Напоминание

Восхождение к истокам


Автор: Захарова Антонина Стефановна
Должность: ГБОУ СОШ с. Черный Ключ
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Черный Ключ
Населённый пункт: с. Усакла Клявлинский район, Самарская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Восхождение к истокам
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя

общеобразовательная школа села Черный Ключ м.р.Клявлинский.

Программа внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Восхождение к истокам»

(для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

Срок реализации 3 года.

Захарова А.С., учитель

чувашского языка и литературы, высшей

квалификационной категории

2017 г.

с. Черный Ключ

Пояснительная записка

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям

родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на

всех ступенях обучения, путём внедрения национально-гуманитарного материала в содержание

общеобразовательных школьных предметов, а также введения факультативных курсов и программ

внеурочной деятельности Ознакомление с народными ремёслами может происходить и на

предметах познавательного цикла. Используя словесные, наглядные и игровые методы на уроках,

учителя могут дать детям элементарные

сведения о традициях и обрядах чувашского народа,

ремёслах,

своеобразии

национального

костюма

и

вышивки,

объяснить

разницу

понятий

«ремесло», «промысел», «искусство», чувашском фольклоре. Но особенно плодотворными для

ознакомления

с

народными

ремёслами

являются

практические

методы

обучения

на

уроках

«технологии», «изобразительного искусства», а также во внеурочной деятельности.

Актуальность программы.

Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие национально-

регионального образования. Рост национального самосознания народов Российской Федерации,

повышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов

выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств

развития

этнокультурных

потребностей

граждан

России

в

образовании

и

воспитании

подрастающего поколения в духе уважения и любви к родной культуре.

Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и

ведомственных документов. Необходимость разработки национально-регионального компонента

предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении, к

которому сказано: «Программу

региональную и отраслевые программы развития образования,

которые

учитывают

национальные

и

региональные

социально-экономические,

экологические,

культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к

ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в

соответствии с законодательством об образовании»

Для

современного

этапа

развития

общего

образования

актуальна

тенденция

к

постепенному

переходу к профильному обучению, что связано с обеспечением углубленного изучения отдельных

предметов программы полного общего образования, расширением возможностей социализации

учащихся. Переход к профильному обучению преследует не только вышеперечисленные цели, но и

необходим

для

реализации

учащимися

своих

интересов,

способностей,

самоопределения

в

направлении собственной деятельности. Изучение курса

программы кружка «Восхождение к

истокам» поможет учащимся в личностной ориентации при выборе будущей профессии.

Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они в истории, культуре и языке. Без

исторической

памяти

народа

нет

его

самосознания

и

самоутверждения

среди

других

наций.

Обращение

к

прошлому

собственной

национальной

культуры

помогает

нам

более

квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить её с культурой других народов, понимать

своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории

края и страны. Исследования в области народного искусства имеют серьёзный практический

смысл,

прежде

всего

для

его

современного

развития.

Правильное

направление

путей

этого

развития

предполагает

тесную

связь

современного

народного

искусства

с

национальными

традициями, с художественной культурой прошлого. Сегодня ученые пришли к пониманию того,

насколько важен процесс изучения прикладных ремёсел с образной этнокультурной символикой.

Чуваши всегда славились мастерством художественного изготовления предметов одежды, быта,

своим фольклором.

Цели и задачи кружка.

Цель: социокультуризация обучающихся на основе погружения в традиции и обычаи чувашского

народа, приобщение их к культурному наследию своего народа.

Задачи:

формировать личность учащегося, способного самостоятельно, равноправно выполнять

различные социальные роли;

прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном

материале;

формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;

расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития,

нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;

развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;

знать чувашские народные праздники, игры, песни и танцы;

развитие творческих способностей, эстетического вкуса на лучших образцах чувашского

декоративно-прикладного искусства народных ремесел и фольклора.

приобрести практические навыки изготовления предметов быта, одежды.

Такой подход позволяет изучать основы технологической (производственной ) культуры как

элемент общей культуры в классах гуманитарной, физико-математической и другой ориентации,

обеспечивая политехнический характер профильной подготовки и прикладной направленности

обучения.

Овладение перечисленными задачами дает возможность лучше подготовить учащихся к

социальной практике.

К работе по приобщению молодого поколения к народным ремёслам, традициям, культуре

необходимо привлечь и семью, так как народная педагогика – прежде всего, семейная. Этому будет

способствовать

новое

содержание

работы

с

родителями,

направленное

на

возрождение

и

дальнейшее развитие культуры народа.

Овладение перечисленными задачами дает возможность лучше подготовить учащихся к

профессиональной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать историю,

традиции и обычаи чувашского народа и народов, проживающих на

территории родного края;

- знать православные праздники и традиционные;

- приобретение навыков конструирования изготовления национальной одежды, предметов быта

и украшений;

-использование элементов традиционной чувашской вышивки в современной одежде;

сделать «своими» для детей фольклорные произведения чувашского народа.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь регулировать собственную деятельность, поведение;

- ставить и реализовывать свои цели;

- уметь преодолевать трудности;

Познавательные УУД:

- ставить и формулировать проблему;

- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе

творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в

соответствии с содержанием материала художественно-эстетического направления.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- умение сотрудничать с педагогом и в группе сверстников.

Личностные:

- осознание себя членом коллектива, общества, государства;

- ценностное отношение к семье, к истории России, к своему народу, к Родному краю;

- готовность и способность к профессиональному самоопределению;

- развитие самосознания, самоуважения, позитивной самооценки.

Программа рассчитана на 3 года в объеме 102 часов (34 часа в год) для учащихся 6-9

классов в возрасте от 12-14 лет.

Продолжительность занятия 40 мин. 1 раз в неделю.

Методы обучения:

1) Обяснительно – иллюстративный;

2) Исследовательский;

3) Практический;

4) Учебно-поисковый;

5) Проблемный.

Формы организации занятий:

1) Беседы, диалоги;

2) Круглые столы;

3) Дискуссии;

5) Игры;

6) Викторины;

7) Экскурсии;

8) Коллективно-творческие дела;

9) Видео и электронные презентации.

Формы и виды контроля: анкеты, тесты, викторины, конкурсы, проекты и участие в

мероприятиях художественоо- творческого направления различных уровней.

Материально – техническое обеспечение программы:

Необходимо применение технических средств обучения (ноутбук и мультимедийный проектор),

музыкальные инструменты, национальные костюмы.

Культура моего народа

(для учащихся 6 класса.)

Тема занятия

Количество часов

Форма

организации

УПД

Результат

Всего

Теоретическ

ие

Практичес

кие

Тема I

История чувашского

народа. Прошлое и

настоящее чувашей.

История чувашей

Самарской области и

нашего района.

2

2

-

Беседа.

Электронная

презентация

Знают

историю

чувашей

Самарской

области и

своего

района..

Устное народное

творчество

2

2

Беседа

Видиофильмы.

Сбор

материала.

Что такое фольклор.

2

1

1

Беседа

Слушание

Исполнение

песен.

чувашских

фольклорных

песен.

Разучивание

песни

«Кукушка»

Чувашские народные

игры. Разучивание

элементов игр.

3

1

2

Сбор материала

по детским

играм. Игры

«Лапта»

Сборник

игр.

Тема 2

Устное народное

творчество-мастерство

пения, народная

мудрость. Одежда и быт

чувашского народа.

6

2

4

Знакомство с

чувашскими

народными

сказками. песни

Разучивание

песен

сказочных

героев.

Презентация

«Чувашская

национальная

одежда», «Быт

чувашей»

Тест.

Макет

чувашской

одежды.

Чувашская национальная

одежда. Орнамент.

3

1

3

Изготовление

элемента

одежды (сари)

Рисунки

орнамента.

Календарные праздники

чувашского народа:

Чуклеме, сурхури, серен,

улах и т. д.

6

1

5

Подготовка и

проведение

чувашского

праздника

«Сирень»

(праздник

почитаемого

цветка)

Дискуссия

«Почетаемые

цветы народов

России»

Проект

праздника.

Чувашские народные

ремесла:

8

2

6

Вышивка

Проект

«Кисет» для

Вышивка,

бисероплетение, резьба

по дереву, гончарное

дело.

крестом и

гладью.

Национальный

орнамент.

Вышивка

бисером.

Резьба по

дереву.

участников

ВОВ.

Проект «Все профессии

хороши -выбирай на

вкус»

Праздник «Все

профессии

хороши

-выбирай на

вкус» с

приглашением

валяльщика

валенок.

Сценарий

праздника.

Итого

34 часа

12

22

Истоки творчества чувашской народности

(для учащихся 7 класса.)

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Форма

организации УПД

Результат

Всего

Теоретические

Практические

Прикладное

творчество

чувашей.

Национальный

орнамент,

узорное

ткачество.

2

1

1

Беседа . Сбор

материала по

прикладному

творчеству

чувашей.

Знают и

объясняют

понятие

прикладное

творчество

народа.

Национальный

костюм

чувашского

народа от

древности до

современности.

История

развития

4

1

3

Исследовательска

я работа.

Презентация

костюма.

Отличие

современного

чувашского

костюма от

древнего.

национального

костюма.

Математическая

основа

орнамента.

Основные

мотивы

национального

орнамента.

Различие

национальных

русских и

чувашских

орнаментов.

6

1

5

Практическая

работа по

составлению

чувашских и

русских

орнаментов

Дискуссия «Что

явилось основой

орнамента

народов России?»

Альбом

чувашских и

русских

орнаментов.

Умение

различать

чувашские и

русские

нарорнаменты.

Чувашская

праздничная

одежда.

2

1

1

Практическая

работа. Пошив

костюма для

куклы.

Кукла в

чувашской

национальна

одежде.

Элементы

национального

костюма чувашей

и их

предназначение.

1

1

-

Беседа.

Презентация.

Чувашские

традиции в

оформлении

интерьера

старинной избы.

Орудия труда и

предметов быта.

Чувашская изба

и ее убранство.

4

1

3

Практическая

работа..

Изготовление

экспонатов для

школьного

музея

Национальная

кухня.

8

1

7

Проект

«Национальная

кухня»

Презентация

проекта.

Народные

художественные

промыслы.

Скульптура,

ткачество,

2

1

1

Беседа.

Презентация.

Знают историю

появления

народных

промыслов.

плетение из

лыка.

Работа над

созданием

школьного музея

«Чувашская

изба»

Музеевед,

Экскурсовод, что

общее в этих

профессиях?

5

-

5

Практическая

работа.

Дискуссия.

Открытие

музея

«Чувашская

изба»

Итого

34

8

26

Чувашский фольклор

(для учащихся 8-9 классов)

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов

Форма

организации

УПД

Результат

Всего

Теоретическ

ие

Практичес

кие

Чувашский фольклор-это

жизнь и история нашего

народа.

2

2

Беседа

Прослушиван

ие записей

фольклорных

песен семьи

Мельниковых.

Различают

фольклорные

песни от

эстрадных

Творчество чувашских

писателей, поэтов,

драматургов, певцов,

актеров. Профессия или

призвание?

4

4

Презентация.

Экскурсия в

районный

краеведческий

музей.

Реферат.

«Быть певцом

профессия

или

призвание?»

Старинные чувашские

песни, напевы.

Собиратель песен. Кто

он?

4.

1

3

Встреча с

носителями

старинных

песен,

напевов.

Запись песен

для музея и их

Сборник

песен.

исполнение.

Чувашские

национальные праздники

и обрядовые песни.

6

1

5

Презентация

«Обрядовые

песни».

Разучивание.

Сборник

обрядовых

песен.

Колыбельные песни.

1

1

Хороводные танцы.

2

2

Разучивание

движений

чувашского

танца.

Исполняют

хороводные

чувашские

песни.

Хороводные песни.

2

2

Участие в

хороводном

празднике

села

«Березка»

Сценарий

праздника.

Современные чувашские

эстрадные песни и

танцы.

2

2

Посещение

концерта

чувашского

ансамбля

«Ласточка».

Разучивание

песен.

Чувашский детский

праздник «Уяв»

5

5

Подготовка к

празднику.

Проект

праздника.

Выступление

с программой

фольклорного

концерта.

Чувашский

национальный праздник

«Акатуй»

5

5

Подготовка к

празднику.

Сценарий

праздника.

Праздник «Мы -вместе!»

Праздник для

ветеранов

ВОВ,

тружеников

тыла.

Программа

концерта.

Итого

34

8

26

Литература

Пособия, рекомендованные к использованию при работе с данным курсом

1.

Иванов, В. П., Николаев В. В., Дмитриев В. Д. Чуваши : этническая история и

традиционная культура. – М., 2000 г.

2.

Иванов В. П., Матвеев Г .Б., Егоров Н. И. Культура Чувашского края. Учебное пособие.

– М., 1995 г.

3.

«Вестник образования» декабрь № 4. – М. 2002 г.

4.

Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа : этнопедагогический очерк. –

Чебоксары, 1970 г.

5.

Ерёменко Т . И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов : Технология

ручной вышивки / Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2000 г. – 160 с.: ил.

6.

Кружская Ю. В., Кизеева Н. И., Сазонова Л. В., Симоненко В. Д. Технология / Учебник

для уч. 5 кл. общеобраз. Шк. – М. 2000г.

20.

Симоненко В. Д., Крупская Ю. В., Кожина О. А. Технология / Учебник для учащихся 6

кл. общеобраз. шк. / вариант для девочек / – М. 2002 г.

21.

Симоненко В. Д. , Табурчак О. В., Синица Н .В. Технология / Учебник для учщ. 7 кл.

общеобраз шк. / вариант для девочек / – М. 2000 г.

22.

Чернякова В. Н. Технология обработки ткани / Учебник для 5 класса

общеобразовательных учреждений 2-е издание – М. 1999г.

23.

Чернякова В. Н. Технология обработки ткани / Учебник для 6 класса

общеобразовательных учреждений 4-е издание. – М. 2000 г.

24.

Чернякова В. Н. Технология обработки ткани / Учеб для 7-9 кл. общеобразоват.

Учреждений – 3-е издание. – М 2000 г.



В раздел образования