Автор: Сметанина Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №45
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Формирование регулятивных УУД на урроках русского языка
Тема: Формирование и развитие регулятивных УУД на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Формирование и развитие регулятивных комптетенций обучающихся на уроках русского
языка и литературы как способ воспитания функционально грамотной личности
Современная жизнь предъявляет человеку жестокие требования – это высокое качество
образования , коммуникабельность, целеустремленность, креативность , а самое главное –
умение ориентироваться в большом потоке инфоромации и адаптироваться в любом
обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе , поэтому требования к
образованию сегодня имеют свои приоритеты.
Одной из основных задач современного образования является переориентация на
подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно,
эффективно , разумно действовать в современном меняющемся мире. Сегодня важно не
только научить , школьника использовать предметные знания в различных жизненных
ситуациях. Важно вооружить ученика универсальными способами действий, которые
помогут ему развиться и самосовершенствоваться.
Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают на формирование
и развитие у обучающихся самостоятельно усваивать знания, повышать способность к
саморазвитию , совершенствованию, научиться взаимодействовать с окружающей средой.
Основной целью образовательного процесса выступает формирование умения учиться.
Одним из видов универсальных учебных действий являются регулятивные универсальные
учебные действия, которые развивают у обучающихся умение ставить цель, давать оценку,
планировать действия, находить пути решения проблем и другие навыки, которые могут
пригодиться в будущем.
Отличием предмета «Русский язык» является то, что он служит не только учебной
дисциплиной, но и выступает средством обучения другим предметам. Язык является
основным средством самопознания, самовыражения и развитие творческих способностей.
Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и
других , овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к
успешному межличностному и социальному взаимодействию.
Литература содействует формированию разносторонней личности, воспитанию
гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие
творческих способностей- необходимое условие становления человека, эмоционально
богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем
критически относиться к себе и окружающему миру.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном
развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самопознания,
без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное
изучение художественных произведений, составлющих золотой фонд русской классики.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести ,
патриотизма, любви к человеку, семье, понимает, что национальная самобытность
раскрывается в широком культурном контексте.
Целостное восприятие и понимание художественнного произведения , формирование
умения анализировать и интепретировать художественный текст возможно только при
соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество
непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться
произведениями словесно искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем
историко и теоретико- литературных знаний, и умений, отвечающий возрастным
особенностям обучающегося.
Целью школы становятся не только знания , но и умение их добывать и ими пользоваться.
При формировании регулятивных универсальных учебных действий вместо простой
передачи знаний от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности
ученик самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути из реализации,
контролировать и оценивать свои достижения. Другими словами , приоритетной целью
школьного образования становится самостоятельное умение находить , осваивать знания.
Следовательно, предметы «русский язык» и «литература» являются одними из
фундаментальных предметов образовательного процесса. Успехи в их изучении во многом
определяют результаты обучения по другим школным предметам. Таким образом,
возникает необходимость совершенствования регулятивных учебных действий на уроках
русского языка и литературы.