Автор: Пулатова Альмира Рашидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2
Населённый пункт: Орловская область пгт. Кромы
Наименование материала: Статья
Тема: " Развиваем речь детей через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Развиваем речь детей через театрализованную
деятельность
.
Воспитатель Пулатова А. Р.
МБДОУ д/№2
Орловская область
.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы
отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы
реализуем себя, как личность.
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи –
одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период
интенсивного развития ребѐнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя
овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет
театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это хорошая
возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания
творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем
мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное
мышление, умение видеть необычные моменты в обыденной жизни.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и
выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная
деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе,
застенчивость.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна
при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,
речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. Она является
благоприятной средой для творческого развития детей, помогает развитию
речи детей. В работу по театрализованной игре хорошо включать:
музыкально-ритмические разминки, , дыхательную и речевую гимнастику, с
помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и
произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи
использовать речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки.
Театрализованные игры стимулируют активную речь за счет расширения
словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат, способствуют
усвоению элементов речевого общения: мимика, жест, поза, интонация.
Заинтересовать ребенка театром не сложно, ведь все действия в нем
происходят в атмосфере волшебства.
Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий
из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже
познать окружающий мир.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом.
Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность,
показать свои возможности.
Диалоги с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно,
четко и понятно изъясняться
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо:
Пальчиковый театр-- Способствует развитию речи, внимания, памяти,
формирует пространственное воображение, развивает ловкость, точность,
выразительность, координацию движений, повышает работоспособность,
тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение
кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного
развития.
Театр картинок -- Развивает творческие способности, содействует
эстетическому воспитанию. Развивает ловкость, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При
действии с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика
рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Ростовые куклы -- Развивают моторно-двигательную, зрительную и
слуховую координацию. Формируют творческие способности и артистизм,
обогащают пассивный и активный словарь.
Настольный театр -- Помогает детям координировать движения рук и глаз,
сопровождать движения пальцев речью. Побуждает выражать свои эмоции
посредством мимики и речи.
Театр на перчатке - Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие:
помогает бороться с нарушениями речи и неврозами, помогает справиться с
переживаниями и страхами. Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций,
которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо -- Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о
своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью
отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Игра-драматизация --Ни один другой вид театрализованной деятельности
так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи,
как игра-драматизация.
Каждый ребенок талантлив изначально, и театр дает возможность выявить
и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать
работу с детьми по развитию речи средствами театрального искусства, тем
больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом
творчестве. Занимаясь с детьми театром, давайте поставим перед собой цель
– сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее
яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Стремится к тому, что коммуникативные навыки, полученные
в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной
жизни.