Напоминание

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Автор: Гатина Юлия Нурлыгаяновна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЭБЦ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МБОУ ДО ДЭБЦ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка

по теме

«

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

»

Методист МБОУ ДО ДЭБЦ

Гатина Юлия Нурлыгаяновна

Уфа

2020

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика

сложившейся

в

нашей

стране

системы

внешкольного

образования

и

социального

воспитания

в

ее

динамизме;

в

социально

практической ориентированности ее деятельности; в социально практической

ориентированности

деятельности

ее

многообразных

с т ру кту р ;

гуманистической

и

демократической

направленности

образовательной

деятельности; в приближенности педагогического процесса к естественному

ходу развития ребенка, его культуросообразному воспитанию.

В начале 90-х годов, с переводом внешкольных учреждений в режим

системы

дополнительного

образования,

во

внешкольных

учреждениях

наметилась негативная тенденция «увлечения учением» по образцу школы.

Такой

подход

резко

снизил,

прежде

всего,

социально-воспитательный

потенциал

УДО,

ограничил

число

детей,

которые

желали

бы

в

этих

учреждениях обрести иную роль и позицию – субъектов собственной жизни,

самореализоваться в близких и доступных сферах деятельности, расширить

свои человеческие контакты.

Дополнительное образование менее регламентировано, более гибко и

способно

к

реализации

идей

вариативного

образования,

созданию

развивающей среды, формированию диалогических отношений, созданию

ситуации выбора и успеха для каждого ребенка.

Целью

экологического

образования

и

воспитания

детей

является

формирование не только знаний, но и определенных качеств личности, таких

как

экологическая

культура,

бережное

и

ответственное

отношение

к

окружающей среде.

Экологическое образование отличается от любого другого вида предметного

образования тем, что оно имеет целью формирование не столько знаний,

умений

и

навыков,

сколько

рациональных

отношений

подрастающего

поколения с окружающей средой.

Экологическое

образование

требует

направленности

и

представляет

взаимосвязанный

процесс

обучения,

воспитания

и

развития

человека

на

протяжении всей его жизни.

Экологическая

грамотность, экологическая

культура

обязательная

характеристика

человека XXI

века,

участника

процесса

устойчивого

развития.

Экологическая культура возникает при решении экологических проблем,

когда набора знаний о природе и явлениях в ней не достаточно. Для решения

современных

экологических

проблем

требуется

синтез

большого

объёма

знаний из разных областей – природопользование, биология, юриспруденция,

экономика,

мораль,

политика,

география,

знание

экологических

законов,

особенностей регионов и т.п.

Развитие

экологиче ской

культуры

учащихся

в

у с л о в и я х

дополнительного

образования

происходит

эффективно,

если

реализуются

следующие концептуальные положения:

- сущность и структура экологической культуры учащихся определяются с

позиций

аксиологического,

личностно-деятельностного

и

системного

п о д х о д о в ,

и с х о д я

и з

п р и н ц и п о в

п р и р о д о с о о б р а з н о с т и

и

культуросообразности,

гуманизации,

дополнительности,

вариативности

и

регионализации,

выступающих

приоритетами

в

дополнительном

экологическом образовании;

-

совершенствование

педагогических

методов,

форм

и

технологий

осуществляется

на

основе

приоритетных

принципов

дополнительного

экологического образования;

-

экологическое

обучение

и

воспитание

учащихся

направлено

на

формирование природоориентированной картины мира на основе интеграции

личностного

опыта,

мировоззренческих

установок,

взаимо связи

рационального

освоения

и

эмоционального

переживания

экологически

значимых ситуаций в условиях единой гуманитарной образовательной среды.

Л.В.

Кузнецова

утверждает,

что

«экологическая

культура

напрямую

связана

с

природопользованием,

с

переходом

к

общенациональному

сбережению природы, с осознанием того, что ресурсы планеты не вечны, что

безудержное

использование

ресурсов

нашей

планеты

может

привести

к

опасности» [1, с.54].

Многие

ученые-педагоги

считают

экологическую

культуру

производным

от

экологического

сознания.

К

примеру,

С.Н.

Николаева

считает,

что

экологическая

культура

основывается

в

первую

очередь

на

экологических знаниях и включает в себя сильную заинтересованность в

бережном

и

осознанном

природопользовании,

грамотном

осуществлении

природоохранной деятельности, богатство нравственно-эстетических чувств

и переживаний, порождаемых общением с природой [2, с. 150].

Экологическая

культура

формируется

у

детей

как

в

процессе

их

воспитания

в

семье,

так

и

в

процессе

дошкольного

обучения.

Можно

выделить основные показатели экологической культуры, которые отражают

целостное представление ребенка о:

- социоприродной среде;

- обобщенной и развернутой картине мира;

- системности и процессуальности мира;

- экологическом мышлении;

- экологической разумной деятельности;

- гуманном и целесообразном поведении к природе и окружающему миру.

Одним

из

наиболее

значимых

условий

формирования

экологической

культуры

личности

является

интеграция

естественнонаучного

и

гуманитарного знания в содержании образования.

Детский эколого-биологический центр городского округа город Уфа

Республики Башкортостан функционирует с 1996 года. За этот

период

работы творческий потенциал Центра расширился и окреп. В центре создан

замечательный педагогический коллектив единомышленников и энтузиастов,

деятельность

которых

направлена

на

постоянное

личностное

и

профессиональное

развитие.

Уникальные

педагоги

обладатели

эксклюзивных знаний, умений и навыков – передают свой опыт, прививая

воспитанникам не только знания, но и безграничную любовь к окружающему

миру, давая возможность каждому учащемуся обрести себя в избранном

творческом занятии. Воспитанники центра активно участвуют в культурно-

массовой жизни города.

Образовательная

деятельность

центра

в

настоящее

время

осуществляется по пяти направлениям с охватом более 1000 обучающихся:

эколого-биологическое,

естественно-научное,

художественно-эстетическое,

социально-педагогическое и туристско-краеведческое. Занятия в различных

творческих объединениях обеспечивают подросткам познавательный досуг,

способствуют

формированию

экологической

культуры,

нравственных

ценностей,

активной

социальной

позиции,

удовлетворяют

потребности

в

самореализации и саморазвитии детей, а так же способствуют их активному

приобщению к постоянно возрастающим требованиям современного мира.

При оценке уровня развития экологической культуры учащихся, мы

применяли критерии , разработанные Тавстухой Ольгой Григорьевной (ЦДТ

г.Оренбурга).

1.

Развитие

теоретических

знаний,

необходимых

для

экологически

сообразной деятельности.

2.

Развитие умения использовать полученные знания на практике.

3.

Развитие

умения

проведения

детского

исследовательского

экологического мониторинга.

4.

Содержание

личностного

опыта

ребенка

по

взаимодействию

с

социоприродной средой.

5.

Ценностные ориентации и потребности.

6.

Ответственное

отношение

к

поведению

и

деятельности

в

социоприродной среде.

7.

Развитие экогуманистического мировоззрения.

8.

Выводы: по нашим наблюдениям, проведение с детьми экологически

сообразной

деятельности,

вовлечение

их

в

природоохранную,

учебно-

исследовательскую,

пропагандистскую

деятельность

способствует

формированию и развитию экологической культуры.

По

мнению

ряда

исследователей

(М.И.Болотова,

О.Г.Тавстуха,

А.И.Щетинская и др.), успешному формированию экологической культуры

детей

в

процессе

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ

способствует

реализация

комплекса

педагогических

условий,

включающего [3, с. 491]:

- целенаправленное развитие склонностей, интересов и потребностей

обучающихся с учетом возрастных особенностей;

- разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности;

- единство познавательной и практико-преобразующей деятельности.

В

образовательные

программы,

по

которым

проводятся

занятия

с

детьми,

включены

темы

по

организации

учебно-исследовательской,

природоохранной,

творческой

деятельности,

большое

внимание

уделяется

работе по изучению не только природы, экологической ситуации Республики

Башкортостан,

но

и

изучаются

географические

особенности,

памятники

культуры.

На

некоторых

мероприятиях

хочется

остановиться

подробнее.

Это:

городская

экологическая

акция

«Природа

и

человек»,

смотр-конкурс

«Зеленый

наряд

школы»,

которые

проводятся

с

целью

формирования

экологического сознания у молодых граждан столицы.

Учащиеся принимают активное участие в работе по благоустройству

столицы,

это

и

озеленение

территорий

образовательных

учреждений,

закладка скверов, аллей, клумб. Ежегодно в мероприятиях принимает участие

около 100 000 детей. Всего за год высаживается порядка 4000 деревьев и

кустарников, проводится санитарная очистка территорий парков, скверов,

зеленых зон, а также образовательных учреждений, организуется уборка и

благоустройство водоохранных зон рек, озер, родников.

Городская экологическая акция «Сдай батарейки – сбереги планету»

или «Спасем ежиков вместе» объединила детей, родителей и педагогов всех

районов

города.

Акция

проводилась

с

целью

привлечении

внимания

подрастающего

поколения

к

проблемам

загрязнения

окружающей

среды

тяжелыми

металлами,

выделяемыми

из

батареек,

привития

навыков

раздельного сбора мусора и разумного поведения по отношению к природе. В

рамках акции в 2019 году было собрано более 500 кг батареек.

С

целью

привлечения

учащихся

образовательных

учреждений

к

изучению

экологического

состояния

окружающей

среды

и

сохранению

биоразнообразия

на

Земле,

внедрения

исследовательского

метода

в

педагогическую деятельность по изучению природных объектов, воспитания

экологического мировоззрения, бережного отношения к мировым природным

ресурсам,

воспитания

планетарного

экологического

мировоззрения,

привлечения

учащихся

к

исследовательской

работе

и

практической

деятельности в области биологии и экологии были проведены городские

мероприятия и конкурсы: конкурс учебно-исследовательских работ учащихся

«Человек на Земле», экологическая школа для одаренных детей. Участие

детей

в

подобных

мероприятиях

это

результат

кропотливой

работы

в

течение долгого периода по изучению выбранного объекта исследования, где

педагог и ребенок выступают в роли коллег, единомышленников.

С

целью

активизации

творческого

подхода

в

экологическом

образовании и воспитании учащихся, пропаганды бережного отношения к

природе средствами художественного творчества, воспитания патриотизма и

любви к Родине проводятся конкурсы: конкурс рисунков «Башкортостан –

природы край бесценный…», городской фестиваль «Экология. Творчество.

Дети», «Марафон-200 сокровищ мира», «Птицы родного края» и др.

Педагоги

организуют работу с детьми следующим образом: работа в

объединении, участие в различных природоохранных мероприятиях, работа

по

комплексным

социально-экологическим

проектам,

проведение

исследований и мониторинга за состоянием воды, почвы и воздуха, участие в

экологических рейдах, мероприятиях по пропаганде экологической культуры

(Озеро Конопляное, Непейцевский дендропарк, река Дема).

Заинтересованность всех членов объединения в выполнении проектных

задач, активность и ответственность участников во время проводимых акций

позволяют реально улучшить состояние охраняемой территории. Ощутимые

результаты деятельности во многом определяют экологическое самосознание,

убеждают в необходимости совместных усилий. Таким образом, работа над

исследовательскими проектами способствует развитию социальных мотивов

деятельности,

самостоятельному

выявлению

проблемы,

постановке

цели,

планированию, организации и критической оценке результатов деятельности,

тем

самым

позволяет

развивать

все

компоненты

творческой

активности.

Кроме

того,

обучающиеся

мотивированы

к

распространению

результатов

собственной

работы

через

участие

в

круглых

столах,

конференциях,

семинарах и т.д.

Изучение

экологии

с

целью

формирования

экологической

культуры

требует применения деятельностного подхода.

Педагоги организуют работу с детьми следующим образом: работа в

объединении, участие в различных природоохранных мероприятиях, учебно-

исследовательской работе, также ведется работа по комплексным социально-

экологическим проектам, ребята проводят исследования и мониторинг за

состоянием воды, почвы и воздуха. А также участвуют в экологических

рейдах,

мероприятиях

по

пропаганде

экологической

культуры.

Заинтересованность

всех

членов

объединения

в

выполнении

проектных

задач, активность и ответственность участников во время проводимых акций

способствуют формированию у детей экологической культуры. Ощутимые

результаты деятельности во многом определяют экологическое самосознание,

убеждают в необходимости совместных усилий.

- В образовательные программы включены темы по организации учебно-

исследовательской,

природоохранной,

творческой

деятельности

и

рекомендованы к изучению конкретные экологические проблемы г.Уфы, их

особенности и пути преодоления;

-

применяются

интерактивные

технологии экологической

культуры

подростков в системе дополнительного экологического образования с учётом

возрастных их особенностей;

- осуществляется поэтапное формирование экологической культуры детей с

учётом психологических и физиологических особенностей каждого возраста

(каждая программа ориентирована на определенный возраст обучающихся,

срок реализации программ – не менее двух лет, формы работы различаются и

усложняются по мере освоения программы);

-

формирование экологической

культуры

осуществляться

посредством

включения

подростка

в

разнообразные

формы

учебной

и

практической

экологической деятельности;

- проводится регулярный анализ уровня сформированности экологической

культуры с последующей коррекцией (вводный, промежуточные два раза в

год, итоговый);

-

определен

потенциал дополнительного образования для формирования

экологической культуры подростков:

-

наметилась

тенденция

улучшения

материальной

базы

учреждений

дополнительного образования детей;

- создаются условия для профессионального роста педагогов дополнительного

образования;

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

проведение

с

детьми

экологически сообразной деятельности, вовлечение их в природоохранную,

учебно-исследовательскую,

пропагандистскую

деятельность

способствует

формированию и развитию экологической культуры.

Литература

1. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом

воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

2. Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и

оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного

стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.

3. Щетинская А.И. Теория и практика современного образования детей //

А.И.Щетинская,

О.Г.Тавстуха,

М.И.

Болотова.-

Оренбург:

Издательство

ОГПУ, 2006. – 491с.



В раздел образования