Автор: Ботячкова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Игра - инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности у детей раннего возраста».
Раздел: дошкольное образование
«Игра - инсценировка как эффективное средство
развития самостоятельной речевой активности у детей
раннего возраста».
В своей фундаментальной работе «Воображение и творчество в
детском возрасте» Л. С. Выготский писал, «…Игра ребёнка не есть простое
воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых
впечатлений, комбинирование их и построение из них новой
действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребёнка».
Игра, является формой детской самостоятельности, имеет свои особые
законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы,
моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы
поведения, а так же взаимоотношения детей.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, является
преобладающим видом его деятельности.
Ориентация на целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования
способствует поддержанию развития игровой деятельности. Основой
воспитания дошкольника должно стать его включение в разные виды
деятельности, в том числе игровую.
Социализация способствует формированию жизненных навыков детей,
обеспечивающих ориентировку в новых нестандартных ситуациях,
готовности к поиску решений.
ФГОС ДО должен обеспечить потребность детей в творчестве,
способствовать развитию любознательности, мотивации в достижении
успеха.
Построение работы с детьми на основе индивидуальной образовательной
траектории позволяет учитывать интересы, потребности и мотивы каждого
ребёнка, полностью реализовать потенциал умственного и личностного
развития каждого ребёнка.
Велико значение использования игр-инсценировок для развития детей
2– 3 лет. Драматизировать, изображать, разыгрывать литературное
произведение нужно учить с раннего возраста. Драматизация помогает детям
дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, передать образ героев
и их индивидуальность.
В играх- инсценировках проявляются черты, которые получат развитие
впоследствии: подражание взрослым, создание игровых образов, стремление
активно действовать, знакомится с окружающим.
На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в игре
появляется роль, а к концу третьего года - несложный сюжет.
На развитие самостоятельной деятельности, творческого воображения
большое влияние и оказывают игры-инсценировки . Чтобы повысить интерес
малышей к этим играм, можно сделать ведущим знакомую игрушку(кукла,
собачка, зайчик), которую они любят и встречают с радостью.
Наблюдения показали, что в дальнейшем даже если дети не разыгрывают
полностью эти инсценировки, то отдельные эпизоды включают в
повседневные игры. Например игра-инсценировка «Про девочку Машу и
Зайку- Длинное Ушко», которое разыгрывали во время организованной
образовательной деятельности по развитию речи нашла отражение в
обычной игре с куклой. Играя в маму и дочку малыши говорили: «Я пойду на
работу, а ты не плач! Я скоро приду». Или когда я с детьми разыгрывала
игру - инсценировку про мишку, которого оставили нехорошие дети, нашла
применение в повседневной игре, когда дети строили домик для мишки,
приговаривали: «Мы будем угощать тебя мёдом, ходить с тобой гулять,
хвалить».
Дети всегда готовы слушать и играть сказки . Это их способ познания мира.
Русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко
всему живому. Ребёнок, входя в сказку получает роль одного из её героев, с
ним же впитывает отношение к миру, к будущей жизни.
Организованная образовательная деятельность, где детям рассказывают
сказки, можно заканчивать игрой - инсценировкой, самостоятельными играми
детей с фигурками настольного театра, картинками, в процессе которых они
воспроизводят отдельные слова, фразы, принадлежащие персонажам. И
воспитатель принимает активное участие в этих играх. Например, слушая
сказку «Репка» и рассказывая её вместе с воспитателем дети переходят к
игре – инсценировке по сказке, где самостоятельно начинают действовать.
«Я – дедка»,- говорит ребёнок и двигает фигурку по столу со словами «топ-
топ». Малыши глядя на товарища начинают действовать с другими
фигурками сказки, используя в речи слова и фразы персонажей.
Наблюдая за детьми я отметила, как дети инсценируя сказку, играя в неё
включают личное творчество: дополняют фразы, действия. От этого им
становится ещё интереснее, игра разворачивается и увлекает малышей.
И всё же в этом возрасте дети ещё не могут полностью инсценировать ,
поэтому «наталкивание» воспитателя необходимо, чтобы выстроить сюжет
сказки, последовательность действий.
Включать игры - инсценировки можно не только в игровую и
организованную образовательную деятельности, но и в режимные моменты,
содействуя тому, чтобы они подрожали хорошему примеру.
Игры – инсценировки способствуют развитию самостоятельной речевой
активности, где малыши набираются опыта в общении, учатся выслушивать
друг друга, прослеживать действия и ситуацию.
Анализ литературы (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.В. Разина)
показывает, что важнейшие изменения, которые происходят с ребенком при
переходе его от раннего к дошкольному возрасту, связаны с его речевым
развитием. Речь дает ребенку возможность управлять собой и быть управляем
другими.
На этом основании я поставила перед собой следующую цель:
использование игр – инсценировок для развития самостоятельной речевой
активности детей раннего возраста.
Данная цель предполагала решение следующих задач:
-привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры
условного действия с сюжетными игрушками;
- стимулировать ребенка
к продолжению, дополнению по смыслу
игрового действия партнера-взрослого;
-
привлекать
ребенка
к
осуществлению
условного
действия
с
заместителями и воображаемыми предметами;
-ориентировать
ребенка
на
продолжение,
дополнение
игрового
действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение
игровых действий;
- побуждать к импровизации с использованием доступных каждому
ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения);
-вызвать
желание
произносить
небольшие
монологи
и
диалоги
в
соответствии с сюжетом инсценировки, подражать голосам животных и
птиц;
-обогатить пространство для коммуникативной деятельности детей в
группе;
-привлекать родителей к организации речевой активности детей раннего
возраста.
Так же игры – инсценировки должны соответствовать педагогическим
принципам:
-Воспитатель всегда играет вместе с детьми в позиции «играющего
партнёра, «умеющего интересно играть», умеющего строить игру таким
образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились
перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ
построения игры;
-Воспитатель играет с детьми на протяжение всего дошкольного детства, но
на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы детьми
сразу «открывали » и усваивали новый, более сложный способ её
построения;
- Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства
необходимо при формировании игровых умений одновременно
ориентировать ребёнка, как на осуществление игровых действий, так и на
пояснение его смысла партнёрам - взрослому и сверстнику.
Для успешной работы должна быть создана соответствующая
развивающая предметно-пространственная среда, способствующая
получению информации об окружающем мире, направленной на развитие
творческой личности, узнавание норм и правил общественного поведения,
освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию
способности к сопереживанию.
В раннем возрасте работа будет эффективным лишь при совместной
работе всех взрослых окружающих ребенка.