Автор: Капустина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ города Новосибирска "Детский сад № 112 "Радуга" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска "Детский сад № 112 "Радуга"
комбинированного вида"
Статья по теме:
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста с помощью дидактических игр экологической
направленности»
автор: Капустина Ольга Сергеевна,
воспитатель
"Сделать серьезное занятие для ребенка
занимательным – вот задача первоначального обучения"
К.Д. Ушинский.
Экологическое
воспитание
-
это
процесс
ознакомления
ребенка
с
природой,
в
основу
которого
положен
экологический
подход,
Ухудшение
экологической
ситуации
в
стране
и
мире
диктует
необходимость
ф о рм и р о ва н и я
у
д е т е й
э кол о г и ч е с ко го
с о з н а н и я ,
к ул ьт у р ы
природопользования. Проблема экологического воспитания детей является
одной из актуальных на современном этапе.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством
воспитания любви к природе являются - дидактические игры экологической
направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.
В процессе обучения в дидактических играх с детьми я стараюсь
вызвать
у
них
интерес
к
ним,
создать
у
них
состояние
увлеченности,
умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации,
требующие разрешения.
В
процессе
игр
формируются
знания
об
окружающем
мире,
воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и
заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в
природе.
В своей работе с детьми я использую дидактические игры с природным
материалом - листья, семена, шишки, камешки. Они систематизируют знания
о свойствах объектов природы. Хочется рассказать подробнее о тех играх и
приемах, которые я применяю, и которые на практике показывают успешный
результат.
Очень нравится нам с ребятами играть в словесные дидактические
игры. Это такие игры как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Съедобное -
несъедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет.», «Скажи из чего
сделано.». Мы учимся разгадывать кроссворды, решать ребусы, выполнять
наблюдения за растениями, принимать участие в викторинах.
Часто
игры
экологического
содержания
возникают
по
инициативе
самих детей, что говорит об их заинтересованности. Чтобы игры носили
заинтересовывающий характер, стараюсь применять мотивацию. Например, в
игре
«Птицы,
рыбы,
звери»,
бросаю
мяч
ребенку
и
произношу
слово
«птица».
В
ответ
он
должен
подобрать
видовое
понятие,
например
«воробей», и бросить обратно мяч. Или наоборот, в игре «Воздух, земля,
вода», я бросаю мяч ребенку и называю объект природы «сорока» например,
а он должен ответить мне, что это «воздух» или «вода». Сюда же могу
отнести и такие игры как: «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи
ласково», «Бывает, не бывает», «Дерево, цветок, кустарник».
Для
того,
чтобы
вызвать
у
детей
моментальный
интерес
к
дидактическим
играм
экологической
направленности
считаю,
что
нужно
использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта,
тайна, сюрприз, мотив помощи, которые помогают увлечь и заинтересовать
детей.
Любознательность у детей всегда стояла на первом месте, поэтому я
стараюсь
развивать
ее
в
таких
дидактических
играх
как
–
игры
-
путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивает их познавательную
активность:
сначала
происходит
процесс
накопления
знаний,
далее
получаемая
информация
систематизируется
и
формируется
готовность
к
осмыслению
окружающего
мира.
Ребенок
интересуется
и
это
видно
по
количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по
домикам»,
«Путешествия
в
подводный
мир»,
«Путешествия
в
страну
животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро
- кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда
плохо», «Если бы я был бабочкой…».
Работая с детьми, я заметила, что у детей вызывает живой интерес
дидактические игры с предметами окружающего мира и к их действиям с
ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому я провожу
с ними
такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или
тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло»,
«Чистая
и
грязная
вода»,
«Для
чего
человеку
нужен
воздух».
Такие
дидактические
игры
стимулируется
развитие
любознательности
и
наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.
Используем
такую
дидактическую
игру,
как
лото.
В
лото
ребенок
должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения
на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото»,
«Садовник
и
цветы»,
«Деревья»,
«Ягоды».
В
домино
принцип
парности
реализуется через подбор карточек при очередности хода.
Очень нравятся детям пазлы, где картинки особой техники соединения,
разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение
животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года»,
«Насекомые»). Данные игры дают возможность систематизировать знания
детей о растениях, животных, явлениях природы.
Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают
детей
в
активное
освоение
окружающего
мира,
помогает
им
овладеть
способами познания связей между предметами и явлениями.
В
настоящее
время
при
ознакомлении
детей
с
природой
особое
предпочтение
отдаю
мультимедийным
дидактическим
играм.
Они
представляют
большой
интерес
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера
доброжелательности
позволяет
детям
играть
увлечённо,
с
интересом
испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное
количество мультимедийных игр, с некоторыми мы познакомились. Это игры
«Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей», «Что лишнее», «С
какого растения лист», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные»,
«Кто такие насекомые», «Знаток природы», «Загадки о лете» и др.
Важную
роль
играет
и
привлечение
родителей
к
экологическому
воспитанию.
С
родителями
проводились
конкурсы
на
изготовление
экологических
плакатов
«Береги
природу».
Родители
оказали
помощь
в
сооружение
кормушек,
приняли
участие
в
конкурсе
«Изготовление
дидактических игр по экологическому воспитанию» – «Птицы», «Дерево
«Времена года».
Таким
образом,
с
помощью
дидактических
игр
дети
стали
лучше
ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество
животных
разных
экологических
групп.
Дети
научились
сравнивать,
наблюдать,
логически
мыслить,
значительно
увеличилось
качество
и
количество представлений о флоре и фауне.
И в заключении хочется сказать, что все экологические навыки, умения
и знания, которые они получили в ДОУ останутся у них на всю жизнь,
сделают их добрыми и милосердными ко всему живому
.