Напоминание

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности»


Автор: Капустина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ города Новосибирска "Детский сад № 112 "Радуга" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска "Детский сад № 112 "Радуга"

комбинированного вида"

Статья по теме:

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста с помощью дидактических игр экологической

направленности»

автор: Капустина Ольга Сергеевна,

воспитатель

"Сделать серьезное занятие для ребенка

занимательным – вот задача первоначального обучения"

К.Д. Ушинский.

Экологическое

воспитание

-

это

процесс

ознакомления

ребенка

с

природой,

в

основу

которого

положен

экологический

подход,

Ухудшение

экологической

ситуации

в

стране

и

мире

диктует

необходимость

ф о рм и р о ва н и я

у

д е т е й

э кол о г и ч е с ко го

с о з н а н и я ,

к ул ьт у р ы

природопользования. Проблема экологического воспитания детей является

одной из актуальных на современном этапе.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством

воспитания любви к природе являются - дидактические игры экологической

направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.

В процессе обучения в дидактических играх с детьми я стараюсь

вызвать

у

них

интерес

к

ним,

создать

у

них

состояние

увлеченности,

умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации,

требующие разрешения.

В

процессе

игр

формируются

знания

об

окружающем

мире,

воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и

заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в

природе.

В своей работе с детьми я использую дидактические игры с природным

материалом - листья, семена, шишки, камешки. Они систематизируют знания

о свойствах объектов природы. Хочется рассказать подробнее о тех играх и

приемах, которые я применяю, и которые на практике показывают успешный

результат.

Очень нравится нам с ребятами играть в словесные дидактические

игры. Это такие игры как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Съедобное -

несъедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет.», «Скажи из чего

сделано.». Мы учимся разгадывать кроссворды, решать ребусы, выполнять

наблюдения за растениями, принимать участие в викторинах.

Часто

игры

экологического

содержания

возникают

по

инициативе

самих детей, что говорит об их заинтересованности. Чтобы игры носили

заинтересовывающий характер, стараюсь применять мотивацию. Например, в

игре

«Птицы,

рыбы,

звери»,

бросаю

мяч

ребенку

и

произношу

слово

«птица».

В

ответ

он

должен

подобрать

видовое

понятие,

например

«воробей», и бросить обратно мяч. Или наоборот, в игре «Воздух, земля,

вода», я бросаю мяч ребенку и называю объект природы «сорока» например,

а он должен ответить мне, что это «воздух» или «вода». Сюда же могу

отнести и такие игры как: «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи

ласково», «Бывает, не бывает», «Дерево, цветок, кустарник».

Для

того,

чтобы

вызвать

у

детей

моментальный

интерес

к

дидактическим

играм

экологической

направленности

считаю,

что

нужно

использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта,

тайна, сюрприз, мотив помощи, которые помогают увлечь и заинтересовать

детей.

Любознательность у детей всегда стояла на первом месте, поэтому я

стараюсь

развивать

ее

в

таких

дидактических

играх

как

игры

-

путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивает их познавательную

активность:

сначала

происходит

процесс

накопления

знаний,

далее

получаемая

информация

систематизируется

и

формируется

готовность

к

осмыслению

окружающего

мира.

Ребенок

интересуется

и

это

видно

по

количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по

домикам»,

«Путешествия

в

подводный

мир»,

«Путешествия

в

страну

животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро

- кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда

плохо», «Если бы я был бабочкой…».

Работая с детьми, я заметила, что у детей вызывает живой интерес

дидактические игры с предметами окружающего мира и к их действиям с

ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому я провожу

с ними

такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или

тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло»,

«Чистая

и

грязная

вода»,

«Для

чего

человеку

нужен

воздух».

Такие

дидактические

игры

стимулируется

развитие

любознательности

и

наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.

Используем

такую

дидактическую

игру,

как

лото.

В

лото

ребенок

должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения

на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото»,

«Садовник

и

цветы»,

«Деревья»,

«Ягоды».

В

домино

принцип

парности

реализуется через подбор карточек при очередности хода.

Очень нравятся детям пазлы, где картинки особой техники соединения,

разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение

животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года»,

«Насекомые»). Данные игры дают возможность систематизировать знания

детей о растениях, животных, явлениях природы.

Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают

детей

в

активное

освоение

окружающего

мира,

помогает

им

овладеть

способами познания связей между предметами и явлениями.

В

настоящее

время

при

ознакомлении

детей

с

природой

особое

предпочтение

отдаю

мультимедийным

дидактическим

играм.

Они

представляют

большой

интерес

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера

доброжелательности

позволяет

детям

играть

увлечённо,

с

интересом

испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное

количество мультимедийных игр, с некоторыми мы познакомились. Это игры

«Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей», «Что лишнее», «С

какого растения лист», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные»,

«Кто такие насекомые», «Знаток природы», «Загадки о лете» и др.

Важную

роль

играет

и

привлечение

родителей

к

экологическому

воспитанию.

С

родителями

проводились

конкурсы

на

изготовление

экологических

плакатов

«Береги

природу».

Родители

оказали

помощь

в

сооружение

кормушек,

приняли

участие

в

конкурсе

«Изготовление

дидактических игр по экологическому воспитанию» – «Птицы», «Дерево

«Времена года».

Таким

образом,

с

помощью

дидактических

игр

дети

стали

лучше

ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество

животных

разных

экологических

групп.

Дети

научились

сравнивать,

наблюдать,

логически

мыслить,

значительно

увеличилось

качество

и

количество представлений о флоре и фауне.

И в заключении хочется сказать, что все экологические навыки, умения

и знания, которые они получили в ДОУ останутся у них на всю жизнь,

сделают их добрыми и милосердными ко всему живому

.



В раздел образования