Напоминание

«Учет индивидуальных особенностей развития учащихся, как основа дифференцированного подхода в условиях введения ФГОС»


Автор: Арманова Мария Эдуардовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Саранпауль
Наименование материала: статья
Тема: «Учет индивидуальных особенностей развития учащихся, как основа дифференцированного подхода в условиях введения ФГОС»
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Саранпаульская СОШ»

Методические рекомендации для педагогов

«Учет индивидуальных особенностей развития учащихся, как

основа дифференцированного подхода в условиях введения

ФГОС»

Подготовила:

учитель английского языка

Арманова М.Э.

2020г.

« Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна, прежде всего

узнать его тоже во всех отношениях».

К. Д. Ушинский

В свете сложившихся новых тенденций возникла необходимость создания системы

интегрированного

обучения

и

воспитания

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

педагогические

условия

в

котором

будут

соответствовать

развитию

и

возможностям как детей с особыми образовательными потребностями в развитии.

В настоящее время помощь детям с проблемами в развитии оказывается в различных

видах

образовательных

учреждений,

которые

рассчитаны

на

дифференцированное

воспитание и обучение детей с отклонениями развития в зависимости от характера и

степени

выраженности

нарушения,

в

соответствии

первичными,

вторичными

отклонениями у детей одной категории.

П о д дифференцированным

обучением

обычно

понимают

форму

организации

учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный

подход

важный

психолого-педагогический

принцип,

учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

То, что обучение и воспитание, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем

развития

ребёнка,-

это

установленный

и

многократно

проверенный

факт,

который

невозможно оспаривать.

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия

обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития,

как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические

особенности

детей,

разные

уровни

их

умственных

способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого

ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях школы это

возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики

считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени

самостоятельности детей при выполнении заданий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и

учёта результатов.

Дифференциация

в

современном

понимании

это

учет

индивидуальных

особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо

особенностей для отдельного обучения.

Сущность

дифференцированного

подхода

заключается

в

организации

учебного

процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для

эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм

обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников. Такой

подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и

методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может

меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно

состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход

необходим на всех этапах обучения.

Неотъемлемая часть коррекционных занятий с детьми с отклонениями в развитии –

оптимизация

условий

учебно-воспитательной

деятельности

в

процессе

специальной

коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется на всех занятиях и во

внеурочное

время.

Во

время

проведения

учебно-коррекционной

работы

с

детьми,

имеющими отклонения в развитии, необходимо придерживаться следующих правил:

осуществлять

индивидуальный

подход

к

каждому

из

детей

на

уроках

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о г о

ц и к л а ;

• предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства

(чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение

материала

небольшими

дозами,

оказание

дозированной

помощи,

интересный

д и д а к т и ч е с к и й

м а т е р и а л

и

т .

д . ) ;

• в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно

максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и

с ф о р м и р о в а т ь

н е о б х о д и м ы е

у ч е б н ы е

н а в ы к и ;

• в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий,

обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а

т а к ж е

о б о г а щ е н и я

и х

з н а н и й

о б

о к р у ж а ю щ е м

м и р е ;

во

время

работы

с

детьми,

имеющими

отклонения

в

развитии,

педагог

должен

проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи

детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в

собственные силы и возможности (Н.Н. Малофеев).

Коррекционная

педагогика

определяет

методы

обучения

и

воспитания

детей

с

отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.

Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на

физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с

такими

детьми

зависит

от

глубины

изучения

всего

комплекса

черт

и

явлений,

составляющих

особенность

их

психической

деятельности.

Знание

индивидуальных

особенностей каждого школьника помогает педагогу найти наиболее целесообразный

подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной

стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие

распространяется

на

все

стороны

личности,

с

другой

адресуется

к

отдельным

недочетам.

В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является

основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с

различными

отклонениями

в

развитии

создает

условия

для

успешного

развития

гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и

навыков, для его психофизического здоровья. При этом нужно обратить внимание на

разнообразную специфику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным откло-

нением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характерные особенности

психического и физического развития.

Дети с отклонениями развития нуждаются в индивидуальном подходе с самого

начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей

с

различными

отклонениями

в

развитии

создает

условия

для

успешного

развития

гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и

навыков, для его психофизического здоровья.

При осуществлении индивидуального подхода учитываются:

- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие

ребенка,

-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы

- возрастные и индивидуальные особенности детей,

- создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей,

возможностей.

- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

- тип темперамента.

Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести

индивидуальную

последовательную

работу

с

каждым

ребенком.

Для

некоторых

категорий

детей

индивидуальные

занятия

являются

одним

из

основных

условий

развития.

Обязательным

этапом

на

занятиях

является

применение

здоровьесберегающих

технологий:

остеопатическая гимнастика,

игровой час после сна,

динамические паузы,

артикуляционная гимнастика.

пальчиковая гимнастика,

подвижные игры,

дорожки здоровья – ходьба,

дыхательная гимнастика

ЛФК,

арт-терапия,

музыкотерапия,

сказкотерапия,

психогимнатика,

Вся

моя

деятельность

и

деятельность

всех

педагогов,

работающих

с

детьми

с

ограниченными

возможностями,

направлена

на

устранение

причин

трудностей

воспитания и обучения и успешной адаптации в общество.

Та к и м

о б р а з ом, дифференцированный

подход

и

учет

индивидуальных

особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в

развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Индивидуальный

и

дифференцированный

подход

в

обучении

учащихся

имеет

немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем

подготовленности.

Учебные

мотивы,

как

правило,

не

сформированы,

преобладают

игровые. Период адаптации к школьной жизни, к учебной и трудовой деятельности у них

протекает очень медленно и по-разному. В начальном периоде обучения всем детям

свойствен

очень

низкий

уровень

самостоятельности,

все

они

нуждаются

в

помощи

учителя.

Результаты

выполнения

ими

заданий

нередко

зависят

от

незначительных

факторов (ребенок хочет домой, его обидели). Поэтому один и тот же ученик может по-

разному выполнять одинаковые по сложности задания.

Данная работа ведется по этапам.

1 этап Цель: определить возможности и трудности школьников, сгруппировать их с

целью дальнейшего обучения.

Это возможно лишь в результате комплексного и динамического исследования

детей.

Предварительное

изучение

материалов,

собранных

медико-педагогической

комиссией (протокол, медицинская карта, личное дело), и беседы со школьным врачом

предоставляют необходимые сведения. Это данные о внимании и памяти учеников, их

работоспособности, об умственном развитии, практическом опыте, а также о структуре

дефекта

и

наличии

различных

осложнений

(церебрастенический

синдром,

психопатоподобное поведение, нарушение зрения, двигательной сферы и т. д.)

Основное

значение

для

изучения

школьников

имеют

текущие

наблюдения,

проводимые планомерно и систематически

Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с

работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируется задания, намечаются

пути и приемы работы с конкретными детьми.

В качестве сопоставляемых показателей могут выступать следующие: понимание

материала

при

фронтальном

объяснении;

умение

обобщить

полученные

знания

и

применить их при выполнении однотипных или новых простых или сложных заданий, в

самостоятельной работе; восприимчивость к помощи.

2 этап. Учащиеся делятся на группы.

Первая группа – ученики, успешно овладевающие умениями и навыками при

фронтальном обучении.

Работоспособность учащихся чаще всего высокая или устойчиво средняя. Для

учащихся данной группы характерными являются более высокие возможности и при

обучении общеобразовательным предметам.

Дифференцированный подход по отношению к ним применяется эпизодически.

Вторая группа – учащиеся, испытывающие несколько большие трудности, чем уч-

ся

1

группы.

Они

в

основном

понимают

фронтальное

объяснение,

нуждаются

в

дозированной направляющей помощи.

Третья группа – учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал

во

время

фронтальных

занятий,

нуждаются

в

разнообразных

видах

помощи

(стимулирующей, направляющей и обучающей). Учащиеся этой группы продвигаются в

обучении крайне медленно и нуждаются в постоянном дифференцированном подходе.

Четвертая

группа – уч-ся, которые овладевают учебным материалом на самом

низком уровне, нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном

контроле и подсказках.

Следует отметить, что отнесенность уч-ся к той или иной группе не является

стабильной. Под влиянием корригирующего обучения уч-ся развиваются и переходят в

группу выше или занимают более благополучное положение внутри группы.

3

этап.

Планируется

дифференцированный

подход

к

учащимся

на

уроке,

необходимо придерживаться следующих положений:

Дифференцированный подход осуществляется с опорой на сохранные возможности

учащихся.

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.

Дифференцированный

подход

направлен

на

всемерное

продвижение

детей

в

обучении, овладение ими в силу возможностей программным материалом.

Продумывая ход урока, необходимо предусмотреть дополнительные методические

приемы, наглядность, практические задания, различные приспособления, позволяющие

успешно осуществлять дифференцированный подход к учащимся при формировании

умений и навыков, учитывать индивидуальную работоспособность.

С помощью, каких же методических приемов организуется дифференцированный

подход?

Помимо фронтальных вопросов, предназначенных для всего класса, некоторым уч-

ся в случае затруднения предлагаются дополнительные вопросы:

вопрос – побуждение, активизирующий внимание детей («Посмотри внимательно»);

развернутый вопрос, сопровождаемый жестом, чтобы привлечь внимание.

Как

правило,

умение

выполнять

прием

все

уч-ся

класса

закрепляют

путем

тренировочных упражнений. Однако для тех, кто работает медленно и быстро устает,

необходимо

несколько

сократить

объем

работы.

Необходимо

стараться

также

подбадривать неуверенных учеников, внушать им веру в собственные силы.

Немаловажное

значение

имеет

правильное

размещение

учеников

за

партами:

учеников третьей и четвертой группы на занятиях можно посадить рядом с сильными

учениками за первые и вторые парты на крайние места вдоль центрального прохода. Это

позволит

более

оперативно

оказывать

им

помощь,

предъявлять

дополнительную

наглядность.



В раздел образования