Автор: Захарова Антонина Стефановна
Должность: ГБОУ СОШ с. Черный Ключ
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Черный Ключ
Населённый пункт: с. Усакла Клявлинский район, Самарская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Восхождение к истокам
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа села Черный Ключ м.р.Клявлинский.
Программа внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Восхождение к истокам»
(для учащихся возраста от 12 до 15 лет)
Срок реализации 3 года.
Захарова А.С., учитель
чувашского языка и литературы, высшей
квалификационной категории
2017 г.
с. Черный Ключ
Пояснительная записка
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям
родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на
всех ступенях обучения, путём внедрения национально-гуманитарного материала в содержание
общеобразовательных школьных предметов, а также введения факультативных курсов и программ
внеурочной деятельности Ознакомление с народными ремёслами может происходить и на
предметах познавательного цикла. Используя словесные, наглядные и игровые методы на уроках,
учителя могут дать детям элементарные
сведения о традициях и обрядах чувашского народа,
ремёслах,
своеобразии
национального
костюма
и
вышивки,
объяснить
разницу
понятий
«ремесло», «промысел», «искусство», чувашском фольклоре. Но особенно плодотворными для
ознакомления
с
народными
ремёслами
являются
практические
методы
обучения
на
уроках
«технологии», «изобразительного искусства», а также во внеурочной деятельности.
Актуальность программы.
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие национально-
регионального образования. Рост национального самосознания народов Российской Федерации,
повышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов
выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств
развития
этнокультурных
потребностей
граждан
России
в
образовании
и
воспитании
подрастающего поколения в духе уважения и любви к родной культуре.
Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и
ведомственных документов. Необходимость разработки национально-регионального компонента
предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении, к
которому сказано: «Программу
региональную и отраслевые программы развития образования,
которые
учитывают
национальные
и
региональные
социально-экономические,
экологические,
культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к
ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в
соответствии с законодательством об образовании»
Для
современного
этапа
развития
общего
образования
актуальна
тенденция
к
постепенному
переходу к профильному обучению, что связано с обеспечением углубленного изучения отдельных
предметов программы полного общего образования, расширением возможностей социализации
учащихся. Переход к профильному обучению преследует не только вышеперечисленные цели, но и
необходим
для
реализации
учащимися
своих
интересов,
способностей,
самоопределения
в
направлении собственной деятельности. Изучение курса
программы кружка «Восхождение к
истокам» поможет учащимся в личностной ориентации при выборе будущей профессии.
Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они в истории, культуре и языке. Без
исторической
памяти
народа
нет
его
самосознания
и
самоутверждения
среди
других
наций.
Обращение
к
прошлому
собственной
национальной
культуры
помогает
нам
более
квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить её с культурой других народов, понимать
своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории
края и страны. Исследования в области народного искусства имеют серьёзный практический
смысл,
прежде
всего
для
его
современного
развития.
Правильное
направление
путей
этого
развития
предполагает
тесную
связь
современного
народного
искусства
с
национальными
традициями, с художественной культурой прошлого. Сегодня ученые пришли к пониманию того,
насколько важен процесс изучения прикладных ремёсел с образной этнокультурной символикой.
Чуваши всегда славились мастерством художественного изготовления предметов одежды, быта,
своим фольклором.
Цели и задачи кружка.
Цель: социокультуризация обучающихся на основе погружения в традиции и обычаи чувашского
народа, приобщение их к культурному наследию своего народа.
Задачи:
формировать личность учащегося, способного самостоятельно, равноправно выполнять
различные социальные роли;
прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном
материале;
формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;
расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития,
нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
знать чувашские народные праздники, игры, песни и танцы;
развитие творческих способностей, эстетического вкуса на лучших образцах чувашского
декоративно-прикладного искусства народных ремесел и фольклора.
приобрести практические навыки изготовления предметов быта, одежды.
Такой подход позволяет изучать основы технологической (производственной ) культуры как
элемент общей культуры в классах гуманитарной, физико-математической и другой ориентации,
обеспечивая политехнический характер профильной подготовки и прикладной направленности
обучения.
Овладение перечисленными задачами дает возможность лучше подготовить учащихся к
социальной практике.
К работе по приобщению молодого поколения к народным ремёслам, традициям, культуре
необходимо привлечь и семью, так как народная педагогика – прежде всего, семейная. Этому будет
способствовать
новое
содержание
работы
с
родителями,
направленное
на
возрождение
и
дальнейшее развитие культуры народа.
Овладение перечисленными задачами дает возможность лучше подготовить учащихся к
профессиональной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать историю,
традиции и обычаи чувашского народа и народов, проживающих на
территории родного края;
- знать православные праздники и традиционные;
- приобретение навыков конструирования изготовления национальной одежды, предметов быта
и украшений;
-использование элементов традиционной чувашской вышивки в современной одежде;
сделать «своими» для детей фольклорные произведения чувашского народа.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь регулировать собственную деятельность, поведение;
- ставить и реализовывать свои цели;
- уметь преодолевать трудности;
Познавательные УУД:
- ставить и формулировать проблему;
- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием материала художественно-эстетического направления.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение сотрудничать с педагогом и в группе сверстников.
Личностные:
- осознание себя членом коллектива, общества, государства;
- ценностное отношение к семье, к истории России, к своему народу, к Родному краю;
- готовность и способность к профессиональному самоопределению;
- развитие самосознания, самоуважения, позитивной самооценки.
Программа рассчитана на 3 года в объеме 102 часов (34 часа в год) для учащихся 6-9
классов в возрасте от 12-14 лет.
Продолжительность занятия 40 мин. 1 раз в неделю.
Методы обучения:
1) Обяснительно – иллюстративный;
2) Исследовательский;
3) Практический;
4) Учебно-поисковый;
5) Проблемный.
Формы организации занятий:
1) Беседы, диалоги;
2) Круглые столы;
3) Дискуссии;
5) Игры;
6) Викторины;
7) Экскурсии;
8) Коллективно-творческие дела;
9) Видео и электронные презентации.
Формы и виды контроля: анкеты, тесты, викторины, конкурсы, проекты и участие в
мероприятиях художественоо- творческого направления различных уровней.
Материально – техническое обеспечение программы:
Необходимо применение технических средств обучения (ноутбук и мультимедийный проектор),
музыкальные инструменты, национальные костюмы.
Культура моего народа
(для учащихся 6 класса.)
Тема занятия
Количество часов
Форма
организации
УПД
Результат
Всего
Теоретическ
ие
Практичес
кие
Тема I
История чувашского
народа. Прошлое и
настоящее чувашей.
История чувашей
Самарской области и
нашего района.
2
2
-
Беседа.
Электронная
презентация
Знают
историю
чувашей
Самарской
области и
своего
района..
Устное народное
творчество
2
2
Беседа
Видиофильмы.
Сбор
материала.
Что такое фольклор.
2
1
1
Беседа
Слушание
Исполнение
песен.
чувашских
фольклорных
песен.
Разучивание
песни
«Кукушка»
Чувашские народные
игры. Разучивание
элементов игр.
3
1
2
Сбор материала
по детским
играм. Игры
«Лапта»
Сборник
игр.
Тема 2
Устное народное
творчество-мастерство
пения, народная
мудрость. Одежда и быт
чувашского народа.
6
2
4
Знакомство с
чувашскими
народными
сказками. песни
Разучивание
песен
сказочных
героев.
Презентация
«Чувашская
национальная
одежда», «Быт
чувашей»
Тест.
Макет
чувашской
одежды.
Чувашская национальная
одежда. Орнамент.
3
1
3
Изготовление
элемента
одежды (сари)
Рисунки
орнамента.
Календарные праздники
чувашского народа:
Чуклеме, сурхури, серен,
улах и т. д.
6
1
5
Подготовка и
проведение
чувашского
праздника
«Сирень»
(праздник
почитаемого
цветка)
Дискуссия
«Почетаемые
цветы народов
России»
Проект
праздника.
Чувашские народные
ремесла:
8
2
6
Вышивка
Проект
«Кисет» для
Вышивка,
бисероплетение, резьба
по дереву, гончарное
дело.
крестом и
гладью.
Национальный
орнамент.
Вышивка
бисером.
Резьба по
дереву.
участников
ВОВ.
Проект «Все профессии
хороши -выбирай на
вкус»
Праздник «Все
профессии
хороши
-выбирай на
вкус» с
приглашением
валяльщика
валенок.
Сценарий
праздника.
Итого
34 часа
12
22
Истоки творчества чувашской народности
(для учащихся 7 класса.)
Учебно-тематический план
Тема занятия
Количество часов
Форма
организации УПД
Результат
Всего
Теоретические
Практические
Прикладное
творчество
чувашей.
Национальный
орнамент,
узорное
ткачество.
2
1
1
Беседа . Сбор
материала по
прикладному
творчеству
чувашей.
Знают и
объясняют
понятие
прикладное
творчество
народа.
Национальный
костюм
чувашского
народа от
древности до
современности.
История
развития
4
1
3
Исследовательска
я работа.
Презентация
костюма.
Отличие
современного
чувашского
костюма от
древнего.
национального
костюма.
Математическая
основа
орнамента.
Основные
мотивы
национального
орнамента.
Различие
национальных
русских и
чувашских
орнаментов.
6
1
5
Практическая
работа по
составлению
чувашских и
русских
орнаментов
Дискуссия «Что
явилось основой
орнамента
народов России?»
Альбом
чувашских и
русских
орнаментов.
Умение
различать
чувашские и
русские
нарорнаменты.
Чувашская
праздничная
одежда.
2
1
1
Практическая
работа. Пошив
костюма для
куклы.
Кукла в
чувашской
национальна
одежде.
Элементы
национального
костюма чувашей
и их
предназначение.
1
1
-
Беседа.
Презентация.
Чувашские
традиции в
оформлении
интерьера
старинной избы.
Орудия труда и
предметов быта.
Чувашская изба
и ее убранство.
4
1
3
Практическая
работа..
Изготовление
экспонатов для
школьного
музея
Национальная
кухня.
8
1
7
Проект
«Национальная
кухня»
Презентация
проекта.
Народные
художественные
промыслы.
Скульптура,
ткачество,
2
1
1
Беседа.
Презентация.
Знают историю
появления
народных
промыслов.
плетение из
лыка.
Работа над
созданием
школьного музея
«Чувашская
изба»
Музеевед,
Экскурсовод, что
общее в этих
профессиях?
5
-
5
Практическая
работа.
Дискуссия.
Открытие
музея
«Чувашская
изба»
Итого
34
8
26
Чувашский фольклор
(для учащихся 8-9 классов)
Учебно-тематический план.
Тема занятия
Количество часов
Форма
организации
УПД
Результат
Всего
Теоретическ
ие
Практичес
кие
Чувашский фольклор-это
жизнь и история нашего
народа.
2
2
Беседа
Прослушиван
ие записей
фольклорных
песен семьи
Мельниковых.
Различают
фольклорные
песни от
эстрадных
Творчество чувашских
писателей, поэтов,
драматургов, певцов,
актеров. Профессия или
призвание?
4
4
Презентация.
Экскурсия в
районный
краеведческий
музей.
Реферат.
«Быть певцом
профессия
или
призвание?»
Старинные чувашские
песни, напевы.
Собиратель песен. Кто
он?
4.
1
3
Встреча с
носителями
старинных
песен,
напевов.
Запись песен
для музея и их
Сборник
песен.
исполнение.
Чувашские
национальные праздники
и обрядовые песни.
6
1
5
Презентация
«Обрядовые
песни».
Разучивание.
Сборник
обрядовых
песен.
Колыбельные песни.
1
1
Хороводные танцы.
2
2
Разучивание
движений
чувашского
танца.
Исполняют
хороводные
чувашские
песни.
Хороводные песни.
2
2
Участие в
хороводном
празднике
села
«Березка»
Сценарий
праздника.
Современные чувашские
эстрадные песни и
танцы.
2
2
Посещение
концерта
чувашского
ансамбля
«Ласточка».
Разучивание
песен.
Чувашский детский
праздник «Уяв»
5
5
Подготовка к
празднику.
Проект
праздника.
Выступление
с программой
фольклорного
концерта.
Чувашский
национальный праздник
«Акатуй»
5
5
Подготовка к
празднику.
Сценарий
праздника.
Праздник «Мы -вместе!»
Праздник для
ветеранов
ВОВ,
тружеников
тыла.
Программа
концерта.
Итого
34
8
26
Литература
Пособия, рекомендованные к использованию при работе с данным курсом
1.
Иванов, В. П., Николаев В. В., Дмитриев В. Д. Чуваши : этническая история и
традиционная культура. – М., 2000 г.
2.
Иванов В. П., Матвеев Г .Б., Егоров Н. И. Культура Чувашского края. Учебное пособие.
– М., 1995 г.
3.
«Вестник образования» декабрь № 4. – М. 2002 г.
4.
Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа : этнопедагогический очерк. –
Чебоксары, 1970 г.
5.
Ерёменко Т . И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов : Технология
ручной вышивки / Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2000 г. – 160 с.: ил.
6.
Кружская Ю. В., Кизеева Н. И., Сазонова Л. В., Симоненко В. Д. Технология / Учебник
для уч. 5 кл. общеобраз. Шк. – М. 2000г.
20.
Симоненко В. Д., Крупская Ю. В., Кожина О. А. Технология / Учебник для учащихся 6
кл. общеобраз. шк. / вариант для девочек / – М. 2002 г.
21.
Симоненко В. Д. , Табурчак О. В., Синица Н .В. Технология / Учебник для учщ. 7 кл.
общеобраз шк. / вариант для девочек / – М. 2000 г.
22.
Чернякова В. Н. Технология обработки ткани / Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений 2-е издание – М. 1999г.
23.
Чернякова В. Н. Технология обработки ткани / Учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений 4-е издание. – М. 2000 г.
24.
Чернякова В. Н. Технология обработки ткани / Учеб для 7-9 кл. общеобразоват.
Учреждений – 3-е издание. – М 2000 г.