Автор: Назарова Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ хатын-Арынская СОШ им. И.Е.Винокурова
Населённый пункт: Намский улус , Республика Саха(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Геометрия через тернии к звездам
Раздел: полное образование
Тема урока: Геометрические понятия через тернии к звездам
Цели и задачи:
•
Образовательные: повторить
и
систематизировать
знания,
полученные
на
уроках;
отработать
навыки
применения
правил
геометрических
фигур;
С
п ом о щ ь ю
геометрических фигур на плоскости построить геометрические фигуры в пространстве.
• Воспитательные: развитие у каждого ученика вкуса к творческой, активной деятельности
при решении задач; развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и
оценивать выполненную работу;
• Развивающие: развитие математического и общего кругозора, памяти, мышления, речи и
внимания учащихся; пробудить у учащихся интерес к изучению математики, показать, что
математика – чудесная наука.
Форма проведения: дидактическая игра, урок проектирования;
Оборудование: проектор, экран, доска, ножницы, бумаги А4, карандаш, линейка, клей,
тетрадь, листы самоконтроля с заданиями.
Китайская мудрость гласит:
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь.
Формула изучения математики: Ищу – нахожу - думаю- определяю- упражняюсь- делаю
-применяю- развиваю
Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы.
4. Открытие нового.
5. Локализация места затруднения.
6. Рефлексия деятельности.
7. Домашнее задание.
Ход игры:
1.
Разминка. Представим себе, что наши команды – это команды космических
кораблей, которым сегодня предстоит сегодня совершить воображаемое путешествие в
космос геометрических фигур. Сейчас мы проверим, насколько вы готовы к полету.
Команде в течение 1 минуты будут задаваться вопросы. На которые вы должны очень
быстро отвечать.
1.
Вопросы командам: (на каждый вопрос по 1 балл)
Самоопределение к деятельности ( отвечают по одному)
1.
На какие две науки разделяется математика?
2.
Какую из них наук нам следует выбрать для достижения цели сегодняшнего занятия?
Актуализация знаний:
3.
Что изучает геометрия?
4.
Назовите основные геометрические фигуры.
5.
С каких фигур состоит прямая;
6.
Определение луча;
7.
Определение отрезка;
8.
Сколько прямых можно провести через две точки?
9.
Что такое плоскость?
10. Можно ли сказать, что фанера является плоскостью?
11. Фанера имеет толщину. А плоскость?
12. Первый признак равенства треугольников;
Постановка проблемы
С помощью геометрических фигур на плоскости, проектировать фигуру в пространстве.
2.
Штурманский конкурс Это сделают наши штурманы.
(максимально 5 баллов, допущена1 ошибка – 3 балла, 2 ошибки – 1 балл)
А
Б
В
А) Какое из этих утверждений верно?
1. Через две точки можно провести прямую.
2. Через две точки можно провести прямую, притом только одну.
3. Через две точки можно провести бесконечно много прямых.
Б) Какое из этих утверждений верно?
1.
Две пересекающие прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются.
2.
Две пересекающие прямые называются перпендикулярными, если они образуют четыре
прямых угла.
3.
Две пересекающие прямые называются перпендикулярными, если они имеют общую
точку.
В) Какое из этих утверждений верно?
1. У треугольника 3 элемента.
2. У треугольника 5 элемента.
3. У треугольника 6 элемента.
На уроке геометрия-коу, мы конструировали из бумаги разных видов пирамиды. Из каких
фигур состоит поверхность пирамиды? (д/з)
( треугольников и квадрата. ) ?
Сможем ли мы найти площадь полной поверхности пирамиды?
Давайте, для того, чтобы ответить на этот вопрос мы возьмем один из видов пирамид.
Открытие нового
3.
Конкурс экипажей
Итак, штурманы проложили курс, теперь пилоты должны выводить корабль на орбиту.
Посмотрим, кто быстрее и правильнее это сделает. Выходят члены команды и выполняют
задание. ( находят площадь полной поверхности пирамиды).
(решение правильное 5 балл, решение не правильное утешительный 1 балл)
4.
Конкурс Картинка из космоса
Представьте себе, что вы вышли на другую планету. Вам нужно сейчас сделать картинку
на тему "Что я увидел на другой планете", причем в картинке обязательно используйте
геометрические фигуры и цифры. Построение необычной пирамиды. На выполнение 5
мин. (за лучшую работу – 5 баллов, учитывается общий замысел и количество
(дети делают развернутый вид пирамиды)
5.
Конкурс «Астероидная атака»
При движении ракета могла подвергнуться астероидной атаке. Чтобы это предотвратить,
необходимо взорвать этот астероид, а для этого необходимо узнать точное время выстрела.
1 команда найдет через сколько часов, а вторая через сколько минут нужно сделать
выстрел. Для этого надо сложите каким то образом полученные пирамиды, чтобы
получить куб. Количество пирамид в кубе будем считать временем выстрела. ( три
пирамиды)
(1 вопрос – за каждое правильное число 2 балла, 2 вопрос – правильный ответ 5 баллов,
общий ответ – 1 балл, максимально 12баллов)
6.
Конкурс капитанов
Пришла пора возвращаться на Землю. Капитаны берут управление кораблем на себя.
Нужно провести свой корабль по заданному курсу. На звездной карте отмечены числа, вы
должны провести корабль по правильному курсу: Как вы думаете, чему равна объем
пирамиды, если объем куба равна 216 куб единиц?
Побеждает тот, кто быстрее вычислит. (быстро и правильно –5 баллов, правильно – 3
балла, быстро с ошибками 1 балл)
7.
Конкурс «Послание из прошлого» (слайд 6). Итак, корабли в полете. Команды
получили послание из прошлого и его надо расшифровать. Расшифровать высказывание о
математике выдающегося ученого. (быстро и правильно – 15 баллов, правильно – 10
баллов)
ключ
М
В
Ц
*
Е
*
К
И
Х
Н
*
У
Т
А
С
Р
8.
Рефлексия деятельности
Какая работа сегодня нами проделана?
С помощью чего удалось решить задачи?
Что вам понравилось на уроке?
Какие универсальные действия сформированы и использованы?
9.
Формируемые учебные универсальные действия
Анализ, синтез, исследование, связывание, сравнение, проектирование, поиск,
уточнение, нахождение, выбор, постановка вопроса, узнавание, описание,
доказательство, рассказывание, нахождение ошибки, оценивание, информирование,
вывод
10. Подведение итогов игры