Напоминание

"Употребление наклонений глагола в речи"


Автор: Красикова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область Ямальский район с.Яр - Сале
Наименование материала: урок
Тема: "Употребление наклонений глагола в речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 6-м классе на тему "Употребление наклонений

глагола в речи"

Цели урока:

закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления

глаголов в речи;

способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и

образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;

формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать

гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

Оборудование:

компьютер, слайды с материалами урока;

мультимедиапроектор;

интерактивная доска.

“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для

фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя.

В течение нескольких уроков мы получали и усваивали информацию о глаголе как части

речи. Говорили о том, что у глагола огромный потенциал и большие возможности. Вы

обратили внимание, что я говорю о глаголе, как о живом существе.

Слайд 1 Великие мысли великих людей.

“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”.

Ф.М.Достоевский.

“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей

любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.

“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.

Что объединяет все высказывания?

В каких наклонениях употреблены глаголы?

Давайте определим тему, над которой мы будем работать, и цель урока.

Слайд 2. Тема и цель урока.

1

Тема: Употребление наклонений глагола в речи.

Цель: закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления

глаголов в речи.

2. Актуализация знаний.

Чтобы достичь цели урока, мы будем работать в настоящей творческой лаборатории.

Какова наша задача на уроке? (Исследовать и экспериментировать).

Исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять

различные задания.

Слайд3. Творческая лаборатория. Задания:

Теоретическое

Лингвистическое

Грамматическое

Литературное

Культура речи

Проба пера

Театральное

Творческое

Теоретическое задание.

Назовите формы наклонения глагола.

Слайд 4. (Проверка)

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

Лингвистическое задание.

Чтение домашнего задания (нужно было сочинить или найти лингвистическую сказку о

глаголах).

Чтение наизусть сказки (под звуки медленной инструментальной музыки).

В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё

наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда

встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и

2

обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними

подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного

наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям

Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались

уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали

враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы

повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая

сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного

наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи

присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в

настоящем и будут знать в будущем.

3.Постановка учебной проблемы.

Теоретики, практики и творцы получают задания.

( Группы в течение 3-х минут выполняют свои задания, делают выводы и готовятся к

представлению своих результатов).

4. «Открытие» учащимися нового знания

5. Первичное закрепление.

Слайд 5.

Теоретики (задания)

1. Определите, в роли каких наклонений выступает инфинитив в данных предложениях.

Какие оттенки значения помогает выразить инфинитив?

1. Не прыгать! Вести себя спокойно!

2. Вставить этот лист немедленно!

3. Не курить!

4. Громко не разговаривать.

5. Остаться бы живым, никогда больше так не буду вести себя.

6. Тебе бы лучше не ссориться, подняться и уйти!

7. – Ему бы покориться и не стоять за эту кобылу, ну а он, сам знаешь: характерный

мужичок был. (М.Шолохов)

8. Ему бы все отдыхать да отдыхать.

9. А царица хохотать и плечами пожимать. (А.Пушкин)

10. И новые друзья ну обниматься. (И.Крылов)

11. Тебе нужно смириться с тем, что в ближайшее время нам машины не купить.

12. Принимать окончательное решение тебе!

Слайд 6.

2. Определите наклонения глаголов, в значении какого наклонения употребляются глаголы

в данных предложениях.

1. Ты сейчас же сознаешься во всем. И сделаешь это как можно быстрее. Ну, пошел,

пошел быстрее! А теперь все сели и молчат, понятно?

2. Споемте, друзья, ведь завтра в поход, уйдем в предрассветный туман.

Слайд 7.

3

3. Определите наклонения глаголов и замените данные предложения синонимичными.

Молчали бы вы лучше! Не возражали бы! Я хотел бы пойти с тобой в лес.

Молчите вы лучше! Не возражайте! Я хочу пойти с тобой в лес.

Физкультминутка

Слайд 8-9

Практики (задания)

1.Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским.

1. Из-под камня ( ) родник. Он превращается в ручеёк, который весело ( ) на

восток. Ручей брызжет, ( ), ( ) и потом стремительно ( ) вниз. По

склону горы он ( ) дальше. Несколько таких ручейков ( ) в один большой

ручей, и он спокойно ( ) по равнине. А вот он с шумом ( ) в пропасть.

К.Г.Паустовский.

Слайд 10.

2. В предлагаемом тексте определите время и вид глаголов. Объясните случаи синонимии

временных форм.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча,

взявшаяся Бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам.

Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся,

приближающийся и переходящий в непрерывные раскаты, обнимающие весь небосклон.

Василий поднимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при

каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают

ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся

тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как

кровь быстрее обращается в моих жилах.

(Л.Толстой. Отрочество)

Слайд 11.

Творцы (задания)

1. Какова роль глаголов в этих текстах? Приведите примеры из литературных

произведений, где бы употреблялись глаголы разных наклонений.

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а

шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто

трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. К. Паустовский.

4

Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. И.С.Тургенев.

А речка эта по лугам и склонам

Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,

Звенит, лопочет, скачет по камням. Р.Гамзатов.

Слайд 12.

2. Выберите правильное употребление глаголов в речи. Составьте диалог по телефону с

употреблением глаголов в форме повелительного наклонения и слов вежливости.

Одень

Надень

вылазь

вылезай

ездию

езжу

лягет

ляжет

ляжь (те)

ляг (те)

хочем

хотим

В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как

побудительные предложения. Сформулируйте советы.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе.

7. Повторение (Подведение итогов урока)

Какую роль играют глаголы в нашей речи?

Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?

Слайд 13. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти

верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” А.Н.Толстой

Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при

помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем

информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед

нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Глагол обладает широкими возможностями яркого описания жизни в ее развитии,

движении.

5

8. Рефлексия деятельности (итог урока) Оценивание ответов учащихся (учащиеся

оценивают ответы одноклассников).

Слайд 14-15 Домашнее задание:

Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”, “Советы

книголюба””, “Мой фирменный рецепт”, употребляя глаголы в

повелительном наклонении.

Написать сочинение- рассуждение на тему: «Если бы я был директором

школы».

6



В раздел образования