Автор: Красикова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область Ямальский район с.Яр - Сале
Наименование материала: урок
Тема: "Сложное предложение"
Раздел: среднее образование
Тема: Сложное предложение
Аудитория: учащиеся 5 класса.
Цели урока – восстановить знания о сложном предложении, познакомиться с сочинительными и подчинительными союзами, отработать
умения правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.
Тип урока: урок – исследование. Первый урок по теме «Сложное предложение»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать структурные отличия простых и сложных предложений, признаки деления сложных предложений на группы (союзные и
бессоюзные), правило постановки запятой между простыми предложениями в сложном; уметь составлять схемы сложных предложений,
отличать сложные предложения от простых с однородными членами с союзами А, И; уметь определять количество основ в предложении;
обосновывать постановку запятой в сложном предложении.
Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, карточки с заданиями.
Основные понятия: сложное предложение, бессоюзная связь, сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность
учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации
взаимо-
действия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Промежу-
точный
контроль
1. Актуа-
Воспроизведени
- Сегодня на занятии
Отвечают на вопросы,
Фронтальная,
Познавательные:
Устные
лизация и
пробное
учебное
действие
е ранее
изученного,
установление
связей прежних
и новых знаний
и применение их
в новых
ситуациях.
Слайд 1
Эвристическая
беседа по теме
урока.
Слайд 2
мы с вами будем
работать в творческой
лаборатории.
- Чем занимаются в
лаборатории?
Правильно, исследуют
и совершают открытия.
Мы постараемся,
ребята, вместе открыть
новое, незнакомое,
неизведанное нами.
- Группам даны
карточки с заданиями.
Необходимо поставить
ударение в словах.
(алфавит, баловать,
банты, начала, форзац,
водопровод, облегчит,
дремота, позвонит,
шарфы, щавель,
каталог, квартал,
торты).
- Сейчас группы
обменяются
выполненным
заданием, проверят
правильность
постановки ударения.
- Усложним, ребята,
наш эксперимент,
добавив задания. К
данным словам
высказывают мнения.
(Учащиеся работают
индивидуально и в
группах)
Читают выполненные
задания.
Вспоминают
признаки
словосочетания и
предложения.
групповая
Выполняют
учебно-
познавательные
действия;
осуществляют
операции анализа,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно-
следственные
связи.
Коммуникативные
:
задают вопросы,
отвечают на
вопросы других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку зрения.
Личностные:
стремятся
преодолеть
трудности,
проявляют
способность к
самооценке своих
действий.
ответы и
письменные
задания.
подберите зависимые
слова, чтобы
получились
словосочетания.
Составьте 2-3
предложения с этими
же словами.
- Какие виды
словосочетаний вы
образовали?
(глагольные, именные).
- Какие предложения
вы составили?
- Какой вывод мы
сделаем, исходя из
нашего эксперимента?
Как отличить
словосочетания от
предложения?
(Вывод: отличие
словосочетаний от
предложений
заключается в том, что
в предложениях есть
грамматическая основа,
все слова в
предложении связаны
по смыслу и
грамматически).
Учащиеся дают
характеристики
предложений,
составленных другой
группой:
повествовательные…,
невосклицательные…
, простые или
сложные,
двусоставные или
односоставные,
распространённые
или….
Просмотр
презентации с
заданиями.
-Итак, перед вами
отрывок из рассказа
знаменитого писателя.
Прочтите, пожалуйста,
Обдумывают ответы
на вопросы,
анализируют, делают
выводы.
Фронтальная,
групповая
Познавательные:
способность
понимать
информацию,
Устные
ответы
Слайд 3
отрывок.
- Кто является автором
текста и как называется
рассказ?
(К.Паустовский
«Растрёпанный
воробей».
- В течение двух минут
постарайтесь
охарактеризовать
предложения, данные в
отрывке.
(Ворона ждала, когда
Петровна откроет
форточку, чтобы
проветрить на ночь
комнату, и уведет Машу
умываться.
Как только
Петровна и Маша
уходили, ворона
взлетала на форточку,
протискивалась в
комнату, хватала
первое, что попадалось
на глаза, и удирала. Она
торопилась, забывала
вытереть лапы о ковер и
оставляла на столе
мокрые следы.
Жила
ворона в заколоченном
на зиму ларьке, где
летом продавали
мороженое. Ворона
Осваивают
лингвистические
термины.
Учащиеся
характеризуют
предложения.
представленную в
форме отрывка из
произведения.
Регулятивные:
осознают
недостаточность
своих знаний.
была скупая, сварливая.
Она забивала клювом в
щели ларька все свои
богатства, чтобы их не
разворовали воробьи.)
2. Выявление
места и
причины
затруд-
нения
Эвристическая
беседа, анализ
синтаксических
конструкций.
Слайд 4
- Какие предложения
вызвали затруднения
при характеристике?
Почему?
Ребята зачитывают
предложения и
называют причины
затруднений.
(Ворона ждала, когда
Петровна откроет
форточку, чтобы
проветрить на ночь
комнату, и уведет Машу
умываться.
Как только
Петровна и Маша
уходили, ворона
взлетала на форточку,
протискивалась в
комнату, хватала
первое, что попадалось
на глаза, и удирала.
Жила ворона в
заколоченном на зиму
ларьке, где летом
продавали мороженое.
Она забивала клювом в
щели ларька все свои
Слушают других,
выполняют задания,
высказывают своё
мнение.
Личностные:
стремятся
преодолеть
трудности,
проявляют
способность к
самооценке своих
действий.
Познавательные:
устанавливают
причинно-
следственные
связи, делают
выводы.
Регулятивные:
осознают
недостаточность
своих знаний.
Коммуникативные
:
задают вопросы с
целью получения
необходимой для
решения
проблемы
информации.
Вопросы для
уточнения
информации
Слайд 5
богатства, чтобы их не
разворовали воробьи.)
- Над какой темой мы
сегодня будем работать
в нашей творческой
лаборатории?
ТЕМА:
СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3.Целепо-
лагание и
построение
проекта
выхода из
затруднения
Раскрытие
сущности новых
понятий.
Слайды 6-8
Приложение 2
- Попытаемся
определить цели
нашего эксперимента.
- Давайте рассмотрим
теоретический
материал и ответим на
вопросы.
-Какие предложения
называются сложными?
-На какие группы
делятся сложные
предложения?
-Какие предложения
называются
сложносочинёнными?
-Какие предложения
называются
сложноподчинёнными?
-Как отличать сложные
предложения от
простых с
однородными членами
Вместе с учителем
определяют цели
урока.
Слушают учителя,
работают с
теоретическим
материалом,
знакомятся с
лингвистическими
понятиями.
Работают с
теоретическим
материалом,
закрепляют
полученные знания.
Групповая
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию из
объяснения
учителя,
теоретических
материалов,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
собственные
знания.
Регулятивные:
Планируют
необходимые
действия,
действуют по
алгоритму.
Коммуникативные
:
строят
Вопросы для
уточнения
информации
Решение
проблемной
ситуации.
с союзами А, И?
- Ребята, для
плодотворной работы
составьте алгоритм
работы со сложным
предложением и
таблицу отличия
сочинительных и
подчинительных
союзов.
- Группы постараются
найти выход из
затруднения,
проанализировав
предложения. Что у вас
получится в конце
эксперимента, узнаем
позднее.
- Итак, представители
групп (юные
исследователи)
постараются убедить
нас в правильности
эксперимента.
(Характеризуют
сложные предложения,
которые вызвали
затруднения, с учётом
поучения нового
материала).
Анализируют
предложения,
обсуждают сложные
моменты.
монологические
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность с
учётом учебно-
познавательных
задач.
4. Творческая
практическая
Решение
проблемной
-Мы разобрались с
трудностями
Работают с заданием,
обсуждают,
Индивидуальная
, групповая
Личностные:
приобретают
Устные
ответы и
деятельность
ситуации.
Письменная
работа по
группам
Приложение 1
определения сложного
предложения, с
характеристикой
сложного предложения.
- А сейчас каждая
группа получает
задание (даются тексты
с пропущенными
знаками препинания).
В текстах поставить
знаки препинания.
Подчеркнуть
грамматические
основы предложений.
Определить союзы
(сочинительные или
подчинительные).
Составить схемы
предложений.
Определить части
речи. Найти
изобразительно-
выразительные
средства.
По окончании работы
группы представят свои
исследования.
1.
Я видел листву, не
только золотую и
пурпурную, но и алую,
фиолетовую,
коричневую, черную,
анализируют.
Отвечают на вопросы.
Объясняют свой
выбор.
новые знания,
умения,
совершенствуют
имеющиеся.
Познавательные:
читают и слушают,
извлекая нужную
информацию.
Регулятивные:
контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные
ошибки, стараются
исправить их.
Коммуникативные
:
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и группах с
учётом учебно-
познавательных
задач, умеют
задавать вопросы и
правильно отвечать
на вопросы.
письменные
задания.
серую и почти белую.
Краски казались
особенно мягкими из-за
осенней мглы,
неподвижно висевшей в
воздухе. А когда шли
дожди, мягкость красок
сменялась блеском.
Небо, покрытое
облаками, все же давало
достаточно света,
чтобы мокрые леса
могли загораться вдали,
как багряные пожары. В
сосновых чащах
дрожали от холода
березы, осыпанные
сусальной позолотой.
Эхо от ударов топора,
далекое ауканье баб и
ветер от крыльев
пролетевшей птицы
стряхивали эту листву.
Вокруг стволов лежали
широкие круги от
палых листьев. Деревья
начинали желтеть
снизу: я видел осины,
красные внизу и совсем
еще зеленые на
верхушках.
(К.Паустовский
«Жёлтый свет»)
2.
Мы принесли из
сарая ящик, насыпали
его доверху землей и
пересадили в него
маленькую березу.
Ящик поставили в
самой светлой и теплой
комнате у окна, и через
день опустившиеся
ветки березы
поднялись, вся она
повеселела, и даже
листья у нее уже
шумели, когда сквозной
ветер врывался в
комнату и в сердцах
хлопал дверью.
В саду поселилась
осень, но листья нашей
березы оставались
зелеными и живыми.
Горели темным
пурпуром клены,
порозовел бересклет,
ссыхался дикий
виноград на беседке.
Даже кое-где на березах
в саду появились
желтые пряди, как
первая седина у еще
нестарого человека. Но
береза в комнате,
казалось, все молодела.
Мы не замечали у нее
никаких признаков
увядания.
( К.Паустовский
«Подарок»)
3.
Стеклянные корабли
пенили воду. Ветер
трубил в их снастях.
Этот звук незаметно
переходил в перезвон
лесных колокольчиков,
в свист птиц,
кувыркавшихся в
воздухе, в ауканье
детей, в песню о
девушке – в ее окно
любимый бросил на
рассвете горсть песку.
Дагни слышала эту
песню у себя в горах.
Дагни плакала, не
скрываясь, слезами
благодарности. К тому
времени музыка
заполнила все
пространство между
землей и облаками,
повисшими над
городом. От
мелодических волн на
облаках появилась
легкая рябь. Сквозь нее
светили звезды.
Музыка уже не пела.
Она звала. Звала за
собой в ту страну, где
никакие горести не
могли охладить любви,
где никто не отнимает
друг у друга счастья,
где солнце горит, как
корона в волосах
сказочной доброй
волшебницы.
(К.Паустовский
«Корзина с еловыми
шишками»).
5.Закреплени
е с коммен-
тированием
Обобщение и
систематизация
знаний и
формирование
рациональных
способов
применения их
на практике
- Какие цели мы
поставили для
раскрытия темы нашего
исследования?
- Какие вопросы были
нами заданы? Смогли
мы с вами ответить на
эти вопросы?
- Решили мы в
результате
эксперимента
проблемы, связанные с
нашей темой?
Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения, делают
вывод.
Групповая,
фронтальная
Познавательные:
выполняют учебно-
познавательные
действия,
осуществляют
анализ, сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно-
следственные
связи.
Листы
исследования
6. Самостоя-
тельная
работа с
самопровер-
кой
Обобщение и
систематизация
знаний
- На основе изученного
материала сделайте
обобщение на тему
«Сложное
предложение».
Выполняют задания.
Групповая
Личностные:
оценивают
содержание с
нравственно-
этической позиции.
Кластеры,
синквейны
Используя приёмы
кластера, синквейна и
др., оформите на листе
полученный материал
по теме.
Познавательные:
самостоятельно
формулируют цель,
осуществляют
поиск необходимой
информации.
7. Рефлексия
Проверка и
обсуждение
работ групп.
Обобщение
полученных
знаний,
оценивание
Каждая группа
представляет свой
кластер, синквейн и др.
Учащиеся других групп
задают вопросы,
оценивают работу
группы.
Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения, делают
вывод.
Фронтальная
Личностные:
понимают значение
знаний для
человека.
Познавательные:
приобретают
умения
использовать
полученные знания
и умения в
повседневной
жизни.
Регулятивные:
оценивают свою
работу, исправляют
и объясняют
ошибки.
Коммуникативные
:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку зрения,
делают выводы.
Оценивание
работы
учащихся на
уроке
8. Домашнее
Слайд 9
- Ребята, составьте
задание
тексты на темы:
«Краски тундры» или
«Я живу на Севере»,
используя сложные
предложения и
изобразительно-
выразительные
средства.