Напоминание

Основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста


Автор: Фролова Надежда Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного

возраста

Содержание

Эстетическое воспитание — определение

Игра

Творчество

Воспитание вкуса

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей

существуют?

Роль окружающего пространства

Природа в эстетическом воспитании

Архитектура и искусство

Литература, музыка, театр

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате

которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить

искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с

первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное

вокруг

Эстетическое воспитание — определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным

восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному

труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной

системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-

эстетические чувства, воображение и фантазию.

Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия

на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего

мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание

эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако

познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей

системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами

искусства составляет предмет художественного воспитания.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы,

красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них

чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано.

Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу

положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе

эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в

сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ

гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их

эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако

существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание

дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.

Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться

формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний.

Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие

красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и

сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного

возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать

легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога

потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к

прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и

стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно

переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений,

представлений о мире красоты.

Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это

и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и

изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение

действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и

вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей

дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих

способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить

задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных

впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Игра

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит

применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни,

реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на

начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников.

Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием

замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют

смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре

происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили

шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода,

представляя себе взрослую жизнь.

Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит

преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного

положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов.

Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными

постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они

комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или

придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют

сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями.

Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с

загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость

придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров

учиться искренности у деток.

Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Творчество

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение

эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и

повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся

средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра

произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто

копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения

к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей

ребенка.

Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для

достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и

собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в

передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических

способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие

ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке,

музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему

прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его

потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в

музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой

художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и

желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и

вызывает желание учиться.

Песочная анимация — увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие

рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими

художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою

лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей

дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.

Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых

занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина

успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности

малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Воспитание вкуса

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на

духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем

прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком

осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво

одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития

эстетического вкуса у детей.

Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи,

музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному

возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И.

Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить

ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.

Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного

возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы

гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут

чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети

учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать.

Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе,

чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое

наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем

нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать

чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и

комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное

место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту

ребятам.

Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя

и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих

способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также

для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и

интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического

воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления,

побуждения, переживания.

Формы работы

Режимные моменты:

Индивидуальные

Подгрупповые

Совместная деятельность педагога с детьми:

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Самостоятельная деятельность детей:

Индивидуальные

Наблюдение.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы.

Игра.

Игровое упражнение.

Проблемная ситуация.

Конструирование из песка.

Лепка, рисование, аппликация.

Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.).

Создание коллекций.

НОД (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка).

Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр.

Экспериментирование.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта,

произведений искусства.

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).

Тематические досуги.

Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений

живописи.

Проектная деятельность.

Украшение личных предметов.

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта,

произведений искусства.

Самостоятельная изобразительная деятельность.



В раздел образования