Напоминание

Формирование и развитие регулятивных УУД на уроках русского языка


Автор: Сметанина Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №45
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Формирование регулятивных УУД на урроках русского языка
Тема: Формирование и развитие регулятивных УУД на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование и развитие регулятивных комптетенций обучающихся на уроках русского

языка и литературы как способ воспитания функционально грамотной личности

Современная жизнь предъявляет человеку жестокие требования – это высокое качество

образования , коммуникабельность, целеустремленность, креативность , а самое главное –

умение ориентироваться в большом потоке инфоромации и адаптироваться в любом

обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе , поэтому требования к

образованию сегодня имеют свои приоритеты.

Одной из основных задач современного образования является переориентация на

подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно,

эффективно , разумно действовать в современном меняющемся мире. Сегодня важно не

только научить , школьника использовать предметные знания в различных жизненных

ситуациях. Важно вооружить ученика универсальными способами действий, которые

помогут ему развиться и самосовершенствоваться.

Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают на формирование

и развитие у обучающихся самостоятельно усваивать знания, повышать способность к

саморазвитию , совершенствованию, научиться взаимодействовать с окружающей средой.

Основной целью образовательного процесса выступает формирование умения учиться.

Одним из видов универсальных учебных действий являются регулятивные универсальные

учебные действия, которые развивают у обучающихся умение ставить цель, давать оценку,

планировать действия, находить пути решения проблем и другие навыки, которые могут

пригодиться в будущем.

Отличием предмета «Русский язык» является то, что он служит не только учебной

дисциплиной, но и выступает средством обучения другим предметам. Язык является

основным средством самопознания, самовыражения и развитие творческих способностей.

Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и

других , овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к

успешному межличностному и социальному взаимодействию.

Литература содействует формированию разносторонней личности, воспитанию

гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие

творческих способностей- необходимое условие становления человека, эмоционально

богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем

критически относиться к себе и окружающему миру.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные

ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном

развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самопознания,

без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное

изучение художественных произведений, составлющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным

человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести ,

патриотизма, любви к человеку, семье, понимает, что национальная самобытность

раскрывается в широком культурном контексте.

Целостное восприятие и понимание художественнного произведения , формирование

умения анализировать и интепретировать художественный текст возможно только при

соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество

непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться

произведениями словесно искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем

историко и теоретико- литературных знаний, и умений, отвечающий возрастным

особенностям обучающегося.

Целью школы становятся не только знания , но и умение их добывать и ими пользоваться.

При формировании регулятивных универсальных учебных действий вместо простой

передачи знаний от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности

ученик самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути из реализации,

контролировать и оценивать свои достижения. Другими словами , приоритетной целью

школьного образования становится самостоятельное умение находить , осваивать знания.

Следовательно, предметы «русский язык» и «литература» являются одними из

фундаментальных предметов образовательного процесса. Успехи в их изучении во многом

определяют результаты обучения по другим школным предметам. Таким образом,

возникает необходимость совершенствования регулятивных учебных действий на уроках

русского языка и литературы.



В раздел образования