Напоминание

«Игра - инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности у детей раннего возраста».


Автор: Ботячкова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Игра - инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности у детей раннего возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игра - инсценировка как эффективное средство

развития самостоятельной речевой активности у детей

раннего возраста».

В своей фундаментальной работе «Воображение и творчество в

детском возрасте» Л. С. Выготский писал, «…Игра ребёнка не есть простое

воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых

впечатлений, комбинирование их и построение из них новой

действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребёнка».

Игра, является формой детской самостоятельности, имеет свои особые

законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы,

моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы

поведения, а так же взаимоотношения детей.

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, является

преобладающим видом его деятельности.

Ориентация на целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования

способствует поддержанию развития игровой деятельности. Основой

воспитания дошкольника должно стать его включение в разные виды

деятельности, в том числе игровую.

Социализация способствует формированию жизненных навыков детей,

обеспечивающих ориентировку в новых нестандартных ситуациях,

готовности к поиску решений.

ФГОС ДО должен обеспечить потребность детей в творчестве,

способствовать развитию любознательности, мотивации в достижении

успеха.

Построение работы с детьми на основе индивидуальной образовательной

траектории позволяет учитывать интересы, потребности и мотивы каждого

ребёнка, полностью реализовать потенциал умственного и личностного

развития каждого ребёнка.

Велико значение использования игр-инсценировок для развития детей

2– 3 лет. Драматизировать, изображать, разыгрывать литературное

произведение нужно учить с раннего возраста. Драматизация помогает детям

дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, передать образ героев

и их индивидуальность.

В играх- инсценировках проявляются черты, которые получат развитие

впоследствии: подражание взрослым, создание игровых образов, стремление

активно действовать, знакомится с окружающим.

На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в игре

появляется роль, а к концу третьего года - несложный сюжет.

На развитие самостоятельной деятельности, творческого воображения

большое влияние и оказывают игры-инсценировки . Чтобы повысить интерес

малышей к этим играм, можно сделать ведущим знакомую игрушку(кукла,

собачка, зайчик), которую они любят и встречают с радостью.

Наблюдения показали, что в дальнейшем даже если дети не разыгрывают

полностью эти инсценировки, то отдельные эпизоды включают в

повседневные игры. Например игра-инсценировка «Про девочку Машу и

Зайку- Длинное Ушко», которое разыгрывали во время организованной

образовательной деятельности по развитию речи нашла отражение в

обычной игре с куклой. Играя в маму и дочку малыши говорили: «Я пойду на

работу, а ты не плач! Я скоро приду». Или когда я с детьми разыгрывала

игру - инсценировку про мишку, которого оставили нехорошие дети, нашла

применение в повседневной игре, когда дети строили домик для мишки,

приговаривали: «Мы будем угощать тебя мёдом, ходить с тобой гулять,

хвалить».

Дети всегда готовы слушать и играть сказки . Это их способ познания мира.

Русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко

всему живому. Ребёнок, входя в сказку получает роль одного из её героев, с

ним же впитывает отношение к миру, к будущей жизни.

Организованная образовательная деятельность, где детям рассказывают

сказки, можно заканчивать игрой - инсценировкой, самостоятельными играми

детей с фигурками настольного театра, картинками, в процессе которых они

воспроизводят отдельные слова, фразы, принадлежащие персонажам. И

воспитатель принимает активное участие в этих играх. Например, слушая

сказку «Репка» и рассказывая её вместе с воспитателем дети переходят к

игре – инсценировке по сказке, где самостоятельно начинают действовать.

«Я – дедка»,- говорит ребёнок и двигает фигурку по столу со словами «топ-

топ». Малыши глядя на товарища начинают действовать с другими

фигурками сказки, используя в речи слова и фразы персонажей.

Наблюдая за детьми я отметила, как дети инсценируя сказку, играя в неё

включают личное творчество: дополняют фразы, действия. От этого им

становится ещё интереснее, игра разворачивается и увлекает малышей.

И всё же в этом возрасте дети ещё не могут полностью инсценировать ,

поэтому «наталкивание» воспитателя необходимо, чтобы выстроить сюжет

сказки, последовательность действий.

Включать игры - инсценировки можно не только в игровую и

организованную образовательную деятельности, но и в режимные моменты,

содействуя тому, чтобы они подрожали хорошему примеру.

Игры – инсценировки способствуют развитию самостоятельной речевой

активности, где малыши набираются опыта в общении, учатся выслушивать

друг друга, прослеживать действия и ситуацию.

Анализ литературы (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.В. Разина)

показывает, что важнейшие изменения, которые происходят с ребенком при

переходе его от раннего к дошкольному возрасту, связаны с его речевым

развитием. Речь дает ребенку возможность управлять собой и быть управляем

другими.

На этом основании я поставила перед собой следующую цель:

использование игр – инсценировок для развития самостоятельной речевой

активности детей раннего возраста.

Данная цель предполагала решение следующих задач:

-привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры

условного действия с сюжетными игрушками;

- стимулировать ребенка

к продолжению, дополнению по смыслу

игрового действия партнера-взрослого;

-

привлекать

ребенка

к

осуществлению

условного

действия

с

заместителями и воображаемыми предметами;

-ориентировать

ребенка

на

продолжение,

дополнение

игрового

действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение

игровых действий;

- побуждать к импровизации с использованием доступных каждому

ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения);

-вызвать

желание

произносить

небольшие

монологи

и

диалоги

в

соответствии с сюжетом инсценировки, подражать голосам животных и

птиц;

-обогатить пространство для коммуникативной деятельности детей в

группе;

-привлекать родителей к организации речевой активности детей раннего

возраста.

Так же игры – инсценировки должны соответствовать педагогическим

принципам:

-Воспитатель всегда играет вместе с детьми в позиции «играющего

партнёра, «умеющего интересно играть», умеющего строить игру таким

образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились

перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ

построения игры;

-Воспитатель играет с детьми на протяжение всего дошкольного детства, но

на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы детьми

сразу «открывали » и усваивали новый, более сложный способ её

построения;

- Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства

необходимо при формировании игровых умений одновременно

ориентировать ребёнка, как на осуществление игровых действий, так и на

пояснение его смысла партнёрам - взрослому и сверстнику.

Для успешной работы должна быть создана соответствующая

развивающая предметно-пространственная среда, способствующая

получению информации об окружающем мире, направленной на развитие

творческой личности, узнавание норм и правил общественного поведения,

освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию

способности к сопереживанию.

В раннем возрасте работа будет эффективным лишь при совместной

работе всех взрослых окружающих ребенка.



В раздел образования