Напоминание

Внешнее строение листа


Автор: Хисматуллинна Гузял Рауфовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ООШ ФГАУЗ "РКПД" - "Детский туберкулезный санаторий" РТ
Населённый пункт: РТ Зеленодольский район
Наименование материала: разработка урока
Тема: Внешнее строение листа
Раздел: среднее образование





Назад




Филиал ГАУЗ «РКПД» - «Детский туберкулезный

санаторий»

Разработка открытого урока

«Внешнее строение листа»

Работу выполнила : Учитель биологии

Гузял Рауфовна Хисматуллина

Тема урока:

Внешнее строение листа.

Цель урока: - изучить признаки простых и сложных листьев;

сформировать понятия связанные с морфологией листа;

- закрепить знание о месторасположении.

- формирование логической и частично научной речи;

Содержание урока:

I. Повторение и актуализация знаний.

Устный опрос:

1. Нарисовать на доске строение побега.

2 Нарисовать строение листовой почки.

3. Нарисовать строение цветочной почки.

4.Что такое побег? Что такое почка?

(ответ: стебель с расположенными на нем листьями и

почками называют побегом.

-Почка это зачаточный еще не развивающийся побег.)

5.Как почки располагаются на побеге?

(ответ: на вершине побега обычно имеется

верхушечная, а в

пазухах листьев - пазушные почки.

Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на

междоузлиях, листьях, корнях), называют

придаточными.)

6.Чем отличается цветочная почка от вегетативной?

(ответ: внутри почек на зачаточном стебле

расположены только зачаточные листья - это

вегетативные или листовые почки, а цветочных и

генеративных почках имеется зачаточные бутоны или

соцветия, они крупнее листовых и имеют округлую

форму.)

7.Как растет побег? Что такое конус нарастания?

(ответ: после опадания почечных чешуек, начинается

интенсивный рост побега.

Побег удлиняется за счет деления клеток конуса

нарастания (образовательная ткань).

II. Изучение нового материала

( частично-поисковый метод на основе дидактических принципов: преемственности,

системности, доступности, наглядности, диалоговая форма, комбинированный урок)

Вопрос к классу: И так мы с вами узнали ,что такое побег- это часть (Пауза, или может

быть варианты ответов.) ?

Молодцы!!!

А сейчас, давайте представим : где-нибудь на лесной опушке ты стоишь и смотришь

вокруг. Пробежит, шелестя травами черный жук у твоих ног. Мелькнет среди ветвей

торопливая сойка. Качнется на ветру зеленые листья. Все на первый взгляд

привычно, обыкновенно. И никто не скажет и даже не шепнет: «Посмотри на меня,

какой я красивый, интересный , очень нужный обитатель леса !»

Саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый лист,

каждая птица, каждая бабочка - это страницы Книги природы. Читать ее - значит

познавать, изучать природу. Зеленые листья тоже связаны с внешней средой.

А вы знаете, листья которые расположены в стеблях, выполняют определенные функции.

Он осуществляет три функции :

1.Фотосинтез

2.Газообмен

3.Испарение воды.

Давайте рассмотрим лист (гербарий, комнатное

растение, фронтальное рассмотрение)

Морфологические признаки листьев:

1.Жилкование.

2.Наличие черешка и прилистника.

3.Количество листовых пластинок на черешке.

Учащиеся рисуют рисунок , записи в тетради. Почему говорят, что осень «золотая». Эту

формулировку осеннего периода из века в век, описывают художники, писатели, воспевают

поэты.

Какую окраску в этот время года имеют листья? А летом? Благодарить детей.

Правильно, зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черенка.

(демонстрирую живые растения и гербарные экземпляры). Черешок соединяет листовую

пластинку с чем? Как вы думаете? Правильно, со стеблем. Вот такие листья называются

черенковыми.

А если нет черешка, они прикрепляются к стеблю основания и листовой пластинки. Их

называют сидячими.

Давайте. Ребята обратимся к нашему источнику знаний - учебнику. Обратите внимание на

изображение листа в учебнике. ( Учащиеся делают записи в тетради. Пользуясь ,

полученные знания и при помощи рисунка. 7 рис. 78.)

На основании черешка иногда развиваются выросты прилистники.

Мы с Вами говорим о листьях? Но Вы определенно и раньше слышали о них, на каких

уроках?

А давайте постараемся вспомнить, какие же формы имеют листовые пластинки?

(примерный ответ учащихся - округлые, овальные)

Молодцы!!! Кроме овальных есть еще сердцевидные, игольчатые формы листовых

пластинок. А сейчас посмотрите (демонстрация гербарных экземпляров) формы края

пластинки листья. Они одинаковые?

Ответ - Нет.

А чем они отличаются друг от друга?

Ответ – У одних края ровные, а у других нет.

Хорошо. По форме края пластинки листья такие разнообразны.

(рисунок на доске)

Бывают цельные, зубчатые, пильчатые и городчатые листья.

А сейчас посмотрите на эти гербарии. Гербарные растения отличаются ли друг от друга?

Если да, то чем?

Ответ – На черешке один лист, или много.

Правильно. Бывают листья простые и сложные.

(на парты раздаются материалы гербария)

Простые листья – на черешке – одна листовая пластинка.

Сложные листья – на черешке – несколько листовых пластинок.

А сейчас вы повнимательнее рассмотрите листовые пластинки этих растений. Есть ли

различия между ними?

Ответ – Да, есть. Узоры разные.

Эти узоры по другому называют жилкованием.

Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые

называют жилками.

Жилки не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность.

Итак, существует 3 вида жилкования:

(рисунок на доске)

1)

Сетчатое.

2)

Параллельное.

3)

Дуговое.

3. Закрепление.

Наша планета Земля, красива благодаря обилию растений и разнообразию

растительного мира. Листья, основа этого зеленого мира. Какие они? Давайте попробуем

подвести итог нашим знаниям. Которые мы получили на уроке.

Проведем лабораторное исследование, которое мы назовем

«Распознавание простых и сложных листьев, определение листорасположения.»

Эту лабораторную работу проведем по инструктивной карточке §23.

Задания:

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые

листья. По какому признаку вы их отбираете?

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете?

Какое жилкование у отобранных вами листьев?

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

4. Заполните таблицу.

Название растения

Листья простые и

сложные

Жилкование

Листорасположение

А теперь выполним задание теста.

Тест.

1.Побегом называют:

А - Почки.

Б - Почки и листья.

В - Стебель с листьями и почками.

2.Почка это -

А - Видоизмененный побег.

Б - Зачаточный побег.

В - Орган растения.

3.Жилкование листьев бывают:

А - Сетчатые.

Б - Параллельные.

В - Цельные.

4.Листья сложные -

А - Дуговое жилкование.

Б - На черешке несколько листовых пластинок.

В - На черешке одна листовая пластинка.

5.Лист осуществляет 3 основные функции (уберите лишнее)

А - Фотосинтез.

Б - Газообмен.

В - Простой лист.

4. Домашнее задание.

(Дифференцированный подход)

.Работа с учебником:

Изучить §23, ответить на вопросы к. §23. описание строения листьев комнатного

растения.

Задание по выбору

-. Найти в произведениях поэтов и писателей описание листьев.

-. Создать презентацию по изученной теме.

-. Нарисовать лист с указанием его морфологического строения.

-. Нарисовать картину по выбору сюжета: осенний, весенний, летний лес, с красочным

описанием цветовой гаммы листьев.

Методы обучения: частично-поисковый.

Дидактические средства обучения:

Наглядные пособия

Гербарные экземпляры. Комнатные растения.

Книжный комплекс

Рабочие тетради. Учебники.

Форма организации: Комбинированный урок:

Фронтальная - совместная работа учащихся всего

класса над общим заданием. От темпа и эффективности

работы каждого зависит успешность выполнения

задания всем классом.

Индивидуальная - каждый ученик получает свое

учебное задание и самостоятельно работает над ним.

Дидактические условия: Оформление кабинета рассчитано на средний

уровень интеллекта учащихся, способных

переключать свое внимание и воспринимать

информацию предлагаемую учителем в пределах

передней панели кабинета рядом с классной доской.

Дидактические принципы: ( уровень интеллекта- средний)

1. Преемственность - этапы этого урока тесно взаимосвязаны между

собой и привлекаются знания учащихся из

долговременной памяти.

2. Системность - изучаемый материал организуется в определенную

систему на основе выбранной темы.

3. Доступность - учебная информация подается в формах: словесной и

конкретно-образной

4. Наглядность - используется дидактические средства

(демонстрационные плакаты, гербарий, комнатные

растения, стихи поэтов, отрывки из литературных

произведений писателей, рисунки и зарисовки

художников).

Методы контроля: Индивидуальный.

А) тест с 3-мя вариантами ответов

Б) Лабораторная работа.

В) Ответы на вопросы

Домашнее задание: дифференцированное.

Результаты обучения:

Показатели характеризующие результаты обучения.

Выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и

умений каждого ученика и всего класса в целом.

«5» (продуктивный, творческий) - владеет учебным материалом,

самостоятельно применяет полученные знания во время

лабораторной работы, высокий уровень самостоятельности,

применение знаний в нестандартных ситуациях, умение

анализировать и синтезировать полученные знания.

«4» (репродуктивно-продуктивный) - осознанные воспроизведения

программного материала, затруднение применении отдельных

вопросов во время теста и лабораторной работы.

«3» (рецептивно-репродуктивный) - неполное воспроизведение

программного учебного материала на уровне памяти, устраняемые

ошибки с помощью учителя, затруднение во время теста и

выполнении лабораторных работ.



В раздел образования