Автор: Арманова Мария Эдуардовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Саранпауль
Наименование материала: статья
Тема: «Учет индивидуальных особенностей развития учащихся, как основа дифференцированного подхода в условиях введения ФГОС»
Раздел: среднее образование
МБОУ «Саранпаульская СОШ»
Методические рекомендации для педагогов
«Учет индивидуальных особенностей развития учащихся, как
основа дифференцированного подхода в условиях введения
ФГОС»
Подготовила:
учитель английского языка
Арманова М.Э.
2020г.
« Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна, прежде всего
узнать его тоже во всех отношениях».
К. Д. Ушинский
В свете сложившихся новых тенденций возникла необходимость создания системы
интегрированного
обучения
и
воспитания
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
педагогические
условия
в
котором
будут
соответствовать
развитию
и
возможностям как детей с особыми образовательными потребностями в развитии.
В настоящее время помощь детям с проблемами в развитии оказывается в различных
видах
образовательных
учреждений,
которые
рассчитаны
на
дифференцированное
воспитание и обучение детей с отклонениями развития в зависимости от характера и
степени
выраженности
нарушения,
в
соответствии
первичными,
вторичными
отклонениями у детей одной категории.
П о д дифференцированным
обучением
обычно
понимают
форму
организации
учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный
подход
–
важный
психолого-педагогический
принцип,
учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
То, что обучение и воспитание, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем
развития
ребёнка,-
это
установленный
и
многократно
проверенный
факт,
который
невозможно оспаривать.
Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия
обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития,
как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Психофизиологические
особенности
детей,
разные
уровни
их
умственных
способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого
ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях школы это
возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики
считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени
самостоятельности детей при выполнении заданий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и
учёта результатов.
Дифференциация
в
современном
понимании
—
это
учет
индивидуальных
особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо
особенностей для отдельного обучения.
Сущность
дифференцированного
подхода
заключается
в
организации
учебного
процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для
эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм
обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников. Такой
подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и
методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может
меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно
состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход
необходим на всех этапах обучения.
Неотъемлемая часть коррекционных занятий с детьми с отклонениями в развитии –
оптимизация
условий
учебно-воспитательной
деятельности
в
процессе
специальной
коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется на всех занятиях и во
внеурочное
время.
Во
время
проведения
учебно-коррекционной
работы
с
детьми,
имеющими отклонения в развитии, необходимо придерживаться следующих правил:
•
осуществлять
индивидуальный
подход
к
каждому
из
детей
на
уроках
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о г о
ц и к л а ;
• предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства
(чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение
материала
небольшими
дозами,
оказание
дозированной
помощи,
интересный
д и д а к т и ч е с к и й
м а т е р и а л
и
т .
д . ) ;
• в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и
с ф о р м и р о в а т ь
н е о б х о д и м ы е
у ч е б н ы е
н а в ы к и ;
• в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий,
обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а
т а к ж е
о б о г а щ е н и я
и х
з н а н и й
о б
о к р у ж а ю щ е м
м и р е ;
•
во
время
работы
с
детьми,
имеющими
отклонения
в
развитии,
педагог
должен
проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи
детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в
собственные силы и возможности (Н.Н. Малофеев).
Коррекционная
педагогика
определяет
методы
обучения
и
воспитания
детей
с
отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.
Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на
физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с
такими
детьми
зависит
от
глубины
изучения
всего
комплекса
черт
и
явлений,
составляющих
особенность
их
психической
деятельности.
Знание
индивидуальных
особенностей каждого школьника помогает педагогу найти наиболее целесообразный
подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной
стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие
распространяется
на
все
стороны
личности,
с
другой
—
адресуется
к
отдельным
недочетам.
В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является
основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с
различными
отклонениями
в
развитии
создает
условия
для
успешного
развития
гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и
навыков, для его психофизического здоровья. При этом нужно обратить внимание на
разнообразную специфику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным откло-
нением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характерные особенности
психического и физического развития.
Дети с отклонениями развития нуждаются в индивидуальном подходе с самого
начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей
с
различными
отклонениями
в
развитии
создает
условия
для
успешного
развития
гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и
навыков, для его психофизического здоровья.
При осуществлении индивидуального подхода учитываются:
- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие
ребенка,
-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы
- возрастные и индивидуальные особенности детей,
- создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей,
возможностей.
- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- тип темперамента.
Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести
индивидуальную
последовательную
работу
с
каждым
ребенком.
Для
некоторых
категорий
детей
индивидуальные
занятия
являются
одним
из
основных
условий
развития.
Обязательным
этапом
на
занятиях
является
применение
здоровьесберегающих
технологий:
остеопатическая гимнастика,
игровой час после сна,
динамические паузы,
артикуляционная гимнастика.
пальчиковая гимнастика,
подвижные игры,
дорожки здоровья – ходьба,
дыхательная гимнастика
ЛФК,
арт-терапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
психогимнатика,
Вся
моя
деятельность
и
деятельность
всех
педагогов,
работающих
с
детьми
с
ограниченными
возможностями,
направлена
на
устранение
причин
трудностей
воспитания и обучения и успешной адаптации в общество.
Та к и м
о б р а з ом, дифференцированный
подход
и
учет
индивидуальных
особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в
развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.
Индивидуальный
и
дифференцированный
подход
в
обучении
учащихся
имеет
немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем
подготовленности.
Учебные
мотивы,
как
правило,
не
сформированы,
преобладают
игровые. Период адаптации к школьной жизни, к учебной и трудовой деятельности у них
протекает очень медленно и по-разному. В начальном периоде обучения всем детям
свойствен
очень
низкий
уровень
самостоятельности,
все
они
нуждаются
в
помощи
учителя.
Результаты
выполнения
ими
заданий
нередко
зависят
от
незначительных
факторов (ребенок хочет домой, его обидели). Поэтому один и тот же ученик может по-
разному выполнять одинаковые по сложности задания.
Данная работа ведется по этапам.
1 этап Цель: определить возможности и трудности школьников, сгруппировать их с
целью дальнейшего обучения.
Это возможно лишь в результате комплексного и динамического исследования
детей.
Предварительное
изучение
материалов,
собранных
медико-педагогической
комиссией (протокол, медицинская карта, личное дело), и беседы со школьным врачом
предоставляют необходимые сведения. Это данные о внимании и памяти учеников, их
работоспособности, об умственном развитии, практическом опыте, а также о структуре
дефекта
и
наличии
различных
осложнений
(церебрастенический
синдром,
психопатоподобное поведение, нарушение зрения, двигательной сферы и т. д.)
Основное
значение
для
изучения
школьников
имеют
текущие
наблюдения,
проводимые планомерно и систематически
Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с
работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируется задания, намечаются
пути и приемы работы с конкретными детьми.
В качестве сопоставляемых показателей могут выступать следующие: понимание
материала
при
фронтальном
объяснении;
умение
обобщить
полученные
знания
и
применить их при выполнении однотипных или новых простых или сложных заданий, в
самостоятельной работе; восприимчивость к помощи.
2 этап. Учащиеся делятся на группы.
Первая группа – ученики, успешно овладевающие умениями и навыками при
фронтальном обучении.
Работоспособность учащихся чаще всего высокая или устойчиво средняя. Для
учащихся данной группы характерными являются более высокие возможности и при
обучении общеобразовательным предметам.
Дифференцированный подход по отношению к ним применяется эпизодически.
Вторая группа – учащиеся, испытывающие несколько большие трудности, чем уч-
ся
1
группы.
Они
в
основном
понимают
фронтальное
объяснение,
нуждаются
в
дозированной направляющей помощи.
Третья группа – учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал
во
время
фронтальных
занятий,
нуждаются
в
разнообразных
видах
помощи
(стимулирующей, направляющей и обучающей). Учащиеся этой группы продвигаются в
обучении крайне медленно и нуждаются в постоянном дифференцированном подходе.
Четвертая
группа – уч-ся, которые овладевают учебным материалом на самом
низком уровне, нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном
контроле и подсказках.
Следует отметить, что отнесенность уч-ся к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения уч-ся развиваются и переходят в
группу выше или занимают более благополучное положение внутри группы.
3
этап.
Планируется
дифференцированный
подход
к
учащимся
на
уроке,
необходимо придерживаться следующих положений:
Дифференцированный подход осуществляется с опорой на сохранные возможности
учащихся.
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.
Дифференцированный
подход
направлен
на
всемерное
продвижение
детей
в
обучении, овладение ими в силу возможностей программным материалом.
Продумывая ход урока, необходимо предусмотреть дополнительные методические
приемы, наглядность, практические задания, различные приспособления, позволяющие
успешно осуществлять дифференцированный подход к учащимся при формировании
умений и навыков, учитывать индивидуальную работоспособность.
С помощью, каких же методических приемов организуется дифференцированный
подход?
Помимо фронтальных вопросов, предназначенных для всего класса, некоторым уч-
ся в случае затруднения предлагаются дополнительные вопросы:
вопрос – побуждение, активизирующий внимание детей («Посмотри внимательно»);
развернутый вопрос, сопровождаемый жестом, чтобы привлечь внимание.
Как
правило,
умение
выполнять
прием
все
уч-ся
класса
закрепляют
путем
тренировочных упражнений. Однако для тех, кто работает медленно и быстро устает,
необходимо
несколько
сократить
объем
работы.
Необходимо
стараться
также
подбадривать неуверенных учеников, внушать им веру в собственные силы.
Немаловажное
значение
имеет
правильное
размещение
учеников
за
партами:
учеников третьей и четвертой группы на занятиях можно посадить рядом с сильными
учениками за первые и вторые парты на крайние места вдоль центрального прохода. Это
позволит
более
оперативно
оказывать
им
помощь,
предъявлять
дополнительную
наглядность.