Автор: Фролова Надежда Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного
возраста
Содержание
Эстетическое воспитание — определение
Игра
Творчество
Воспитание вкуса
Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей
существуют?
Роль окружающего пространства
Природа в эстетическом воспитании
Архитектура и искусство
Литература, музыка, театр
Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате
которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить
искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с
первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.
Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное
вокруг
Эстетическое воспитание — определение
Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным
восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному
труду и жизни, к быту и природе.
Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной
системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-
эстетические чувства, воображение и фантазию.
Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия
на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего
мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание
эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако
познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей
системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами
искусства составляет предмет художественного воспитания.
Роль эстетического воспитания в развитии ребенка
С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы,
красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них
чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано.
Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу
положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе
эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в
сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ
гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их
эстетических чувств и представлений.
Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако
существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание
дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.
Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет
Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться
формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний.
Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие
красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и
сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного
возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать
легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога
потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к
прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и
стремлениями.
Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно
переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений,
представлений о мире красоты.
Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания
Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это
и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и
изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение
действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и
вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей
дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих
способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить
задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных
впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.
Игра
Подражание – это один из способов выражения детского творчества.
Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит
применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни,
реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на
начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников.
Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием
замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют
смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре
происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили
шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода,
представляя себе взрослую жизнь.
Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания
Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит
преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного
положения.
Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов.
Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными
постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они
комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или
придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют
сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями.
Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с
загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость
придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров
учиться искренности у деток.
Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос
Творчество
Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение
эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и
повествование.
Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся
средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра
произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто
копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения
к воспринятой информации.
Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей
ребенка.
Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой
Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для
достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и
собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в
передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических
способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие
ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке,
музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему
прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его
потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в
музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой
художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и
желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и
вызывает желание учиться.
Песочная анимация — увлекательный вид творчества
Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие
рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими
художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою
лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.
Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей
дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.
Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития
Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых
занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина
успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности
малышей и успешном художественно-творческом воспитании.
Воспитание вкуса
Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на
духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем
прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком
осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво
одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития
эстетического вкуса у детей.
Чтение книг важное средство эстетического воспитания
Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи,
музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному
возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И.
Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить
ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.
Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков
Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного
возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы
гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут
чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети
учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать.
Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе,
чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое
наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем
нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать
чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и
комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное
место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту
ребятам.
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя
и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих
способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также
для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и
интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического
воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления,
побуждения, переживания.
Формы работы
Режимные моменты:
Индивидуальные
Подгрупповые
Совместная деятельность педагога с детьми:
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Самостоятельная деятельность детей:
Индивидуальные
Наблюдение.
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы.
Игра.
Игровое упражнение.
Проблемная ситуация.
Конструирование из песка.
Лепка, рисование, аппликация.
Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.).
Создание коллекций.
НОД (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка).
Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр.
Экспериментирование.
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта,
произведений искусства.
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).
Тематические досуги.
Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений
живописи.
Проектная деятельность.
Украшение личных предметов.
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта,
произведений искусства.
Самостоятельная изобразительная деятельность.