Напоминание

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ-АККОРДЕОНИСТОВ


Автор: Окунцова Юлия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: Свердловская область, г. Серов
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ-АККОРДЕОНИСТОВ
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ-

АККОРДЕОНИСТОВ

МАУ ДО «Центр детского творчества», г.Серов

Окунцова Ю.С.

Проблема

воли

является

одной

из

важных

в

современной

педагогике,

поскольку

личностный и профессиональный рост ребенка связан не только с его способностями, а с

эмоционально-волевыми качествами, которые помогают в достижении высоких результатов.

Воля

помогает

в

саморегулировании

поведения,

сознательно

преодолевать

воздействие

внешних факторов и внутренних зажимов. С помощью воли человек способен отказаться от

всего, когда это необходимо. Воля – это «хребет» характера человека.

Занятие

музыкой

является

сложным

видом

деятельности,

предполагающее

устремленность человека к определенной цели. Для достижения положительного результата

в

исполнительской

деятельности

обучающимся-аккордеонистам

необходимо:

богатое

воображение,

логика

мышления

и

высокий

уровень

волевых

качеств.

Для

музыканта

волевые качества тесно связаны с эмоциями, это единое целое.

Принято

рассматривать

развитие

эмоционально-волевых

качеств

обучающегося-

аккордеониста как преодоление сценического волнения. Данная проблема охватывает более

широкий

круг

вопросов,

которую

необходимо

рассматривать

не

только

с

точки

зрения

подготовки к выступлению, но и с точки зрения организации повседневной работы над

музыкальным

произведением.

Эмоционально-волевые

качества

во

многом

определяют

результативность и успех творческой работы.

В

процессе

повседневной

работы

формируются

настойчивость,

выдержка,

самообладание, организованность и др. Если обучающийся не умеет трудиться, то говорить о

результативности нет смысла.

Работа

над

собой,

занятия

на

инструменте

каждый

день,

вне

зависимости

от

настроения

и

самочувствия,

влияния

различных

факторов

позволит

добиться

высоких

результатов. «Особенности творческой деятельности музыканта предписывают ему по логике

вещей определенный образ жизни – строго упорядоченный, регламентированный, всецело

подчиняющий

себе

человека…

Сделавшись

привычным,

подобный

образ

жизни

с

его

строгим распорядком и четкой организацией труда требует, естественно несколько меньших

волевых усилий; привычка – первая опора и помощница воли» как говорил Г.М. Цыпин [4,

38].

Обучающемуся необходимо контролировать темпоритм исполняемого произведения,

динамику,

фразировку,

штрихи

и

т.д.

Важен

контроль

по

отношению

мелодии

к

аккомпанементу,

игровых

движений,

меховедения.

Исполнение

по

нотам

произведения

трубует

распределения

внимания

между

нотным

материалом

и

клавиатурой;

играя

в

ансамбле, необходимо слушать партию партнера. В исполнительской деятельности важны

психологические состояния, характеризующие волевые проявления человека – собранность,

внимательность, сосредоточенность.

Многие

известные

музыканты

подчеркивают,

что

результат

исполнительской

деятельности

зависит

от

степени

сосредоточенности

обучающегося,

что

внимание

и

концентрация являются основными условиями успешных занятий. Отмечается, что «путь к

распределению

внимания

лежит

через

воспитания

культуры

сосредоточения:

чтобы

научиться видеть многое, нужно сначала научиться хорошо видеть одно» [2, 55]. И.Гофман

писал,

что

в

занятиях

сторона

количественная

имеет

значение

лишь

в

сочетании

с

качественной [1, 183]. Часто требуется, чтобы внимание обучающегося было полностью

сосредоточенно на одной детали, при этом следует научиться переключать свое внимание и

на другой музыкальный текст, который позволит решить проблему и достичь заданной цели.

Важнейшим

фактором,

стимулирующим

развитие

внимания

является

интерес

к

занятиям. В том числе и к исполнению технических упражнений. Развитие эмоционально-

волевых

качеств

обучающихся-аккордеонистов

связано

с

организацией

занятий,

то

есть

строится на принципах систематичности и регулярности. Важна и самостоятельная работа

обучающегося

для

достижения

успеха.

Педагогу

необходимо

заинтересовать

ребенка

процессом

самостоятельных

занятий.

Найти

то,

что

будет

привлекательным

для

него,

сформировать устойчивую мотивацию.

Главное,

чтобы

процесс

работы

не

заключался

в

механическом

повторении

разучиваемого произведения, а стремился к повышению качества игры. Поиск и преодоление

технических трудностей преодолевается путем анализа музыкального произведения. Здесь в

первую очередь помогут организующие волевые усилия.

Достижение даже самого незначительного успеха в самостоятельной работе является

большим

мотивационным

толчком

в

становлении

юного

музыканта.

Самостоятельность

воспитывает в обучающемся самоуважение, развивает инициативу и желание преодолевать

трудности.

Обучающийся

будет

уверен

в

своих

силах,

что

позволит

более

свободнее

чувствовать

себя

на

сцене.

Если

человек

не

приучен

добиваться

результата

в

самостоятельной работе, любая неудача будет пагубно действовать на него. Теряется вера в

себя, в свои силы и человек заранее программирует себя на неудачу.

Порой необходимо сознательно пробуждать в себе чувство собственного достоинства,

самолюбие, вспомнить свои успехи, чтобы повысить тем самым уровень самооценки. Задача

педагога научить обучающегося доводить начатое до конца, достигать поставленной цели,

уметь сосредоточиться во время выступления.

Эмоционально-волевые

качества

во

многом

способствуют

достижению

успеха

не

только в исполнительской деятельности, но и в любых жизненных ситуациях. Развитие

данных качеств является одной и важных задач педагога-музыканта.

ЛИТРАТУРА

1.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.,

2010.

2.

Коган Г.М. У врат мастерства. М., 2004.

3.

Цыпин Г.М. Исполнитель и техника//Учеб. пособие для студ. муз.-пед.фак. и отд-

ний высш. и сред. пед. учеб. заведений.М., 2008.

4.

Цыпин

Г.М.

Воля

в

контексте

профессиональных

требований

музыкальной

деятельности//Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Учеб.

Пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.



В раздел образования