Напоминание

«Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»


Автор: Махнова Мария Михайловна
Должность: Воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МДОБУ
Населённый пункт: С.Паша Ленинградская область
Наименование материала: метадическая разработка
Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Развитие

мелкой моторики рук посредством

различных видов деятельности»

Махнова Мария Михайловна

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук через

различные виды деятельность»

Содержание:

1. Аннотация.

2. Введение.

3. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?

4. Опыт работы.

5. Заключение.

1. Аннотация.

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы

по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской

деятельности. Методическая разработка может быть интересна

педагогам дошкольного образования. Она содержит игры на развитие

мелкой моторики.

2. Введение.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы,

которая непосредственно связана с овладением предметными

действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом,

речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н.

Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений

рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его

предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья,

совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют

положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и

вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей

руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и

экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат

энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями

запястья.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее

движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше

мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Целью моей работы является: формирование речевой деятельности детей,

через развитие мелкой моторики рук.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1. Совершенствовать координацию и точность движений руки и глаза;

2. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой

деятельностью детей;

3. Содействовать нормализации речевой функции;

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, графические

навыки;

5. Повышать компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр,

упражнений по мелкой моторике.

После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы,

занялась отбором материала, поиском всевозможных пальчиковых игр и

упражнений постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для

нашей группы.

Работа по развитию мелкой моторики проводится во время совместной

деятельности педагога с детьми, в ходе самостоятельной деятельности детей,

в индивидуальной работе.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения,

способствуют развитию мелкой моторики у детей.

1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности,

концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.

2. Использование лепки из различного материала (пластилин, глина,

тесто, использование природного материала; нетрадиционная техника

рисования; использование конструктора («Лего», деревянный,

металлический); аппликация.

3.Дидактические игры: пазлы, бусы, мозайка, шнуровка.

4. Развитие графомоторных навыков: трафареты, графические

диктанты.

3. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей

площади двигательной проекции коры головного мозга занимает

проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне

дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же,

как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто

предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на

формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы

научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его

артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук,

или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами

сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное

восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная

и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики

важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует

использования точных, координированных движений кистей и пальцев,

которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также

выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

4. Опыт работы.

В основе моей работы лежит игра. Для ребенка игра в движении – это

способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые

движения, тем глубже знакомство с миром.

Игры с бусинами

Игры с крупой (ракушки)

Игры с конструктором

Мои задачи: улучшить координацию движений пальцев рук, улучшить

общую двигательную активность ребенка.

Основной метод работы - пальчиковые игры.

Игрушки

ПГ «Танины игрушки»

На большом диване в ряд попеременно хлопать в ладоши и

Куклы танины сидят: стучать кулаками

Два медведя, Буратино загибать поочередно все пальцы

И весёлый Чиполино

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. разгибать поочерёдно все пальцы

Помогаем нашей Тане попеременно хлопать в ладоши и

Мы игрушки сосчитать. стучать кулаками.

Овощи.

ПГ «Овощи».

Мы пришли в огород,

Что тут только не

растет:

Тыква, репка и чеснок,

Лук, капуста кабачок,

Помидор и огурец.

Вот хозяин – молодец!

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках.

Хлопнуть в ладони, развести руки в стороны.

Поочередно сгибать пальцы рук.

Руки сжать в кулаки, большие пальцы поднять

вверх.

Фрукты.

ПГ «Фрукты»

У бабушки в деревне (Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы

правой руки в стороны.)

Растет фруктовый сад. (Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы

левой руки в стороны.)

Там на деревьях сливы (Руки,согнутые в локтях,поднять вверх,пальцы

широко развести в стороны.)

И яблоки висят, (Опустить кисти вниз, свободно пальцы.)

И груши прямо с дерева (Повернуть ладони вверх, пальцы расслаблены.)

Могу я собирать. (Имитировать руками сбор урожая.)

Как хорошо у бабушки (Хлопнуть в ладоши.)

Мне летом отдыхать! (Развести руки в стороны.

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей

используется кукольный театр.

Театрализованное представление способствует развитию не только

творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы

именно пальцы.

Лепка также имеет большое значение для укрепления кистей рук

и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима

для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений,

восприятия. Используются различный материал: пластилин, соленое

тесто, глина.

Большой интерес для детей представляет конструирование.

Дети сооружают и разнообразные постройки. Работая

с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура

пальцев рук, воображение, творческая активность.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я

комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе

я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его

психофизиологическое развитие.

В конце года проводится итоговая диагностика развития моторики

рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние

систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

5. Заключение

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики

привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует

процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы

обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным

видам деятельности.

Для совершенствования работы по данной теме я наметила

следующие перспективы:

- продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;

- пополнять копилку пальчиковых игр.

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в

области развития мелкой моторики у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей.



В раздел образования