошкольное образование
Программное содержание: обобщение и систематизация знаний
детей по развитию речи по теме: « Домашние и дикие животные»
Коррекционно – образовательные задачи:
• Расширение словаря по теме: «Домашние и дикие животные» и
активизация.
• Совершенствование грамматического строя речи (употребление
предложно – падежных конструкций.
• Стимулирование речевой активности.
Коррекционно – развивающие задачи:
• Работа над предложением.
• Развитие речевого слуха.
• Развитие слухового, зрительного внимания, умения вслушиваться
в речь педагога.
• Развитие мелкой и общей моторики, координация речи с
движениями.
Оборудование: запись музыки , предметные картинки с
изображением домашних животных и их детёнышей; загадки.
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей, организует приветствие.
I.Организационный момент.
Воспитатель :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
Дети: - Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
Упр. «Улыбка» (мобилизация с элементами психогимнастики
воспитатель: Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и
волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды, плохое
настроение. Я “соберу” все огорчения в шкатулку и закрою её.
II. Введение в тему занятия:
Воспитатель: — Ребята, послушайте, что это за звук? ( жест на
ухо) — Это плачет оленёнок».
Оленёнок : — Я совсем пропал. Лёд на реке тонкий, кусочек
откололся и меня унесло. Теперь я не знаю, как вернуться к маме.
Воспитатель: — Ребята, поможем оленёнку вернуться домой к
маме.
Дети: - Да.
Воспитатель: — Подумайте , льдина откололась почему?
Дети: Стало тепло, лёд начал таять.
Воспитатель: Вы, ребята и ты олененок, не забывайте про
безопасное поведение на льду.
Воспитатель: Ребята, как можно помирить оленёнка с мамой .
Дети: попросить прощение, обещать так больше не делать.
Воспитатель: Спросите оленёнка , он живёт где?
Ребёнок: Оленёнок ,ты где живёшь?- в тундре.
Воспитатель: Это далёкий путь, а чтобы идти было веселее,
оленёнок приготовил трудные, но интересные задания.
— Первое задание уже ждет нас.
Давайте вспомним наше правило:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас играть:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить (хором).
III. Закрепление ранее изученного:
Воспитатель: Представьте, что мы на ферме. Там очень шумно.
Узнайте детёнышей по голосам и назовите их мам.
Д/И «Чьи же это малыши?»
- И-го-го,- заржал ребенок
Значит, это (жеребенок).
Ребенок: Это жеребенок. Его мама – лошадь.
Воспитатель: Му – у, - мычит в хлеву ребенок
Значит, это маленький (теленок).
Ребенок: Это теленок. Его мама - корова.
Воспитатель: Хрю,хрю, - захрюкал ребенок
Значит, это (поросенок).
Ребенок: Это поросенок. Его мама – свинья.
Воспитатель: Ме-е, - заблеял вдруг ребенок
Это маленький (козленок).
Ребенок: Это козленок. Его мама - коза.
Воспитатель: Чей – то маленький сынок
Вдруг залаял: Гав, гав!
- Я (щенок).
Ребенок: Это щенок. Его мама – собака.
Воспитатель: Жалобно, спросонок,
Мяукает… (котёнок)
По мере того, как дети называют
детенышей, воспитатель показывает им соответствующую фигуру.
Дети называют « маму»
Кошка,собака, коза, свинья, лошадь. Живут дома. Это животные
какие?
Медведь , волк, лиса, заяц, медведь, белка живут в дикой природе.
Это животные какие?
II задание « Домики перепутались». Дикие животные заблудились .
Помогите им. Дети расставляют животных к жилищам
Ребёнок должен сказать « Заяц живёт под кустом» и т.д.
Динамическая пауза « Зайцы бегали в лесу»
Воспитатель: Дети, хотите поиграть на полянке ? Представьте, что вы на
минутку превратились в лесных зверят.
Физкульминутка :
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
Серый волк тут прибежал,(имитация движений волка)
Рыжую лису прогнал.
А потом пришел медведь (имитация движений медведя)
И на волка стал реветь.(звукоподражание)
III задание . Оленёнок придумал загадки. Как вы догадались? Какое
словечко подсказало.
Щелкает орешки мелко, ну, конечно, это … ( белка)
Зимой белый, а летом серый ( заяц)
Зубато, серовато, по полю рыщет, овец ищет.( волк)
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый- краса!
а зовут её…( лиса)
Хозяин лесной. Просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит
в избушке снеговой. ( медведь)
IV задание « Кто лишний?»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
1. Лиса, медведь, заяц, кошка.
2. Белка, еж, волк, корова.
3. Бельчонок, лисенок, медведица, волчонок.
4.Корова, поросенок, собака, медведь.
Воспитатель: Пока задание выполняли, незаметно пришли к
оленёнку домой. Вон его олений дом виднеется. Кто там живёт, как вы
думаете?
Мама- олениха
Папа- олень
Семья – оленья .
А нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте подарим оленёнку нашу волшебную считалку про детский
сад.
Детский сад мы очень любим,
В нем расти, играть мы будем.
Счастливо оленёнок!
IV. Подведение итогов занятия.
1. Оценка работы детей.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось.
Вы сегодня все с большим желанием и интересом выполняли
задания, хорошо потрудились. Какие игры и задания вам
понравились?
Воспитатель и дети, стоя в кругу (вокруг стола) обсуждают, что
понравилось им на занятии, положительно оценивая работу каждого
ребенка).
Воспитатель: Спасибо вам. Давайте друг друга отблагодарим
аплодисментами.
Упражнение. «Аплодисменты»
(Способствует созданию эмоционального настроя, дает участникам
возможность обменяться чувствами.)
Воспитатель предлагает детям поаплодировать самим себе:
«Делать это мы будем так. Вика, кому бы ты хотел поаплодировать
и поблагодарить за занятие? – …. Вика подходит к выбранному
ребёнку и аплодирует ему. Тот, кому аплодировали, будет вторым.
Затем первый вместе со вторым подходит к тому, которого выбрал
второй, и они вместе аплодируют этому ребёнку. Затем втроем
аплодируют тому, которого выбрал третий, и т. д. В итоге они
аплодируют все вместе.