Автор: Хисматуллинна Гузял Рауфовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ООШ ФГАУЗ "РКПД" - "Детский туберкулезный санаторий" РТ
Населённый пункт: РТ Зеленодольский район
Наименование материала: разработка урока
Тема: Внешнее строение листа
Раздел: среднее образование
Филиал ГАУЗ «РКПД» - «Детский туберкулезный
санаторий»
Разработка открытого урока
«Внешнее строение листа»
Работу выполнила : Учитель биологии
Гузял Рауфовна Хисматуллина
Тема урока:
Внешнее строение листа.
Цель урока: - изучить признаки простых и сложных листьев;
сформировать понятия связанные с морфологией листа;
- закрепить знание о месторасположении.
- формирование логической и частично научной речи;
Содержание урока:
I. Повторение и актуализация знаний.
Устный опрос:
1. Нарисовать на доске строение побега.
2 Нарисовать строение листовой почки.
3. Нарисовать строение цветочной почки.
4.Что такое побег? Что такое почка?
(ответ: стебель с расположенными на нем листьями и
почками называют побегом.
-Почка это зачаточный еще не развивающийся побег.)
5.Как почки располагаются на побеге?
(ответ: на вершине побега обычно имеется
верхушечная, а в
пазухах листьев - пазушные почки.
Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на
междоузлиях, листьях, корнях), называют
придаточными.)
6.Чем отличается цветочная почка от вегетативной?
(ответ: внутри почек на зачаточном стебле
расположены только зачаточные листья - это
вегетативные или листовые почки, а цветочных и
генеративных почках имеется зачаточные бутоны или
соцветия, они крупнее листовых и имеют округлую
форму.)
7.Как растет побег? Что такое конус нарастания?
(ответ: после опадания почечных чешуек, начинается
интенсивный рост побега.
Побег удлиняется за счет деления клеток конуса
нарастания (образовательная ткань).
II. Изучение нового материала
( частично-поисковый метод на основе дидактических принципов: преемственности,
системности, доступности, наглядности, диалоговая форма, комбинированный урок)
Вопрос к классу: И так мы с вами узнали ,что такое побег- это часть (Пауза, или может
быть варианты ответов.) ?
Молодцы!!!
А сейчас, давайте представим : где-нибудь на лесной опушке ты стоишь и смотришь
вокруг. Пробежит, шелестя травами черный жук у твоих ног. Мелькнет среди ветвей
торопливая сойка. Качнется на ветру зеленые листья. Все на первый взгляд
привычно, обыкновенно. И никто не скажет и даже не шепнет: «Посмотри на меня,
какой я красивый, интересный , очень нужный обитатель леса !»
Саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый лист,
каждая птица, каждая бабочка - это страницы Книги природы. Читать ее - значит
познавать, изучать природу. Зеленые листья тоже связаны с внешней средой.
А вы знаете, листья которые расположены в стеблях, выполняют определенные функции.
Он осуществляет три функции :
1.Фотосинтез
2.Газообмен
3.Испарение воды.
Давайте рассмотрим лист (гербарий, комнатное
растение, фронтальное рассмотрение)
Морфологические признаки листьев:
1.Жилкование.
2.Наличие черешка и прилистника.
3.Количество листовых пластинок на черешке.
Учащиеся рисуют рисунок , записи в тетради. Почему говорят, что осень «золотая». Эту
формулировку осеннего периода из века в век, описывают художники, писатели, воспевают
поэты.
Какую окраску в этот время года имеют листья? А летом? Благодарить детей.
Правильно, зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черенка.
(демонстрирую живые растения и гербарные экземпляры). Черешок соединяет листовую
пластинку с чем? Как вы думаете? Правильно, со стеблем. Вот такие листья называются
черенковыми.
А если нет черешка, они прикрепляются к стеблю основания и листовой пластинки. Их
называют сидячими.
Давайте. Ребята обратимся к нашему источнику знаний - учебнику. Обратите внимание на
изображение листа в учебнике. ( Учащиеся делают записи в тетради. Пользуясь ,
полученные знания и при помощи рисунка. 7 рис. 78.)
На основании черешка иногда развиваются выросты прилистники.
Мы с Вами говорим о листьях? Но Вы определенно и раньше слышали о них, на каких
уроках?
А давайте постараемся вспомнить, какие же формы имеют листовые пластинки?
(примерный ответ учащихся - округлые, овальные)
Молодцы!!! Кроме овальных есть еще сердцевидные, игольчатые формы листовых
пластинок. А сейчас посмотрите (демонстрация гербарных экземпляров) формы края
пластинки листья. Они одинаковые?
Ответ - Нет.
А чем они отличаются друг от друга?
Ответ – У одних края ровные, а у других нет.
Хорошо. По форме края пластинки листья такие разнообразны.
(рисунок на доске)
Бывают цельные, зубчатые, пильчатые и городчатые листья.
А сейчас посмотрите на эти гербарии. Гербарные растения отличаются ли друг от друга?
Если да, то чем?
Ответ – На черешке один лист, или много.
Правильно. Бывают листья простые и сложные.
(на парты раздаются материалы гербария)
Простые листья – на черешке – одна листовая пластинка.
Сложные листья – на черешке – несколько листовых пластинок.
А сейчас вы повнимательнее рассмотрите листовые пластинки этих растений. Есть ли
различия между ними?
Ответ – Да, есть. Узоры разные.
Эти узоры по другому называют жилкованием.
Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые
называют жилками.
Жилки не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность.
Итак, существует 3 вида жилкования:
(рисунок на доске)
1)
Сетчатое.
2)
Параллельное.
3)
Дуговое.
3. Закрепление.
Наша планета Земля, красива благодаря обилию растений и разнообразию
растительного мира. Листья, основа этого зеленого мира. Какие они? Давайте попробуем
подвести итог нашим знаниям. Которые мы получили на уроке.
Проведем лабораторное исследование, которое мы назовем
«Распознавание простых и сложных листьев, определение листорасположения.»
Эту лабораторную работу проведем по инструктивной карточке §23.
Задания:
1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые
листья. По какому признаку вы их отбираете?
2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете?
Какое жилкование у отобранных вами листьев?
3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?
4. Заполните таблицу.
Название растения
Листья простые и
сложные
Жилкование
Листорасположение
А теперь выполним задание теста.
Тест.
1.Побегом называют:
А - Почки.
Б - Почки и листья.
В - Стебель с листьями и почками.
2.Почка это -
А - Видоизмененный побег.
Б - Зачаточный побег.
В - Орган растения.
3.Жилкование листьев бывают:
А - Сетчатые.
Б - Параллельные.
В - Цельные.
4.Листья сложные -
А - Дуговое жилкование.
Б - На черешке несколько листовых пластинок.
В - На черешке одна листовая пластинка.
5.Лист осуществляет 3 основные функции (уберите лишнее)
А - Фотосинтез.
Б - Газообмен.
В - Простой лист.
4. Домашнее задание.
(Дифференцированный подход)
.Работа с учебником:
Изучить §23, ответить на вопросы к. §23. описание строения листьев комнатного
растения.
Задание по выбору
-. Найти в произведениях поэтов и писателей описание листьев.
-. Создать презентацию по изученной теме.
-. Нарисовать лист с указанием его морфологического строения.
-. Нарисовать картину по выбору сюжета: осенний, весенний, летний лес, с красочным
описанием цветовой гаммы листьев.
Методы обучения: частично-поисковый.
Дидактические средства обучения:
Наглядные пособия
Гербарные экземпляры. Комнатные растения.
Книжный комплекс
Рабочие тетради. Учебники.
Форма организации: Комбинированный урок:
Фронтальная - совместная работа учащихся всего
класса над общим заданием. От темпа и эффективности
работы каждого зависит успешность выполнения
задания всем классом.
Индивидуальная - каждый ученик получает свое
учебное задание и самостоятельно работает над ним.
Дидактические условия: Оформление кабинета рассчитано на средний
уровень интеллекта учащихся, способных
переключать свое внимание и воспринимать
информацию предлагаемую учителем в пределах
передней панели кабинета рядом с классной доской.
Дидактические принципы: ( уровень интеллекта- средний)
1. Преемственность - этапы этого урока тесно взаимосвязаны между
собой и привлекаются знания учащихся из
долговременной памяти.
2. Системность - изучаемый материал организуется в определенную
систему на основе выбранной темы.
3. Доступность - учебная информация подается в формах: словесной и
конкретно-образной
4. Наглядность - используется дидактические средства
(демонстрационные плакаты, гербарий, комнатные
растения, стихи поэтов, отрывки из литературных
произведений писателей, рисунки и зарисовки
художников).
Методы контроля: Индивидуальный.
А) тест с 3-мя вариантами ответов
Б) Лабораторная работа.
В) Ответы на вопросы
Домашнее задание: дифференцированное.
Результаты обучения:
Показатели характеризующие результаты обучения.
Выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и
умений каждого ученика и всего класса в целом.
«5» (продуктивный, творческий) - владеет учебным материалом,
самостоятельно применяет полученные знания во время
лабораторной работы, высокий уровень самостоятельности,
применение знаний в нестандартных ситуациях, умение
анализировать и синтезировать полученные знания.
«4» (репродуктивно-продуктивный) - осознанные воспроизведения
программного материала, затруднение применении отдельных
вопросов во время теста и лабораторной работы.
«3» (рецептивно-репродуктивный) - неполное воспроизведение
программного учебного материала на уровне памяти, устраняемые
ошибки с помощью учителя, затруднение во время теста и
выполнении лабораторных работ.